Информационное письмо Банка России от 10.09.2003 N 25 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 сентября 2003 г. N 25

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ
ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Вопросы по применению Инструкции Банка России
"О порядке открытия уполномоченными банками банковских
счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации
и проведения операций по этим счетам" N 93-И
от 12.10.2000 (далее - Инструкция N 93-И)

1. Каков порядок проставления цифрового обозначения операции, предусмотренный пунктом 4.7 Инструкции N 93-И, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации?

Порядок указания информации в полях расчетных документов (в том числе в поле "Назначение платежа") на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации установлен совместным Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2003 г., рег. N 4289 (далее по тексту - Приказ).

В указанном Приказе в поле "Назначение платежа" в числе прочих имеется показатель "Примечание", который используется для указания дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.

Таким образом, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации цифровое обозначение операции, предусмотренное пунктом 4.7 Инструкции N 93-И, указывается в показателе "Примечание" поля "Назначение платежа", которое заполняется в соответствии с требованиями Приказа.

2. Правомерно ли внесение нерезидентами с их рублевых счетов, открытых в уполномоченных банках, денежных средств на счета вкладчиков - третьих лиц (резидентов либо нерезидентов)?

Инструкция N 93-И не определяет порядок открытия нерезидентами банковских вкладов (депозитов) и их режимы.

При этом Инструкция N 93-И предусматривает возможность внесения нерезидентами средств со счетов типа "К", "Н", "Ф" в банковские вклады (депозиты), возврата этих средств на тот тип счета, с которого они были ранее внесены, а также перечисления на счет типа "К" процентов, начисленных по банковским вкладам (депозитам). Описание цифрового обозначения операции 303 - "Внесение нерезидентами банковских вкладов в уполномоченные банки" (Таблица А Приложения 1 к Инструкции N 93-И) не конкретизирует, на чье имя (резидент либо нерезидент) должны быть открыты указанные вклады.

Таким образом, в соответствии со статьей 841 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение третьими лицами - нерезидентами денежных средств на счет вкладчика (резидента либо нерезидента) с указанием необходимых данных о его счете по вкладу не противоречит положениям Инструкции N 93-И.

Учитывая положения статьи 842 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что до выражения третьим лицом намерения воспользоваться правами вкладчика лицо, заключившее договор банковского вклада, может воспользоваться правами вкладчика в отношении внесенных им на счет по вкладу денежных средств. Нерезидент, осуществивший перевод валюты Российской Федерации на вклад, открытый на имя третьего лица (резидента либо нерезидента), может осуществить возврат указанных денежных средств на тот тип счета, с которого был внесен банковский вклад (цифровое обозначение операции 304).

3. С какого типа счета, открытого в валюте Российской Федерации, нерезидент вправе осуществить платеж за реализуемое юридическим лицом - резидентом недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации?

Оплата нерезидентом в валюте Российской Федерации за реализуемое резидентом недвижимое имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Инструкцией N 93-И.

Поскольку недвижимое имущество находится за пределами территории Российской Федерации, то в этом случае валюта Российской Федерации переводится юридическим лицом - нерезидентом со своего счета типа "К" в уполномоченном банке либо через счет банка-нерезидента типа "К" на расчетный счет юридического лица - резидента с проставлением в расчетном документе цифрового обозначения операции - 502 "Прочие платежи нерезидентов в пользу резидентов по операциям, которые прямо не указаны под цифровыми обозначениями групп операций 100 - 400".

Иные вопросы по применению валютного законодательства

4. В каком порядке должны осуществляться валютные операции, связанные с предоставлением и возвратом физическим лицом - резидентом кредита в иностранной валюте, полученного у уполномоченного банка?

В соответствии с пунктом 1 и подпунктами "а" и "г" пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) Банк России, являясь основным органом валютного регулирования в Российской Федерации, определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой.

Валютные операции, связанные с получением физическими лицами - резидентами кредитов в иностранной валюте от уполномоченных банков на любой срок, в том числе на срок более 180 дней, и возвратом уполномоченным банкам указанных кредитов с уплатой процентов на сумму кредита, осуществляются без разрешения Банка России (статьи 1, 6 Закона, пункт 1.1.6 Положения Банка России "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций" N 39 от 24.04.1996 (далее - Положение N 39).

