Информационное сообщение Росфинмониторинга "Типовые вопросы применения отдельных норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ
ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001
N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

1. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. Каковы действия организации, в случае невозможности установления выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлен перечень сведений, которые необходимо устанавливать в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание.

Одновременно пунктом 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ установлена обязанность клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по предоставлению информации, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона N 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Вместе с тем, на практике могут возникнуть ситуации, в которых установление выгодоприобретателей, до момента приема на обслуживание клиента, не представляется возможным ввиду отсутствия конкретного выгодоприобретателя(-лей) по договору (операции).

В подобных ситуациях, по нашему мнению, подобные операции должны быть зафиксированы, в соответствии с правилами внутреннего контроля, и проведена соответствующая оценка степени риска причастности данной операции к легализации (отмыванию) денежных средств или финансированию террористической деятельности. В случае признания данной операции подозрительной информация о ней должна быть направлена в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

При отсутствии подозрений на причастность проводимой операции к ОД/ФТ необходимо сделать соответствующую пометку в анкете клиента или иным способом, установленным правилами внутреннего контроля. При этом выгодоприобретатель может быть установлен впоследствии проведения операции (исполнения договора).

2. Может ли быть признан бенефициарным владельцем выгодоприобретатель или учредитель клиента (руководитель управляющей компании)? Распространяются ли требования по идентификации бенефициарных владельцев на случаи установления отношений с физическими лицами?

Статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ устанавливает понятия выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.

Под понятием выгодоприобретателя понимается лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Таким образом, следует отметить, что выгодоприобретателем может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое получает выгоду от действий клиента в рамках заключенного договора (проводимой операции), т.е. получающее выгоду не от деятельности клиента как такового, а от конкретной сделки.

Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Слова "имеет возможность контролировать действия клиента" относятся как к клиенту - юридическому, так и физическому лицу.

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом, в частности, следующих факторов:

- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, в интересах физического лица клиентом устанавливаются деловые отношения, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок, включая существенные условия сделок, а также финансовых операций;

- иные, самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Полагаем, что под возможностью контролировать действия клиента - физического лица другим физическим лицом в целях Федерального закона N 115-ФЗ следует понимать возможность воздействовать на решения клиента при осуществлении им каких-либо операций с денежными средствами или иным имуществом, не обусловленную, как правило, юридически закрепленными правами и обязанностями. Такая возможность, например, может вытекать из психического или физического принуждения клиента к совершению операций с денежными средствами или иным имуществом, материальной заинтересованности в осуществлении от своего имени финансовых операций по поручению бенефициарного владельца, иного зависимого состояния.

Таким образом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе физических лиц, с использованием всех доступных организации ресурсов.

Кроме того, под прямым или косвенным владением более 25 процентов в капитале клиента можно также понимать и учредителей клиента - юридического лица. При этом в случае, если доля в капитале клиента принадлежит учредителю - юридическому лицу, в целях реализации Федерального закона N 115-ФЗ необходимо принять все доступные меры по определению бенефициарного владельца учредителя, как конечного бенефициарного владельца, имеющего возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать влияние на действия клиента - юридического лица. В случае, если после принятия всех доступных мер по установлению конечного бенефициарного владельца бенефициарный владелец не установлен, бенефициарным владельцем может быть признан руководитель учредителя - юридического лица, имеющего преобладающую долю в капитале клиента.

3. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае, если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Может ли быть признан руководитель управляющей компании бенефициарным владельцем?

В данном случае, по нашему мнению, при реализации программ внутреннего контроля необходимо изучение органа управления клиента - управляющей компании. В целях реализации Федерального закона N 115-ФЗ необходимо принять все доступные меры по определению бенефициарного владельца управляющей компании, как физического лица, которое в конечном имеет возможность косвенно (через третьих лиц) оказывать влияние на действия клиента - юридического лица. В случае, если после принятия всех доступных мер по установлению конечного бенефициарного владельца бенефициарный владелец не установлен, бенефициарным владельцем может быть признан руководитель управляющей компании.

4. Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (группой лиц, имеющих, в том числе, родственные отношения). В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица, входящего в указанную группу, сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

5. Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

6. Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

7. Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

- анкетирование клиентов (направление клиентам опросников);

- изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц;

- устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету клиента;

- использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации;

- иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно являться результатом анализа совокупности имеющихся у организации документов и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

8. Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться, в том числе, в анкете клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о невозможности в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента - физического лица, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента - юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

9. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Каков состав информации и перечень документов, которые необходимо получить организации для выполнения данного требования, а также каков порядок и способы фиксирования результатов рассмотрения полученной информации?

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Достаточным объемом информации о целях и о характере предполагаемых деловых отношений следует считать такую информацию, которая позволяет определить вышеуказанные цели и характер.

Слова "на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры", по нашему мнению, означают, что определение таких целей должно осуществляться при проведении каждой операции клиента.

Информация о финансовом положении и деловой репутации может быть получена как от самого клиента, так и из других доступных организации источников.

При этом, при определении перечня необходимых сведений и документов, организации необходимо пользоваться правилами внутреннего контроля.

Также стоит отметить, что принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации необходимо применять как в отношении клиентов - юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

10. В каком порядке и с какой регулярностью организациям следует осуществлять мониторинг официального сайта уполномоченного органа на предмет выявления информации о размещении на нем сведений о включении организации или физического лица в Перечень и (или) принятия решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица?

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) сведения об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

При этом необходимо учитывать, что включение в Перечень и исключение из него организаций и (или) физических лиц, а также внесение изменений в сведения об организациях и (или) физических лицах, содержащихся в Перечне, в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27 (далее - Положение о порядке определения и доведения), осуществляются по мере поступления в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующей информации от уполномоченных государственных органов.

Учитывая, что информация о наличии оснований для включения в Перечень и исключения из него организаций и (или) физических лиц, а также информация об изменении, уточнении или дополнении сведений об организациях и (или) физических лицах, включенных в Перечень, в Федеральную службу по финансовому мониторингу зачастую поступает в "on-line" режиме, а также принимая во внимание установленную подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ обязанность организаций по незамедлительному применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, включенного в Перечень, а также в целях недопущения необоснованного ограничения прав и законных интересов организаций и физических лиц, в отношении которых принято решение об исключении из Перечня, полагаем, что мониторинг организациями официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу в целях получения информации об организациях или физических лицах, включенных в Перечень, исключенных из Перечня, либо информации об изменении сведений об организациях и физических лицах, включенных в Перечень, должен осуществляться в ежедневном режиме.

Кроме того, считаем, что конкретизировать порядок мониторинга организациями официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу должен определяться организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе актов Росфинмониторинга, и обеспечивать своевременное применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации или лица, включенного в Перечень, либо своевременную отмену таких мер.

11. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ закреплена обязанность организаций в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации обновить сведения о клиенте, его представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Какими основаниями (критериями) должна руководствоваться организация для осуществления указанных процедур?

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Основанием обновления информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах может являться возникновение сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации.

При этом организация при обновлении сведений может использовать как информацию, получаемую от клиента, так и иные официальные источники информации.

12. Каков порядок принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"?

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, указанные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - организации и индивидуальные предприниматели), обязаны принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень), либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень (далее - решение межведомственного органа).

Из вышеобозначенной нормы следует, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по отношению ко всем организациям или физическим лицам, включенным в Перечень, либо указанным в решении межведомственного органа.

О принятых мерах организации и индивидуальные предприниматели обязаны незамедлительно проинформировать Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

13. Предусматривается ли переработка постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (далее - постановление Правительства N 27) в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"?

Поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 3 сентября 2013 г. N ИШ-П13-6303 Федеральной службе по финансовому мониторингу поручено подготовить соответствующие предложения по внесению изменений в постановление Правительства N 27.

В настоящее время Росфинмониторингом разработан и проходит процедуру межведомственного согласования проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей".

С текстом данного проекта можно ознакомиться на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети Интернет.

14. Что является основанием для полного размораживания (разблокирования) денежных средств или иного имущества, в отношении которых организацией или индивидуальным предпринимателем были приняты меры по замораживанию (блокированию)?

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в перечень.

Из вышеобозначенной нормы следует, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества по отношению ко всем организациям или физическим лицам, включенным в перечень.

Отсутствие в обновленной редакции Перечня информации об организации или физическом лице, которые были включены в предыдущую редакцию перечня (редакцию перечня по состоянию на определенную дату), является основанием для размораживания (разблокирования) организацией или индивидуальным предпринимателем принадлежащих им денежных средств или иного имущества.

