Информация Банка России "Деятельность негосударственных пенсионных фондов"


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

32. Обязана ли управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (далее - накопления), при заключении договоров репо, а также договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, соблюдать требования Положения N 09-45/пз-н?

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25.1 Федерального закона N 75-ФЗ управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего накоплениями, вправе в случаях, установленных Банком России, заключать договоры репо, а также при условии соблюдения установленных нормативными актами Банка России требований, направленных на ограничение рисков, заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Такие условия и требования предусмотрены Положением N 580-П.

С учетом изложенного сообщаем, что с даты вступления в силу Положения N 580-П (14.07.2017) управляющая компания при осуществлении доверительного управления накоплениями вправе не применять Положение N 09-45/пз-н.

При этом обращаем внимание, что если договорами доверительного управления накоплениями предусмотрена возможность совершения сделок репо и/или сделок с производными финансовыми инструментами, и такие договоры содержат требования к совершению указанных сделок, аналогичные нормам Положения N 09-45/пз-н, то необходимо соблюдать данные требования.

Отмечаем, что в настоящее время при размещении средств пенсионных резервов заключение договоров репо, а также договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляется в соответствии с Положением N 09-45/пз-н.

31. Что является источником оплаты услуг и возмещения необходимых расходов специализированного депозитария, оказывающего услуги негосударственному пенсионному фонду (управляющей компании) в отношении средств пенсионных накоплений?

В соответствии с пунктом 8 статьи 36.23 Федерального закона N 75-ФЗ источником оплаты вознаграждения и возмещения необходимых расходов специализированного депозитария по договору об оказании услуг управляющей компании являются собственные средства негосударственного пенсионного фонда или собственные средства управляющей компании, если это установлено соответствующим договором.

При этом оплата вознаграждения и возмещение необходимых расходов специализированного депозитария не относятся к необходимым расходам управляющей компании, непосредственно связанным с инвестированием средств пенсионных накоплений, которые оплачиваются за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с положениями пунктов 2 и 7 статьи 36.23 Федерального закона N 75-ФЗ.

30. Вправе ли негосударственный пенсионный фонд во исполнение пункта 7 Указания N 4579-У раскрывать на своем сайте в сети Интернет отчеты об оценке инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда, которые предназначены для квалифицированных инвесторов?

Пунктом 3 статьи 51 Федерального закона N 156-ФЗ предусмотрено, что установленный данной статьей запрет на распространение информации о паевом инвестиционном фонде, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, не применяется в случаях раскрытия такой информации в соответствии с данным законом и иными федеральными законами.

В частности, в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 Указания N 4579-У, принятого на основании Федерального закона N 75-ФЗ, копии отчетов оценщиков, использованных в течение последних трех лет при расчете стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов (далее при совместном упоминании - стоимость чистых активов) не позднее трех рабочих дней с даты использования в полном объеме раскрываются на сайте негосударственного пенсионного фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В связи с изложенным считаем, что использованные в течение последних трех лет при расчете стоимости чистых активов отчеты оценщиков об оценке инвестиционных паев, предназначенных для квалифицированных инвесторов, подлежат раскрытию на сайте негосударственного пенсионного фонда.

При этом при раскрытии данной информации должно быть указано, что такие инвестиционные паи предназначены для квалифицированных инвесторов.

29. В целях соблюдения требований подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 111-ФЗ, абзаца четвертого пункта 1 статьи 36.14 Федерального закона N 75-ФЗ о поддержании управляющей компании достаточности собственных средств (капитала) по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении, в каком порядке определяется минимальный размер собственных средств управляющей компании?

Порядок определения минимального размера собственных средств (далее - РСС) управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании (далее - управляющая компания) установлен пунктом 5 Указания N 4075-У.

Таким образом, в целях исполнения требований подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 111-ФЗ, абзаца четвертого пункта 1 статьи 36.14 Федерального закона N 75-ФЗ в качестве норматива достаточности собственных средств управляющей компании следует принимать минимальный РСС управляющей компании, определенный в порядке, установленном пунктом 5 Указания N 4075-У.