Согласно пункту 4 раздела VIII "Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденных письмом Госбанка СССР N 352 от 24.05.1991, граждане могут осуществлять валютные операции на территории Российской Федерации только через уполномоченные банки.

Подпунктом 2.1.3 Положения Банка России "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" N 54-П от 31.08.1998 установлено, что предоставление (размещение) средств в иностранной валюте юридическим и физическим лицам осуществляется уполномоченным банком в безналичном порядке. Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке (подпункт 4 пункта 3.1 Положения).

Таким образом, валютные операции, связанные с получением физическим лицом - резидентом кредита в иностранной валюте на любой срок в уполномоченном банке, а также возвратом указанного кредита, могут осуществляться только в безналичном порядке.

Для осуществления вышеуказанных валютных операций физическим лицам - резидентам необходимо наличие валютного счета в уполномоченном банке.

5. Должны ли быть представлены в уполномоченный банк для осуществления перевода иностранной валюты с валютного счета представителя на валютный счет представляемого в соответствии с пунктом 1.2 Положения N 39 документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления соответствующих валютных операций?

В соответствии с пунктом 8 Положения N 39 при осуществлении указанных в Положении N 39 валютных операций юридические и физические лица - резиденты представляют в уполномоченный банк, обслуживающий счет, через который проводится соответствующая валютная операция, документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления валютных операций в порядке, установленном Положением N 39.

Согласно абзацу 2 пункта 1.2 Положения N 39 без разрешения Банка России осуществляются переводы иностранной валюты с валютного счета представляемого на валютный счет представителя и с валютного счета представителя на валютный счет представляемого в целях осуществления валютных операций, предусмотренных пунктом 1.1 Положения N 39.

Таким образом, для осуществления на основании пункта 1.2 Положения N 39 валютной операции по переводу иностранной валюты с валютного счета представителя на валютный счет представляемого должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на проведение от имени и за счет представляемого валютных операций, указанных в пункте 1.1 Положения N 39.

При этом не требуется представлять документы, подтверждающие основания для осуществления операций, указанных в пункте 1.1 Положения N 39, и заявления, указанные в пунктах 8.3 - 8.4 Положения N 39.

6. Обязан ли уполномоченный банк сообщить о нарушении юридическим лицом - резидентом валютного законодательства в территориальное учреждение Банка России в случае, если резидентом по истечении 90 дней с момента перевода иностранной валюты нерезиденту по договору о выполнении работ (оказании услуг) не представлены подтверждающие документы, указанные в пункте 2.4 Положения Банка России "О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности" N 157-П от 24.10.2001 (далее - Положение N 157-П)?

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 10 Закона одним из основных направлений валютного контроля является определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству.

Уполномоченные банки, как агенты валютного контроля, в целях выполнения своих обязанностей по осуществлению контроля за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями и соответствием этих операций законодательству запрашивают у резидентов документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности.

Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 13 Закона резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций.

При переводе резидентом в соответствии с пунктом 2.2.4 Положения N 157-П иностранной валюты нерезиденту в качестве предварительной оплаты по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности резидент должен представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, не позднее 90 дней с момента перевода.

При непредставлении резидентом указанных документов по истечении 90 дней с момента перевода иностранной валюты уполномоченный банк вправе запросить у резидента указанные документы, а резидент в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 13 Закона обязан их представить в уполномоченный банк.

В случае непредставления резидентом запрашиваемых документов уполномоченный банк обязан сообщить о нарушении юридическим лицом - резидентом валютного законодательства в территориальное учреждении Банка России в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" N 500-У от 12 февраля 1999 года" N 83-И от 28.06.1999.

7. Вправе ли уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет физического лица - нерезидента, по заявлению клиента вернуть ему таможенную декларацию, подтверждающую ввоз иностранной валюты на территорию Российской Федерации, в случае, если указанная таможенная декларация ранее была помещена в досье клиента?

