Информация ПФ РФ <О пенсионном обеспечении граждан, проживающих за границей>


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

Пенсионный фонд России выплачивает пенсии более 328 000 граждан, проживающих в 128 странах мира. Российские выплаты за границу:

- страховые пенсии;

- пенсии по государственному пенсионному обеспечению за исключением социальных пенсий;

- доплаты к пенсиям, связанные с трудовой деятельностью (летчикам, шахтерам, за особые заслуги, ядерщикам);

- ДЕМО ветеранам Великой отечественной войны.

Пенсионерам, проживающим за границей, о картах МИР

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 N 88-ФЗ "О внесении изменений в связи с внесением изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "О национальной платежной системе", с 01.07.2017, производится постепенный переход на национальную платежную систему, в том числе в части доставки пенсий и иных социальных выплат.

Пенсионеры, получающие в настоящее время пенсии на счета, открытые в кредитных организациях на территории Российской Федерации, предусматривающие осуществление операций с использованием платежных карт, переведены на национальную платежную систему с целью использования национальных платежных карт (карта МИР) по мере истечения срока действия их банковских карт.

Кроме того, с 01.07.2017 при обращении граждан, проживающих в России, в кредитные организации по вопросу открытия банковского счета для доставки вновь назначенной пенсии или при желании поменять действующий способ доставки пенсии, кредитные организации обязаны предоставлять национальные платежные инструменты, то есть выдавать российскую платежную карту МИР, которая в дальнейшем будет использоваться для осуществления банковских операций в отношении зачисленных на счет указанной карты сумм пенсии.

Однако, указанный порядок не применяется в отношении граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, в том числе в отношении:

- пенсионеров, получающих в настоящее время пенсии в кредитных организациях;

- пенсионеров, которые впервые будут реализовывать право на пенсионное обеспечение;

- пенсионеров, изъявивших желание изменить способ доставки пенсии.

Для указанной категории граждан возможно обслуживание кредитными организациями на территории Российской Федерации с использованием международных платежных систем (например, VISA, Master Card).

Информация о порядке индексации пенсий

Согласно положениям статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) и корректировка размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) не производится пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации.

При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, принятие органом ПФР решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии или продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1386 (в редакции Постановления N 793) <4>, граждане в подтверждение факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.

--------------------------------

<1> Далее - Закон N 400-ФЗ.

<2> Далее - Закон N 167-ФЗ.

<3> Далее - Постановление N 793.

<4> Далее - Положение N 1386.

При этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Верность перевода свидетельствуется нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. В случае, когда перевод выполнен на отдельном от документа листе, он должен быть прошит с оригиналом документа нитью. Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса и печатью. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то удостоверительная запись должна быть составлена на русском языке либо переведена на русский язык. К данному удостоверению также применяются требования о легализации (апостилировании).

При непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии <5>, возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 Закона N 400-ФЗ.

--------------------------------

<5> В том числе в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2 и 5 - 8 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, исчисленные в соответствии с Законом N 400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона.

В случае прекращения гражданином работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт, выплата суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с Законом N 400-ФЗ, производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (корректировки).

При этом доплата сумм индексации (корректировки) за прошедшее время (в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы), производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, но не более, чем за три года.

Документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по форме согласно приложению N 4 Положения N 1386 <6>.

--------------------------------

<6> Далее - акт о личной явке гражданина (его законного представителя).

Кроме того, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) содержит положение о согласии гражданина на изменение его персональных данных.

То есть, если, например, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) составлен консульским учреждением Российской Федерации на основании вновь выданного паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о котором отсутствуют в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение данного гражданина, на основании указанного в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) волеизъявления соответствующие паспортные данные будут внесены в лицевой счет пенсионера без необходимости истребования от него заверенной копии нового паспорта.

Акты личной явки гражданина (его законного представителя), составленные по новой форме, оформляется начиная с 01.01.2017 (пункт 2 Постановления N 793).