28. Является ли резерв негосударственного пенсионного фонда (далее - фонд) по обязательному пенсионному страхованию источником для выплаты постоянной части вознаграждения фонда?

Согласно положениям пункта 2 статьи 36.23 Федерального закона N 75-ФЗ при исчислении величины постоянной части вознаграждения фонда учитывается величина средней стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, за отчетный год.

Средняя стоимость чистых активов рассчитывается в соответствии с положениями пункта 3 статьи 20.1 Федерального закона N 75-ФЗ. Порядок расчета стоимости чистых активов установлен Указанием N 4579-У. На основании регулирующих норм указанных правовых актов полагаем, что при расчете стоимости чистых активов в целях исчисления величины постоянной части вознаграждения фонда за отчетный год учитываются все средства пенсионных накоплений, в том числе резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию. При этом фактическая выплата постоянной части вознаграждения фонда за счет указанного резерва не осуществляется.

27. Соблюдается ли при заключении договора репо условие о невозможности распоряжения приобретенными ценными бумагами, предусмотренное абзацем третьим пункта 1.4.9 Положения N 580-П в случае, если брокер по поручению управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, заключил договор репо с центральным контрагентом с условием полного (100%) клирингового обеспечения с включением опции "Без необеспеченных продаж"? Вправе ли управляющая компания не учитывать в 10% лимите от стоимости инвестиционного портфеля с учетом заключенных сделок, предусмотренном абзацем первым пункта 1.4.9 Положения N 580-П, описанный выше договор репо, как договор репо, соответствующий абзацу третьему пункта 1.4.9 Положения N 580-П?

В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 1.4.9 Положения N 580-П на договоры репо, которые предусматривают невозможность распоряжения приобретенными ценными бумагами, за исключением их возврата по второй части такого договора репо, не распространяются структурные ограничения, установленные в абзаце первом пункта 1.4.9 Положения N 580-П.

В случае если из договора репо и (или) из договора управляющей компании с брокером следует, что управляющая компания не вправе распоряжаться ценными бумагами, полученными по первой части договора репо, на такой договор репо будут распространяться исключения, предусмотренные абзацем третьим пункта 1.4.9 Положения N 580-П.

26. Может ли негосударственный пенсионный фонд принимать к расчету собственных средств облигации федерального займа, приобретенные начиная с 14.07.2017 включительно?

Согласно пункту 2 Указания N 4028-У в состав активов, принимаемых к расчету собственных средств фонда, включаются облигации, рейтинг долгосрочной кредитоспособности которых (при отсутствии рейтинга выпуска - рейтинг эмитента или рейтинг поручителя (гаранта) не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России.

В отношении Министерства финансов Российской Федерации, выступающего эмитентом по облигациям федерального займа, в отсутствии самостоятельного рейтинга, для целей применения пункта 2 Указания N 4028-У, возможно в качестве рейтинга эмитента использовать суверенный рейтинг Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем возможным в качестве рейтинга эмитента для облигаций федерального займа использовать высший уровень по национальной рейтинговой шкале рейтингового агентства АКРА (АО) - AAA (RU), а в отношении рейтингового агентства АО "Эксперт РА" - ruAAA.

25. В целях размещения пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ) и Пенсионного фонда Российской Федерации, накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, собственных средств НПФ (далее - Активы) какой источник надлежит использовать для получения официальной информации о суверенном рейтинге Российской Федерации и рейтинге долгосрочной кредитоспособности ценных бумаг, организаций, в том числе являющихся эмитентами, поручителями (гарантами), дебиторами, кредитными организациями (дебиторов), на счетах и во вкладах которых размещаются Активы, присваиваемых рейтинговыми агентствами "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings), "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) и "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service)?

Положением Банка России N 580-П и Указанием N 4028-У не установлены источники получения информации о значениях уровней рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей применения данных нормативных актов.

Полагаем, что НПФ вправе использовать любой достоверный источник информации в целях определения уровня таких рейтингов.

