Информационное сообщение Росфинмониторинга "О разъяснении отдельных вопросов по порядку направления сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде после 1 июля 2013 года"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

О РАЗЪЯСНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОРЯДКУ НАПРАВЛЕНИЯ СООБЩЕНИЙ
ОБ ОПЕРАЦИЯХ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 2013 ГОДА

После 1 июля 2013 года сообщения об операциях с денежными средствами или иным имуществом (далее - СЭД), подписанные ключами электронной подписи, полученными в удостоверяющем центре Росфинмониторинга, приниматься не будут. Кроме того, с 1 июля 2013 года удостоверяющий центр Росфинмониторинга прекращает свою деятельность в части выдачи сертификатов ключей электронной цифровой подписи субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

Данная информация доводилась до сведения организаций (лиц) Информационным письмом от 15 мая 2013 г. N 27 "Об использовании электронной подписи при направлении информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в электронном виде".

В связи с поступлением в Росфинмониторинг большого количества вопросов, касающихся отправки СЭД после 1 июля 2013 года, Росфинмониторинг дает разъяснения по некоторым типовым вопросам.

1. Что нужно сделать для отправки СЭД в Росфинмониторинг после 1 июля 2013 года?

Необходимо заблаговременно получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - сертификат) на руководителя организации или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" удостоверяющем центре (не в УЦ Росфинмониторинга).

О технических возможностях направления СЭД, подписанных квалифицированной электронной подписью, Росфинмониторингом будет сообщено дополнительно путем опубликования информационных писем на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru)

2. Что нужно сделать с ключами электронной подписи, ранее полученными в удостоверяющем центре Росфинмониторинга?

После 1 июля 2013 года или после истечения срока действия сертификата (в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее) необходимо вернуть в Росфинмониторинг или МРУ Росфинмониторинга по месту получения комплекта АРМ "Организация":

- сертификат;

- ключевая дискета.

В случае приостановления или прекращения по различным причинам деятельности организации, а также ее реорганизации, организация обязана вернуть в Росфинмониторинг лицензию на использование СКЗИ "КриптоПро CSP" (выдавалась при первичном получении АРМ "Организация").

Для пересылки СКЗИ и криптографических ключей составляется сопроводительное письмо, в котором указывается, что посылается и в каком количестве, учетные номера СКЗИ.

Обращаем Ваше внимание, что согласно Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152, СКЗИ и ключевые документы могут доставляться в Росфинмониторинг или МРУ Росфинмониторинга специальной (фельдъегерской) связью или курьером организации. Для пересылки криптографические ключи помещаются в прочную упаковку, исключающую возможность их физического повреждения и внешнего воздействия. Упаковки опечатывают таким образом, чтобы исключалась возможность извлечения из них содержимого без нарушения целостности упаковок и оттисков печати. Оформленную таким образом упаковку, при предъявлении фельдсвязью дополнительных требований, помещают во внешнюю упаковку, оформленную согласно предъявляемым требованиям.

3. Каким требованиям должен соответствовать сертификат, чтобы он применялся для отправки СЭД в Росфинмониторинг?

Сертификат должен быть выдан в аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" удостоверяющем центре (не в УЦ Росфинмониторинга).

Состав сертификата должен соответствовать Требованиям к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, утвержденным приказом ФСБ России от 27.12.2011 N 795.

4. СЭД должны быть подписаны квалифицированным сертификатом, выданным на юридическое лицо или физическое?

Сертификат выдается на юридическое лицо в качестве владельца сертификата наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.

При предварительном уведомлении Росфинмониторинга, в качестве лица, действующего от имени юридического лица, может выступать руководитель организации или специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

О технических возможностях направления СЭД в Росфинмониторинг, в том числе об уведомлении Росфинмониторинга об используемом сертификате, будет сообщено дополнительно путем опубликования информационных писем на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru).

5. Как при обращении в удостоверяющей центр можно подтвердить правомочность владельца сертификата действовать от имени юридического лица?

Согласно статье 18 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ при выдаче квалифицированного сертификата аккредитованный удостоверяющий центр обязан:

1) установить личность заявителя - физического лица, обратившегося к нему за получением квалифицированного сертификата;

2) получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением квалифицированного сертификата.

При обращении в аккредитованный удостоверяющий центр заявитель должен представить следующие документы, подтверждающие достоверность информации, предоставленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, либо их надлежащим образом заверенные копии:

1) основной документ, удостоверяющий личность, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя - физического лица или учредительные документы, документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе заявителя - юридического лица;

2) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (для иностранных юридических лиц);

3) доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц.

В случае выдачи сертификата на специальное должностное лицо организации, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, наряду с вышеперечисленными документами Заявитель предоставляет в удостоверяющий центр копию приказа о назначении специального должностного лица.

6. Если у компании имеется квалифицированный сертификат, выданный на руководителя организации для отправки информации в Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд Российской Федерации и пр., нужно ли получать дополнительный ключ для отправки СЭД в Росфинмониторинг?

Нет. Дополнительный ключ получать не нужно. Руководитель организации может пользоваться ключом, полученным ранее в аккредитованном удостоверяющем центре, для отправки СЭД в Росфинмониторинг.

Дополнительно сообщаем, что на текущий момент времени Росфинмониторинг проводит тестирование возможности направлять СЭД за подписью руководителя организации через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга. При наличии у Вашей организации действующего сертификата руководителя организации, полученного в аккредитованном удостоверяющем центре (не в УЦ Росфинмониторинга), то Ваша организация может принять участие в пилотном проекте по отправке СЭД через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга.

Сообщить о технической готовности принять участие в пилотном проекте можно, написав письмо на электронный адрес pilot.portal@fedsfm.ru. В теме письма указать "Об участии в пилотном проекте по отправке СЭД через ЛК", а в тексте - координаты технического специалиста, который будет осуществлять взаимодействие с Росфинмониторингом.

О технических возможностях направления СЭД через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга будет сообщено дополнительно путем опубликования информационных писем на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fedsfm.ru).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области