Обращаем внимание, что в период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 - 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году - 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году - 98 руб. 86 коп.;

в 2022 году - 104 руб. 69 коп.;

в 2023 году - 110 руб. 55 коп.;

в 2024 году - 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Важно! Информация о получении гражданами, проживающими за рубежом, услуг в электронном виде

Предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации государственных услуг по установлению и выплате пенсий, а также иных услуг может осуществляться не только при личном обращении граждан в орган ПФР (в том числе через доверенное лицо или почтовой связью), но и в электронном виде, как гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) (www.gosuslugi.ru) необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и получить подтвержденную учетную запись.

Для самостоятельной регистрации в ЕСИА необходимо заполнить заявление, размещенное в федеральной государственной информационной системе ЕПГУ, с указанием:

- страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), который содержится в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования и номера и серии основного документа, удостоверяющего личность заявителя (в том числе на основании паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации),

- адреса личной электронной почты либо номера мобильного телефона (по выбору).

Получение подтвержденной учетной записи в ЕСИА возможно после подтверждения личности заявителя одним из следующих способов:

- личное посещение специализированного центра обслуживания организаций, осуществляющих деятельность по регистрации пользователей в ЕСИА (а также подтверждению личности и восстановлению доступа), перечень которых размещен, в том числе на ЕПГУ;

- с помощью квалифицированной электронной подписи или с помощью квалифицированной электронной подписи, расположенной на универсальной электронной карте;

- с помощью кода активации, который заявитель может получить посредством регистрируемого почтового отправления ФГУП "Почта России". В этом случае письмо с кодом подтверждения личности заявителя будет направлено на указанный им почтовый адрес.

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что СНИЛС является идентификатором пользователя на портале государственных и муниципальных услуг и личном кабинете ПФР, где гражданин России, проживающий за границей, которому пенсия переводится за рубеж, может воспользоваться следующими услугами:

- получить информацию о назначении пенсии;

- получить информацию о произведенных выплатах;

- получить информацию о статусе направленных в ПФР документов;

- заказать справку (выписку) о пенсии для граждан, проживающих за границей;

- заказать справку (выписку) о выплатах для граждан, проживающих за границей.

Информация об изменении с 1 января 2019 года условий назначения пенсий, затрагивающих права лиц, проживающих за границей

С 01.01.2019 вступает в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <1>, который предусматривает, в частности, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на повышение возраста выхода на страховую пенсию по старости, пенсию по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

--------------------------------

<1> Далее - Закон N 350-ФЗ.

Так, согласно изменениям, вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <2> меняются условия и порядок установления страховых пенсий, в том числе в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за границей, которые будут приобретать право на страховые пенсии после вступления в силу данного Закона.

--------------------------------

<2> Далее - Закон N 400-ФЗ.

Изменения не затронут пенсионеров, которые по состоянию на 01.01.2019 уже являются получателями российских пенсий (их выплата продолжится).

1. С 01.01.2019 право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ предоставляется при соблюдении следующих трех условий (часть 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ в редакции Закона N 350-ФЗ):

наличие не менее 15 лет страхового стажа <3>;

--------------------------------

<3> С учетом переходных положений, установленных частью 2 статьи 35 Закона N 400-ФЗ: в 2015 году требуемая продолжительность страхового стажа (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ) составляет 6 лет и затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет (в 2016 году - 7 лет, в 2017 - 8, в 2018 - 9, в 2019 - 10 и т.д.).

наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30 <4>;

--------------------------------

<4> С учетом переходных положений, установленных частью 3 статьи 35 Закона N 400-ФЗ: в 2015 году требуемая величина ИПК (определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона N 400-ФЗ - на день установления этой пенсии) составляет 6,6 и затем ежегодно увеличивается на 2,4 до достижения 30 "баллов" (в 2016 году - 9 "баллов", в 2017 - 11,4, в 2018 - 13,8, в 2019 - 16,2 и т.д.).

достижение общеустановленного пенсионного возраста, который повышается до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин <5>.

--------------------------------

<5> По состоянию 31.12.2018 возраст выхода на страховую пенсию по старости составлял 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин (часть 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ).

