Информационное письмо Росфинмониторинга от 17.07.2013 N 29 "Об организации работы индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 17 июля 2013 г. N 29

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
СДЕЛОК КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, В СИСТЕМЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ), в соответствии с которым расширен перечень субъектов статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Права и обязанности, возложенные Федеральным законом N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Основываясь на изложенном, индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, необходимо встать на учет в Росфинмониторинге.

Порядок и сроки постановки на учет определены Административным регламентом предоставления Росфинмониторингом государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 N 44 (далее - Административный Регламент).

В соответствии с положениями Административного регламента для постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга представляются следующие документы на бумажном носителе или в электронной форме:

а) заявление о постановке на учет (примерный образец приведен в Административном регламенте);

б) карта постановки на учет по форме 2-КПУ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 года N 164 "Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы".

Документы представляются:

- на бумажном носителе - в адрес соответствующего территориального органа Росфинмониторинга (адреса межрегиональных управлений Росфинмониторинга по федеральным округам указаны в Приложении N 2 к Административному регламенту, а также на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет (далее - сеть "Интернет") по адресу www.fedsfm.ru);

- в электронном виде - через веб-интерфейс Личного кабинета в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по адресу www.gosuslugi.ru.

Для направления заявления на предоставление государственной услуги в электронной форме заявителю необходимо иметь квалифицированную электронную подпись, выданную аккредитованным удостоверяющим центром.

Одновременно сообщаем, что индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в целях реализации положений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма необходимо:

1. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

2. Представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, указанных в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ, о которых им стало известно в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Основные критерии выявления и признаки необычных операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или на финансирование терроризма установлены приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103.

Сведения предоставляются в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

До приведения указанной Инструкции в соответствие с требованиями Федерального закона N 134-ФЗ, при представлении информации в Росфинмониторинг индивидуальным предпринимателям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, в графе 210 формы 4-СПД "Код вида организации (лица), представляющей(его) информацию" следует указывать код вида организации 141.

При представлении информации в Росфинмониторинг предлагаем также руководствоваться следующими информационными письмами:

- информационным сообщением от 28.06.2013 "О разъяснении порядка представления информации в электронном виде с использованием специализированного комплекса программных средств с 1 июля 2013 года" для использования подотчетными организациями (лицами) при представлении информации в Росфинмониторинг;

- информационным письмом от 15.05.2013 N 27 "Об использовании электронной подписи при направлении информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде";

- информационным письмом от 02.04.2013 N 26 "Разъяснение порядка представления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу";

- информационным письмом от 04.02.2013 N 25 "О возможности подключения к порталу Росфинмониторинга".

3. Идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание. Требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, установлены приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59.

4. Проверять наличие/отсутствие в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании Перечня, размещенного в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу www.fedsfm.ru.

Порядок доступа к перечню изложен в Информационном письме Росфинмониторинга от 17.01.2013 N 24 "Об изменении порядка предоставления информации поднадзорным организациям Росфинмониторинга".

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области