При этом в качестве подтверждения требований к рейтингам при включении активов в состав пенсионных накоплений НПФ и собственных средств НПФ могут служить, например, снимки экрана (скриншоты/принтскрины) страниц официальных сайтов указанных рейтинговых агентств, письма организаций, подтверждающие предоставление им рейтингов.

24. Правомерно ли включать в договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключаемый негосударственным пенсионным фондом с управляющей компанией (далее - Договор ДУ), требования по заключению договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (далее - НПФ), вследствие нарушения Договора ДУ?

Обязательные условия Договора ДУ установлены Указанием N 4332-У.

Полагаем, что Договор ДУ должен быть приведен в соответствие с требованиями названного указания в разумный срок. Указанием N 4332-У и в целом законодательством, регулирующим деятельность НПФ, не предусмотрена обязанность по заключению договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФ, вследствие нарушения Договора ДУ.

При этом до приведения Договора ДУ в соответствие с требованиями действующего законодательства, сторонам по такому договору следует руководствоваться, в том числе, положениями такого действующего Договора ДУ относительно необходимости заключения договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФ, вследствие нарушения Договора ДУ.

23. Возможно ли возмещение расходов управляющей компании, понесенных в связи с заключением договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда (далее - Договор страхования, НПФ), вследствие нарушения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией средствами пенсионных накоплений (далее - Договор ДУ), в соответствии с требованиями Типовой формы Договора ДУ, утвержденной приказом ФСФР России от 06.07.2010 N 10-44/пз-н?

Согласно пункту 2 статьи 36.2 Федерального закона N 75-ФЗ управляющая компания имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных ею при инвестировании средств пенсионных накоплений, за счет указанных средств.

Так, с учетом обязательных условий Договора ДУ, установленных Указанием N 4332-У, отмечаем, что в настоящее время заключение Договора страхования управляющей компанией не является необходимым условием для целей осуществления доверительного управления средствами пенсионных накоплений НПФ.

Вместе с этим, принимая во внимание, что в связи с вступлением в силу Указания N 4332-У, Договор ДУ должен быть приведен в соответствие с требованиями названного указания в разумный срок, полагаем, что расходы управляющей компании, понесенные в связи с заключением Договора страхования, в соответствии с требованиями Типовой формы Договора ДУ, утвержденной приказом ФСФР России от 06.07.2010 N 10-44/пз-н, могут возмещаться до даты приведения Договора ДУ в соответствие с положениями действующего законодательства.

22. Согласно абзацам седьмому и восьмому пункта 1 статьи 36.15 Федерального закона N 75-ФЗ отдельные ценные бумаги, эмитент которых соответствует требованиям Банка России, не учитываются при расчете максимальной доли ценных бумаг в совокупном инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда, установленной в данных абзацах. Каким нормативным актом Банка России предусмотрены требования, исключающие отдельные ценные бумаги эмитента из указанного расчета?

На основании пункта 1.6 Положения N 580-П ценные бумаги эмитента, которые обращаются на организованных торгах, не учитываются при расчете максимальной доли соответствующих ценных бумаг в совокупном инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда согласно абзацам седьмому и восьмому пункта 1 статьи 36.15 Федерального закона N 75-ФЗ.

21. В какой валюте (национальной или иностранной) должен быть рейтинг долгосрочной кредитоспособности для признания соответствия выпуска ценной бумаги, эмитента, кредитной организации требованиям Положения N 580-П?

Для целей соблюдения требований указанного Положения N 580-П используемый рейтинг долгосрочной кредитоспособности выпуска ценных бумаг (эмитента ценных бумаг, поручителя, гаранта по таким ценным бумагам) или кредитной организации должен быть в той же валюте (национальной или/и иностранной), в какой (каких) предполагается осуществление выплат по указанным ценным бумагам согласно решению о выпуске таких ценных бумаг, либо в валюте (валютах), в которой (которых) предполагается осуществление выплат кредитной организацией согласно соответствующему договору банковского вклада (депозита) или договору банковского счета.

При наличии указанного рейтинга только в валюте, отличной от валюты выплат, инвестирование в такие ценные бумаги пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, является неправомерным.