При этом, учитывая, что момент прекращения мер по замораживанию Федеральным законом N 115-ФЗ не установлен, в части срока считаем необходимым исходить от обратного применительно к обязанности принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Таким образом, применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества должно прекращаться незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об исключении организации или физического лица из перечня.

В части, касающейся размораживания (разблокирования) денежных средств и иного имущества организаций или физических лиц, в отношении которых решение о замораживании (блокировании) было принято межведомственным органом, следует отметить, что порядок принятия такого решения будет определен указом Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о межведомственном координационном органе по противодействию финансированию терроризма", проект которого сейчас проходит процедуру согласования в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что окончательная редакция данного проекта указа пока не выработана, на сегодняшний день предполагается, что межведомственным координационным органом будет приниматься отдельное решение (имеющее свои реквизиты), в соответствии с которым будут отменяться ранее принятые решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.

15. Каково содержание принимаемых организациями и индивидуальными предпринимателями мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

Статья 3 Федерального закона N 115-ФЗ содержит определение понятия "блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг", под которым понимается адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Содержание принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитными организациями, мер по замораживанию (блокированию) Федеральный закон N 115-ФЗ не раскрывает.

В то же время, согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.

В настоящее время соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации Росфинмониторингом разработан. С ним можно ознакомиться на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети Интернет.

Кроме того, Банком России разработан проект указания по внесению изменений в Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 02.03.2012 N 375-П).

Оба названных проекта предусматривают включение в правила внутреннего контроля программы, определяющей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента и порядок проведения проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества.

В этой связи представляется, что характер принимаемых мер по замораживанию (блокированию) должен определяться организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и обеспечивать путем разработки комплекса мер организационного, технического и иного характера невозможность совершения организацией или физическим лицом, включенными в перечень, либо в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение о замораживании (блокировании), операций с принадлежащими им денежными средствами или иным имуществом.

16. Каков порядок действий организации или индивидуального предпринимателя при обращении к ним организации или физического лица, включенных в перечень?

Характер действий организации или индивидуального предпринимателя при обращении клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, зависит от характера распоряжения или вопроса, с которым обращается данный клиент.

Так, в случае, если клиент обращается за разъяснением причин замораживания (блокирования) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества, организации необходимо руководствоваться статьей 4 Федерального закона N 115-ФЗ, допускающей информирование клиента об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

При обращении клиента с требованием об осуществлении операции по зачислению денежных средств на его счет действия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, будут основываться на положениях пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которым такая организация не вправе отказать клиенту в совершении данной операции.

В свою очередь, если клиент организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которого данной организацией применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, обращается с требованием об осуществлении операции, не связанной с зачислением денежных средств на его счет, такая организация, руководствуясь абзацем первым пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, обязана приостановить совершение операции на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее совершении должно быть выполнено.

17. Когда будут приняты подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями в Росфинмониторинг сведений о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества?

Подпункт 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ определяет, что порядок информирования организациями и индивидуальными предпринимателями Федеральной службы по финансовому мониторингу о принятых ими мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества определяется Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время Банком России издано Указание от 19 сентября 2013 г. N 3063-У "О порядке информирования кредитными организациями уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества" (далее - Указание N 3063-У), вступившее в силу с 15 декабря 2013 года.

Кроме того, Росфинмониторингом разработан проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок представления в Росфинмониторинг информации остальными субъектами Федерального закона N 115-ФЗ.

С текстом проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям" можно ознакомиться на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети Интернет.

18. В чем отличие мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества от мер по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых организациями или физическими лицами, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию)?

Федеральным законом определяется, что физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:

1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;

2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом настоящего пункта;

3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.

Таким образом, требование о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества организациями и индивидуальными предпринимателями в отношении перечисленных операций не применяется.

При этом, механизм приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом согласно Федеральному закону будет применяться только в случае совершения физическим лицом, включенным в перечень, операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10000 рублей, а также в случае если хотя бы одной из сторон операции является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, включенного в перечень, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") увеличивается срок, на который организации и индивидуальные предприниматели приостанавливают операции с денежными средствами или иным имуществом (до 5 дней).

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области