ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2018 г. N АПЛ17-533
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Ксенофонтовой Н.А.,
Ситникова Ю.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" (далее также - ООО "Альтерра") о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11,
по апелляционной жалобе ООО "Альтерра" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Правительства Российской Федерации С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии с частью 4 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) Правительство Российской Федерации постановлением от 6 января 2015 г. N 11 утвердило Правила представления декларации о сделках с древесиной (далее - Правила).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (//www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.
Правила включают в себя приложение, именуемое "Форма декларации о сделках с древесиной", сноска 5 которого содержит указание, что поля заполняются только в отношении граждан или индивидуальных предпринимателей.
ООО "Альтерра" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании сноски 5 приложения к Правилам не действующей в части необходимости указания сведений в отношении граждан, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 7 и 8 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ , раскрывающей понятие "Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней" (далее также - ЕГАИС учета древесины) и не содержащей упоминания о необходимости предоставлять в данную информационную систему сведения о физическом лице - покупателе древесины. Полагает, что из буквального толкования приведенной выше нормы закона следует, что субъектный состав покупателей древесины, информация о которых должна содержаться в ЕГАИС учета древесины, ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; возложение обязанности на продавца требовать паспортные данные у покупателя - физического лица и потом представлять их ЕГАИС учета древесины нарушает права и законные интересы ООО "Альтерра" в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия в совершении сделок по продаже древесины.
В обоснование заявленного требования ООО "Альтерра" также указало, что 1 июля 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 911-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р", в соответствии с которым был изменен и существенно расширен перечень видов древесины, сделки с которой подлежат декларированию в ЕГАИС учета древесины. В этот перечень в настоящее время включены пиломатериалы из хвойных и лиственных пород, а также обрезной пиломатериал, необрезной пиломатериал, строганый пиломатериал, брус, брусок и доска, то есть те виды товаров, которые обычно присутствуют в ассортименте не только ООО "Альтерра", но и любого розничного магазина строительных и хозяйственных товаров, следовательно, продавцы пиломатериалов обязаны декларировать все сделки с древесиной, заключаемые не только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и с физическими лицами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "Альтерра" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. При этом ссылается на то, что принимая обжалованную норму, Правительство Российской Федерации вышло за рамки предоставленной ему лесным законодательством компетенции, произвольно возложив на продавцов и покупателей (физических лиц) обязанности по сбору паспортных данных и внесению их в ЕГАИС учета древесины.
Административный истец ООО "Альтерра" в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
В силу части 1 статьи 50.5 Лесного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору ЕГАИС учета древесины предусмотренной статьей 50.6 этого кодекса, декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
За нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней для соответствующих должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц установлена административная ответственность (статья 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ).
Частью 4 статьи 50.5 ЛК РФ предусмотрено, что форма декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что оспоренные в части Правила утверждены Правительством Российской Федерации во исполнение требований федерального законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, правомерен.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Верховный Суд Российской Федерации, проанализировав оспариваемое предписание сноски 5 приложения к Правилам на соответствие ЛК РФ, пришел к правильному выводу о том, что оно ему не противоречит.
Части 1, 3 статьи 50.6 ЛК РФ предусматривают, что ЕГАИС учета древесины является федеральной информационной системой, которая создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в ней информации и контроля за достоверностью такой информации.
На основании части 6 названной нормы закона информация в ЕГАИС учета древесины представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.
Правила, как следует из их пункта 2, возлагают обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На физических лиц, приобретающих древесину, такая обязанность не распространяется.
Вместе с тем в рассматриваемых декларациях, по общим правилам, подлежат указанию сведения о покупателе древесины, в том числе если покупателем является физическое лицо.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 50.5, пунктом 8 части 9 статьи 50.6 ЛК РФ в ЕГАИС учета древесины содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина. На основании пункта 4 части 2 статьи 50.5 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются, помимо прочего, сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе стороны этого договора.
При таких данных довод апелляционной жалобы о произвольном характере оспоренного требования к содержащейся в ЕГАИС учета древесины информации о покупателях-гражданах является ошибочным.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое положение, предполагающее указание сведений о физическом лице - покупателе древесины, полностью соответствует приведенным выше правовым нормам ЛК РФ.
Часть 9 статьи 50.6 ЛК РФ , на которую ссылается административный истец в апелляционной жалобе, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку эта норма закона, определяющая содержание документированной информации, подаваемой в ЕГАИС учета древесины, подлежит применению в совокупности с другими нормами ЛК РФ, предполагающими необходимость указать сведения о стороне договора - покупателе-гражданине.
Обжалованное решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Ю.В.СИТНИКОВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области