20. Какие лица могут быть признаны группой связанных юридических лиц согласно требованиям пункта 1.4.5 Положения Банка России N 580-П?

В соответствии с пунктом 1.4.5 Положения N 580-П установлено требование к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда, в частности к максимальной совокупной доле в таком портфеле соответствующих активов группы связанных юридических лиц, то есть юридических лиц, являющихся основными и дочерними обществами или преобладающими и зависимыми обществами.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 14-ФЗ общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона N 208-ФЗ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона N 14-ФЗ общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.

В соответствии с пунктом 1.4.5 Положения N 580-П группой связанных юридических лиц могут быть признаны также несколько хозяйственных обществ, являющихся дочерними одновременно по отношению к одному основному хозяйственному обществу. При этом по смыслу указанных норм Положения N 580-П общество может быть признано дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) каким-либо образом имеет, в том числе косвенную (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) возможность определять решения, принимаемые таким (дочерним) обществом.

19. Распространяются ли ограничения, установленные абзацем шестым пункта 1.4.4 Положения N 580-П, на облигации (за исключением субординированных облигаций кредитных организаций), выпуску которых, либо эмитенту которых, либо поручителю (гаранту) которых не присвоен на текущий момент кредитный рейтинг рейтинговыми агентствами, входящими в реестр рейтинговых агентств Банка России?

В соответствии с требованиями абзаца шестого пункта 1.4.4 Положения N 580-П ограничение в 10 процентов от стоимости инвестиционного портфеля пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда распространяется на облигации (за исключением субординированных облигаций кредитных организаций), выпуску которых присвоен рейтинг ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России, а в случае его отсутствия - эмитенту облигаций присвоен рейтинг ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России, либо поручителю (гаранту) по таким облигациям присвоен рейтинг ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России.

Значения уровня кредитного рейтинга, установленные решением Банка России в целях применения абзаца шестого пункта 1.4.4 Положения N 580-П, приведены в пункте 6 информации Банка России от 03.07.2017 (Решение Совета директоров Банка России "Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих").

Полагаем, что облигации российских эмитентов, включенные в котировальный список первого (высшего) уровня хотя бы одной из российских бирж, и выпуск (поручитель (гарант)) по которым являются российскими объектами рейтинга, которым не присвоены рейтинги и АКРА (АО) и АО "Эксперт РА" соответствующего вида, не относятся к активам, указанным в абзаце шестом пункта 1.4.4 Положения N 580-П.

18. В ситуациях, когда к предыдущему страховщику возвращаются застрахованные лица (например, договор об обязательном пенсионном страховании решением суда признан недействительным, или информацию о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в связи с заключением застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании Пенсионный фонд Российской Федерации опроверг), вправе ли негосударственный пенсионный фонд восстановить на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица из резерва по обязательному пенсионному страхованию сумму перечисленного дохода за прошедшие финансовые периоды?

В целях защиты прав застрахованных лиц, негосударственный пенсионный фонд вправе уменьшить резерв по обязательному пенсионному страхованию на сумму средств, ранее перечисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 36.6-1 Федерального закона N 75-ФЗ в указанный резерв, с одновременным их зачислением на пенсионные счета накопительной пенсии застрахованных лиц.

17. Может ли негосударственный пенсионный фонд использовать средства страхового резерва на увеличение корпоративных негосударственных пенсий?

Цели использования страхового резерва установлены пунктами 4.1 и 4.2 Положения N 08-11/пз-н. Порядок назначения и изменения негосударственных пенсий установлен в пенсионных правилах фонда и соответствующих пенсионных договорах. С учетом изложенного, если в результате увеличения негосударственных пенсий возникают основания для использования страхового резерва, указанный страховой резерв может быть направлен на пополнение или восстановление резерва покрытия пенсионных обязательств.

16. Соответствует ли требованию пункта 1.4 Указания Банка России от 04.07.2016 N 4060-У "О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда" (далее - Указание N 4060-У) о наличии опыта работы по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками наличие опыта по принятию (подготовке) решений по вопросам управления каким-либо конкретным видом риска (кредитным, операционным и т.п.)?

