Информационное письмо Банка России от 31.08.2005 N 8 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых во исполнение него нормативных актов Банка России"


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 31 августа 2005 г. N 8

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ ВО ИСПОЛНЕНИЕ
НЕГО НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ

1. Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операции по выпуску и продаже облигаций?

В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций. При этом облигация предоставляет ее держателю помимо права на получение номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Как следует из абзаца восьмого подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, одним из условий отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю, операций по предоставлению или получению займов является их безвозмездность.

Следовательно, при отсутствии у кредитной организации информации о безвозмездном характере рассматриваемых правоотношений договор займа, заключенный путем выпуска и продажи облигаций, не может рассматриваться в качестве сделки, предусмотренной абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона.

2. Подпадают ли под запрет, установленный абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона, действия кредитной организации по продлению договора банковского вклада без личного присутствия физического лица, если по истечении срока действия договора срочного вклада вкладчик не требует возврата суммы вклада?

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

Вместе с тем пунктом 4 статьи 837 ГК РФ установлено, что в случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор банковского вклада считается продленным на условиях договора до востребования, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, в рамках указанных выше правоотношений речь идет не об открытии нового вклада, а об изменении условий ранее заключенного договора (в частности, условий возврата вклада по требованию вкладчика, начисления процентов в размере, установленном для вкладов до востребования).

Учитывая вышеизложенное, изменение условий ранее заключенного договора без личного присутствия вкладчика или его представителя не является нарушением требований абзаца третьего пункта 5 статьи 7 Федерального закона.

3. Относятся ли к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, сделки, связанные с участием в долевом строительстве либо с инвестированием в строительство недвижимого имущества?

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу.

Правовой режим объектов незавершенного строительства установлен Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 4 указанного Закона по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Таким же образом оформляется уступка права (требования) по указанному договору.

Следовательно, договор участия в долевом строительстве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (требования) по указанному договору при условии, что они заключены на сумму, указанную в пункте 1.1 статьи 6 Федерального закона, с момента их государственной регистрации являются сделками, подлежащими обязательному контролю.

4. Необходимо ли личное присутствие физического лица (либо его представителя) в кредитной организации при открытии счета (вклада), если это лицо ранее уже обслуживалось в данной кредитной организации и у нее имеется достаточная информация для его идентификации?

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы Федерального закона, при открытии счета физическому лицу необходимо его личное присутствие (либо присутствие его представителя) вне зависимости от того, обслуживалось ли это физическое лицо в этой же кредитной организации ранее, имеются ли в кредитной организации на момент открытия счета достаточные для идентификации указанного клиента документы, открыты ли уже на имя этого физического лица иные банковские счета (вклады) и т.п.

5. Каких лиц в целях применения Федерального закона следует относить к выгодоприобретателям?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона Банку России предоставлены полномочия по установлению для кредитных организаций требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П), изданное в соответствии с Федеральным законом, содержит указание на субъектов, которых следует рассматривать в качестве выгодоприобретателей, а также на порядок их идентификации.

Исходя из пункта 1.2 Положения N 262-П, под выгодоприобретателем следует понимать лицо, которое, не являясь непосредственно участником операции, получает выгоду от ее проведения. При этом, совершая в интересах другого лица банковские операции и иные сделки, клиент может действовать на основании различных договоров, в частности агентского договора, договоров поручения, комиссии, доверительного управления (т.е. перечень гражданско-правовых договоров, указанный в пункте 1.2 Положения N 262-П, не является исчерпывающим).

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона и Положения N 262-П кредитные организации при наличии информации, что клиент действует к выгоде третьих лиц (не являющихся непосредственно участниками сделки либо проводимой операции), должны предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей вне зависимости от гражданско-правовых оснований совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.

6. При проведении кредитной организацией упрощенной идентификации физических лиц, осуществляющих операции на основании Инструкции Банка России от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 113-И), в каких документах могут фиксироваться сведения, указанные в статье 7 Федерального закона?

В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 262-П при осуществлении банковских операций и иных сделок, предусмотренных Инструкцией N 113-И, кредитные организации, соблюдая указанные в пункте условия, могут проводить упрощенную идентификацию физического лица.

При этом упрощенная идентификация предполагает, что на основании документа, удостоверяющего личность, кредитной организацией будут установлены фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, а также реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Как следует из пункта 2.4 Положения N 262-П, при проведении упрощенной идентификации допускается, что сведения, требуемые в соответствии со статьей 7 Федерального закона и Положением N 262-П, будут фиксироваться не в анкете/досье клиента, а иными способами, определенными правилами проведения банковских операций и иных сделок.

Так, в соответствии с порядком заполнения Реестра операций с наличной иностранной валютой и чеками (далее - Реестр), определенным в Приложении 4 к Инструкции N 113-И, по усмотрению уполномоченного банка в Реестр могут быть включены иные сведения при условии сохранения сведений, установленных указанной Инструкцией.

Таким образом, сведения о клиенте, полученные в результате упрощенной идентификации, при проведении предусмотренных Инструкцией N 113-И операций и иных сделок в качестве дополнительной информации могут быть зафиксированы в Реестре.

7. Какими международными источниками могут пользоваться кредитные организации при применении пунктов 2.9.12 и 2.9.13 Положения N 262-П?

В качестве международных источников, содержащих информацию о государствах и территориях, не соблюдающих общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, об иностранных государствах и иностранных территориях с повышенным уровнем коррупции, а также незаконно производящих или переправляющих наркотические вещества, разрешающих свободный оборот наркотических веществ, могут быть использованы документы (в том числе доклады, исследования, отчеты, публикации и т.д.) различных международных организаций.

В частности, при применении пункта 2.9.12 Положения N 262-П в качестве международного источника, содержащего информацию о государствах и территориях, не соблюдающих общепринятые стандарты в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, может быть использован публикуемый Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) перечень стран и территорий, не сотрудничающих в деле борьбы с отмыванием преступных доходов (Non-Cooperative Countries and Territories). Указанная информация размещена на сайте: www.fatf-gafi.org.

Для получения информации о государствах с повышенным уровнем коррупции при применении пункта 2.9.12 Положения N 262-П может быть использована информация международной организации "Transparency International". Так, "Transparency International" публикует индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index (CPI)) и индекс взяткодателей (Bribe Payers Index (BPI)), а также глобальные отчеты о коррупции. С указанной информацией можно ознакомиться на сайте: www.transparency.org.

При применении пункта 2.9.13 Положения N 262-П в качестве международного источника, содержащего информацию о государствах или территориях, в (на) которых незаконно производятся или переправляются наркотические вещества, а также о государствах или территориях, разрешающих свободный оборот наркотических средств (кроме государств или территорий, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях), может быть использована информация Управления по наркотикам и преступлениям ООН (UN Office on Drugs and Crime), включая сведения, содержащиеся во Всемирном докладе о наркотиках 2004 (World Drug Report 2004). Указанная информация размещена на сайте: www.unodc.org.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области