В соответствии с абзацем 2 пункта 11 Письма Банка России от 2 сентября 1994 г. N 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации" на валютные счета физических лиц - нерезидентов, в том числе при открытии физическим лицом - нерезидентом валютного счета, может быть зачислена наличная иностранная валюта, ввезенная на территорию Российской Федерации с соблюдением таможенных правил физическим лицом - нерезидентом либо уполномоченным им лицом, в пределах сумм таможенной декларации, подтверждающей ввоз в Российскую Федерацию указанных средств в наличной иностранной валюте владельцем счета.

При этом физическим лицом - нерезидентом - владельцем счета, на который зачисляется наличная иностранная валюта (его представителем), в уполномоченный банк представляется документ, подтверждающий ввоз им наличной иностранной валюты.

Указанное письмо не содержит нормы, обязывающей уполномоченный банк при зачислении иностранной валюты на счет физического лица - нерезидента помещать в досье клиента оригинал таможенной декларации.

При зачислении на счет физического лица - нерезидента иностранной валюты, ввезенной на территорию Российской Федерации, и при предъявлении этим физическим лицом оригинала таможенной декларации уполномоченный банк вправе поместить в досье клиента копию указанной таможенной декларации и вернуть клиенту ее оригинал.

В случае обращения физического лица - нерезидента в уполномоченный банк с заявлением о возврате ему таможенной декларации, подтверждающей ввоз иностранной валюты на территорию Российской Федерации и находящейся в досье клиента, уполномоченный банк вправе вернуть клиенту оригинал таможенной декларации и поместить в досье ее копию. Возврат клиенту оригинала таможенной декларации и помещение в досье ее копии не является нарушением валютного законодательства.

8. После вступления в силу Указания Банка России "Об особенностях покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию" N 1223-У от 17.12.2002 (далее - Указание N 1223-У) может ли быть возвращен уполномоченным банком юридическому лицу - резиденту банковский вклад (депозит), внесенный в соответствии с Указанием Банка России "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию" N 519-У от 22.03.1999 (далее - Указание N 519-У) по договору об импорте товаров, цена которых не превышает сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США?

В соответствии с пунктом 9 Указания N 1223-У требование об открытии юридическим лицом - резидентом банковского вклада (депозита) в соответствии с пунктом 2 Указания N 1223-У не распространяется на случаи, если цена договора об импорте товара не превышает сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, а также на случаи покупки иностранной валюты по договорам об импорте товаров, заключенным федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственными унитарными предприятиями.

После вступления в силу Указания N 1223-У в случае обращения юридического лица - резидента с требованием о возврате денежных средств, ранее размещенных в банковский вклад (депозит), открытый в соответствии с пунктом 3.2 Указания N 519-У, когда цена договора об импорте товара не превышает сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, указанные денежные средства должны быть возвращены уполномоченным банком юридическому лицу - резиденту в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

9. Возможно ли в соответствии с Инструкцией Банка России "О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлении нерезидентам займов в иностранной валюте" N 101-И от 10.09.2001 (далее - Инструкция N 101-И) закрытие уполномоченным банком Сведений о договоре и досье по кредитному договору при погашении заемщиком основного долга и неисполнении обязательства по уплате процентов? Если возможно, то каким образом должны быть оформлены Сведения о договоре?

Инструкцией N 101-И предусмотрена возможность закрытия Банком заемщика (заимодавца) Сведений о договоре и досье по кредитному договору по Заявлению клиента (пункт 3.9) и в случае непредставления клиентом в Банк заемщика (заимодавца) Заявления по истечении 90 календарных дней с даты окончания срока действия кредитного договора при условии непредставления клиентом в Банк заемщика (заимодавца) в течение указанного периода Справки о состоянии задолженности по кредитному договору (пункт 3.10).

В соответствии с пунктом 2.7 Инструкции N 101-И Заявление на закрытие Сведений о договоре и досье по кредитному договору представляется клиентом в случае перехода на обслуживание по кредитному договору в другой Банк заемщика (заимодавца), или исполнения сторонами всех обязательств по кредитному договору, или их прекращения по иным, отличным от исполнения путем платежа в иностранной валюте, основаниям, предусмотренным законодательством.