В целях соответствия требованиям пункта 1.4 Указания N 4060-У ответственное лицо должно обладать опытом по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками и/или разработке инвестиционной стратегии в области финансового рынка по любым видам рисков (одного либо всех), определенных в реестре рисков фонда.

15. Какие документы с предыдущего места работы подтверждают опыт работы согласно требованиям пункта 1.4 Указания Банка России от 04.07.2016 N 4060-У "О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда"?

Негосударственный пенсионный фонд самостоятельно определяет перечень документов, которые могут подтвердить наличие опыта работы по принятию решений по вопросам управления рисками, а также разработке инвестиционной стратегии в области финансового рынка. При этом к таким документам относятся, например, локальные акты работодателя, которые подтверждают исполнение указанных обязанностей, в частности, таким документом является должностная инструкция.

14. Требование пункта 1.4 Указания Банка России от 04.07.2016 N 4060-У "О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда" (далее - Указание N 4060-У) о наличии опыта работы по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками должно выполняться одновременно с требованием о наличии опыта разработки инвестиционной стратегии в области финансового рынка?

Для осуществления деятельности по выявлению, измерению и оценке рисков фонда ответственные лица или руководитель структурного подразделения фонда должны иметь опыт по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками и/или разработке инвестиционной стратегии в области финансового рынка, при этом стаж по указанным видам деятельности может суммироваться. Вместе с тем в случае совмещения видов деятельности, названных в пункте 1.4 Указания N 4060-У, следует учитывать опыт работы по одному из видов деятельности в одном из мест.

13. Вправе ли негосударственный пенсионный фонд в случае возврата денежных средств (в частности, ошибочно поступивших) либо неосуществления по каким-либо причинам ранее запланированных пенсионных выплат перечислять указанные средства с банковского счета фонда, предназначенного для осуществления пенсионных выплат (в частности, выплат негосударственной пенсии, выкупной суммы, накопительной пенсии, срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, а также выплат правопреемникам), на иной банковский счет данного фонда без согласия специализированного депозитария?

Если указанные перечисления не являются пенсионными выплатами, то для их осуществления необходимо согласие специализированного депозитария.

12. Какие средства будут переданы текущим страховщиком застрахованного лица в случае подачи заявления о переходе в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в году, следующем за годом подачи такого заявления?

В соответствии с пунктом 1 статьи 36.8 Федерального закона N 75-ФЗ застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном указанной статьей.

Федеральный закон N 75-ФЗ предусматривает две категории заявлений о переходе застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации:

- заявление застрахованного лица о переходе - документ, на основании которого переход застрахованного лица в фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица. Например, в случае подачи застрахованным лицом заявления о переходе в 2015 году, фактический переход застрахованного лица (перевод средств пенсионных накоплений такого лица) в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации произойдет в 2021 году;

- заявление застрахованного лица о досрочном переходе - документ, на основании которого переход застрахованного лица в фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица.

Вместе с этим определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации, происходит в порядке, предусмотренном статьей 36.6-1 Федерального закона N 75-ФЗ с учетом частей 10.1 - 12 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ.

В соответствии с указанными выше нормами, в случае досрочного перехода застрахованного лица из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, при положительном результате инвестирования средств пенсионных накоплений такого застрахованного лица фонд, с которым договор об обязательном пенсионном страховании прекращен, передает средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим страховщиком (фондом) до даты такого перевода новому страховщику. Стоит отметить, что договор об обязательном пенсионном страховании с новым страховщиком вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика (пункт 3 статьи 36.4 Федерального закона N 75-ФЗ).

Так, например, если на пенсионном счете застрахованного лица отражено 1000 рублей на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом в 2015 году, а заявление о досрочном переходе из фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации будет подано в 2017 году (до истечения четырехлетнего срока действия договора), то текущий страховщик будет обязан перевести новому страховщику средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с 2015 по 2017 год (в случае положительного результата инвестирования средств пенсионных накоплений). Таким образом, если инвестиционный доход за 3 года, например, составит 200 рублей и общая сумма, отраженная на пенсионном счете, будет составлять 1200 рублей на конец 2017 года, то текущий страховщик переведет новому страховщику только 1000 рублей, которые находились на пенсионном счете застрахованного лица на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом. Инвестиционный доход, равный 200 рублям, будет потерян. При этом фактический переход, а также перевод средств новому страховщику будет осуществлен в 2018 году.

Учитывая изложенное, для целей определения размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в указанном случае, необходимо исходить из даты заключения договора об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и фондом, а также даты подачи заявления и фактической передачи средств пенсионных накоплений застрахованного лица.

11. Что такое "пенсионные накопления", "пенсионные резервы" в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"? В чем их отличия?

В соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ, пенсионными резервами являются средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед физическими лицами по выплате негосударственных пенсий в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию) (статья 3 Федерального закона N 75-ФЗ).

В свою очередь, пенсионными накоплениями являются средства, направленные на формирование накопительной пенсии, предназначенные для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании (соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии) и формируемые в соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ.

Таким образом, формирование средств пенсионных накоплений в фонде возможно для граждан, реализовавших свое право выбора страховщика, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с фондом и осуществляющим формирование пенсионных накоплений в указанном фонде.

Одновременно отмечаем, что государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" обеспечивает гарантирование прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Так, сумма средств на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату назначения накопительной пенсии не должна быть меньше суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом N 422-ФЗ.

10. Вправе ли негосударственный пенсионный фонд, являющийся некоммерческой организацией и не осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, продолжить деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению?

С 01.01.2016 запрещается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию некоммерческими пенсионными фондами. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иски о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями и не завершивших реорганизации в форме преобразования в акционерные пенсионные фонды к дате, на которую такие фонды подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды (пункт 4 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона N 410-ФЗ негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, в срок до 01.01.2019 подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды или ликвидации.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 и 6 статьи 21 Федерального закона N 422-ФЗ в случае, если на 01.01.2016 негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на день вступления в силу Федерального закона N 422-ФЗ, не внесен Агентством по страхованию вкладов (далее - Агентство) в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (далее - реестр фондов-участников) и на рассмотрении Банка России не находится его ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее - ходатайство), Банк России своим предписанием вводит запрет на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию. Банк России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о введении запрета, уведомляет негосударственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд Российской Федерации и Агентство о принятом решении. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе средства резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, подлежат передаче негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение тридцати дней с даты введения запрета в порядке и сроки, которые установлены Банком России.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд, в форме некоммерческой организации, отвечающий требованиям статьи 21 Федерального закона N 422-ФЗ, вправе в срок до 01.01.2019 осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

9. Где можно ознакомиться со списком негосударственных пенсионных фондов, а также с основной информацией, отражающей деятельность фондов?

Банк России, в соответствии с пунктом 13 статьи 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ведет реестр лицензий фондов и согласно пункту 14 указанной статьи раскрывает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Банка России информацию, включаемую в реестр лицензий фондов. Указанный реестр опубликован в разделе "Финансовые рынки/Надзор за участниками финансовых рынков/Субъекты рынка коллективных инвестиций".

Кроме того, в указанном разделе находится статистическая информация, отражающая основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов, предоставляемая субъектами рынка коллективных инвестиций в Банк России.

8. Какая информация подлежит раскрытию негосударственными пенсионными фондами, в каком порядке и в какие сроки?

Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд раскрывает в порядке и сроки, которые установлены Банком России, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" основную информацию о деятельности фонда, в том числе:

- наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность фонда, аудиторское и актуарное заключения

- о структуре и составе акционеров;

- о результате инвестирования пенсионных накоплений;

- о количестве застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений в фонде.

Также согласно статье 35.2 Закона N 75-ФЗ фонд обязан предоставить всем заинтересованным лицам по их требованию по месту нахождения фонда и его обособленных подразделений информацию, указанную в статье 35.2, например, устав фонда, его пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию страховые правила, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них.

7. Что такое система гарантирования прав застрахованных лиц? В чем ее основная функция и принцип ее работы?