Условие об исполнении всех обязательств по кредитному договору, предусмотренное пунктом 2.7.2 Инструкции N 101-И, при наличии которого Банк заемщика (заимодавца) закрывает Сведения о договоре и досье по кредитному договору в порядке, установленном пунктом 3.9 Инструкции N 101-И (по Заявлению клиента), подразумевает возврат клиентом основной суммы долга, уплату процентов за пользование кредитом, штрафных санкций и иных платежей.

Таким образом, если при возврате основного долга и неисполнении обязательств по уплате процентов за пользование кредитом Сведения о договоре и досье по кредитному договору были закрыты в порядке, установленном пунктом 3.10 Инструкции N 101-И, при возобновлении клиентом операций по кредитному договору, связанных с уплатой процентов, Банк заемщика (заимодавца) удаляет информацию о дате и основаниях закрытия Сведений о договоре и досье по кредитному договору и указывает причину возобновления операций по кредитному договору (графа "Особые отметки Банка заемщика (заимодавца)" (Приложение 1 или Приложение 2 к Инструкции N 101-И)).

В этом случае номер и дата Сведений о договоре остаются прежними. Новые Сведения о договоре клиентом в Банк заемщика (заимодавца) не представляются.

Если при возобновлении валютных операций, связанных с уплатой процентов за пользование кредитом, клиентом будут представлены дополнения или изменения к кредитному договору, то Банк заемщика (заимодавца) производит удаление информации о дате и основаниях закрытия Сведений о договоре и досье по кредитному договору в аналогичном порядке и вносит в установленном порядке необходимую информацию в соответствующие строки "Изм. N __", "Дополнительное соглашение к кредитному договору N _______________ от "___" _________ ____ г." Сведений о договоре.

10. При переходе клиента на обслуживание в другой уполномоченный банк вправе ли этот банк принять на обслуживание кредитный договор, платежи по которому ранее осуществлялись другим уполномоченным банком, в случае, если клиент не может представить распечатки базы данных по кредитному договору?

На основании пункта 2.1 Инструкции N 101-И при переходе клиента на обслуживание в другой Банк заемщика (заимодавца) он должен представить в этот Банк распечатку базы данных по кредитному договору.

В случае, если представление распечатки базы данных по кредитному договору невозможно по не зависящим от клиента причинам, Банк заемщика (заимодавца) принимает кредитный договор клиента на обслуживание при условии представления клиентом других документов, указанных в пункте 2.1 Инструкции N 101-И, и информации о номере Сведений о договоре, ранее оформленных в предыдущем банке. При этом в Особых отметках оформляемых Сведений о договоре делается запись о том, что Сведения о договоре оформлены без представления клиентом распечатки базы данных по кредитному договору.

11. Необходимо ли включать в отчет по форме N 652 "Отчет о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентов" данные по зачисленной на транзитный валютный счет резидента иностранной валюте, поступившей от резидента по договорам комиссии?

Согласно пункту 6 раздела II Инструкции Банка России "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" N 7 от 29.06.1992 любые поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц - резидентов, в том числе не подлежащие обязательной продаже, должны быть предварительно зачислены на транзитный валютный счет этого лица, поскольку по своей сути транзитный валютный счет предназначен для идентификации средств в иностранной валюте, поступающих юридическому лицу - резиденту.

В соответствии с Порядком составления и представления Отчета о движении средств в иностранной валюте на транзитных валютных счетах резидентом (форма N 652), установленного Указанием Банка России "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" N 7-У от 24.10.1997, в строке 2 Отчета отражается общая сумма поступлений средств в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов в течение операционного дня.

С учетом вышеизложенного поступления иностранной валюты от резидентов по договорам комиссии, зачисленные на транзитный валютный счет юридического лица - резидента, подлежат отражению в Отчете по форме N 652 по строке 2 в общей сумме поступлений средств в иностранной валюте на транзитные валютные счета резидентов в течение операционного дня.

Материал подготовлен Департаментом валютного регулирования и валютного контроля.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области