Основной целью системы гарантирования прав застрахованных лиц является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации на всех стадиях осуществления данного страхования.

В частности, при наступлении гарантийного случая в отношении фонда - участника системы гарантирования прав застрахованных лиц (в том числе аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом) Агентство по страхованию вкладов выплачивает Пенсионному фонду Российской Федерации гарантийное возмещение в размере:

- суммы страховых взносов и дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;

- суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;

- взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

- средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ.

Гарантийное возмещение выплачивается Агентством не позднее трех месяцев с даты наступления гарантийного случая.

6. Какие фонды входят в систему гарантирования вкладов?

На официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в сети "Интернет" размещен реестр фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Данный реестр доступен по ссылке //www.asv.org.ru/pension/list_npf/ в разделе "Гарантирование пенсий".

5. Что делать тем, кто передал свою накопительную часть пенсии в управление негосударственного пенсионного фонда (НПФ), не являющегося участником системы гарантирования вкладов, у которого аннулировали лицензию?

Договоры об обязательном пенсионном страховании с таким негосударственным пенсионным фондом (далее - фонд) считаются прекращенными с момента аннулирования лицензии фонда. Застрахованные лица переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который становится их страховщиком.

Граждане, которые получали пенсии в указанном фонде, будут получать их в ПФР.

Банк России в соответствии с законодательством перечислит в ПФР для исполнения переданных обязательств фонда средства в размере:

- суммы страховых взносов и дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;

- суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;

- взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений;

- средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ;

- суммы единовременной выплаты (если такая сумма была установлена, но не выплачена);

- средств выплатного резерва и пенсионные накопления застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированные на дату аннулирования лицензии.

Указанные денежные средства будут переданы в ПФР автоматически, дополнительных заявлений не требуется.

4. Я подал(а) заявление о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда, у которого аннулирована лицензия, в другой фонд. Что будет с моими пенсионными накоплениями?

С момента аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда (далее - фонд) договоры об обязательном пенсионном страховании с фондом считаются прекращенными, а застрахованные лица переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионные накопления застрахованного лица в объеме "номинала" взносов по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда также будут переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные средства будут размещены Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), инвестиционный портфель "Расширенный". Пенсионные накопления застрахованного лица будут переданы автоматически, дополнительных заявлений или обращений не требуется.

Ранее поданное заявление становится недействительным, для перехода из Пенсионного фонда Российской Федерации в другой фонд следует написать дополнительное заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.

3. Что делать правопреемникам в случае аннулирования лицензии у негосударственного пенсионного фонда?

В соответствии с пунктом 3 статьи 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" в случае аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию правопреемники умершего застрахованного лица обращаются за получением средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты аннулирования лицензии. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711.

2. В НПФ введен запрет на осуществление деятельности. Могу ли я написать заявление о переходе в другой НПФ?

Да, заявление о досрочном переходе в новый негосударственный пенсионный фонд может быть написано. Вместе с этим, в случае если в течение рассмотрения заявления у фонда будет отозвана лицензия, средства пенсионных накоплений будут переведены в ПФР, а заявление аннулировано.

Пенсионные накопления застрахованного лица в объеме "номинала" взносов по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда также будут переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионные накопления застрахованного лица будут переданы автоматически, дополнительных заявлений или обращений не требуется.

В дальнейшем застрахованные лица могут написать (повторно) заявление на переход в другой любой выбранный ими фонд или остаться в Пенсионном фонде Российской Федерации.

1. Могу ли я получить свои пенсионные накопления на руки и направить их на погашение кредитов, обучение, иные бытовые цели?

Нет.

Средства пенсионных накоплений могут быть выплачены единовременно на момент выхода на пенсию (как срочная или накопительная пенсия). В случае смерти застрахованного лица до назначения пенсии средства пенсионных накоплений могут быть выплачены его правопреемникам.

До выхода на пенсию свои пенсионные накопления можно получить только в виде единовременной выплаты, причем лишь при установлении инвалидности I, II или III группы, а также в случае потери кормильца.

Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области