При этом возраст выхода на пенсию с указанной даты для мужчин и женщин будет повышаться поэтапно в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей - 65 и 60 лет соответственно (Таблица 1).

Таблица 1

Год выхода на пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2018
Женщины
Мужчины
Время выхода на пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2019
Год рождения
Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода
(в месяцах)
Год рождения
Новый пенсионный возраст с учетом переходного периода
(в месяцах)
2019
1964
55 + 12
1959
60 + 12
2020
2020
1965
55 + 24
1960
60 + 24
2022
2021
1966
55 + 36
1961
60 + 36
2024
2022
1967
55 + 48
1962
60 + 48
2026
2023
1968 и далее
55 + 60
1963 и далее
60 + 60
2028 и далее

Пример 1. Мужчина, 15.08.1960 г.р., возраста 60 лет достигнет в 2020 г. Право на страховую пенсию по старости при наличии необходимой продолжительности страхового стажа и величины ИПК он приобретет в 2022 г. (т.е. 15.08.2020 + 24 = 15.08.2022, где 15.08.2020 г. - дата достижения возраста, при котором возникало право на страховую пенсию по старости по состоянию на 31.12.2018, 24 месяца - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Вместе с тем, за гражданами, которые по состоянию на 01.01.2019 достигли общеустановленного возраста по "старым нормам" Закона 400-ФЗ (т.е. 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) и имели на эту дату право на пенсию, но не обратились за ее назначением либо не реализовали право на назначение пенсии в связи с несоблюдением других двух условий (отсутствием требуемых продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК), сохраняется право на страховую пенсию по старости без учета изменений о повышении пенсионного возраста, внесенных в Закон 400-ФЗ и вступающих в силу с 01.01.2019 (часть 2 статьи 10 Закона N 350-ФЗ).

2. С 01.01.2019 повышается возраст (меняются сроки назначения), с которого может быть досрочно назначена страховая пенсия по старости (статьи 30 - 32 Закона N 400-ФЗ), в отношении следующих категорий граждан:

- "северян" (лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях);

- "медработников" (лиц, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городе);

- "педагогов" (лиц, которые осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет);

- работников "творческих профессий" (лиц, которые осуществляли творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях не менее 15 - 30 лет в зависимости от характера деятельности).

Для всех перечисленных категорий работников требование по стажу на соответствующих видах работ, дающему право на досрочную пенсию, страховому стажу и величине ИПК остается неизменным.

При этом для "северян" и работников "творческих профессий", право досрочного выхода на страховую пенсию которых зависит от достижения определенного возраста, Закон N 350-ФЗ устанавливает поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение пенсионного возраста. Для медицинских, педагогических и творческих работников, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется независимо от возраста при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, предусматривается поэтапное, в течение 5 лет с шагом в один год, увеличение срока выхода на эту пенсию в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, т.е. года выработки требуемой продолжительности специального стажа (Таблица 2).

Таблица 2

Год возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
Сроки досрочного назначения страховой пенсии по старости
2019
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 12 месяцев (не менее)
2020
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 24 месяцев (не менее)
2021
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 36 месяцев (не менее)
2022
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 48 месяцев (не менее)
2023 и последующие годы
Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018/год выработки требуемого специального стажа + 60 месяцев (не менее)

Пример 2. Гражданин Российской Федерации, 11.01.1966 г.р., проживает за границей с 2018 года. Стаж в районах Крайнего Севера 15 лет. Общая продолжительность страхового стажа - 26 лет, величина ИПК - 50. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости он может реализовать в 2024 г., т.е. по достижении 58 лет (11.01.2021 + 36 = 11.01.2024, где 11.01.2021 - дата достижения им возраста 55 лет, а 36 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

Пример 3. Гражданка Российской Федерации к 25.09.2019 выработала специальный стаж в городских учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет в должности врача и в январе 2020 выезжает на постоянное место жительства за границу. Имеет величину ИПК, равную 60. Право на досрочное назначение страховой пенсии может быть реализовано ею, независимо от возраста, но не ранее 26.09.2020 (26.09.2019 + 12 = 26.09.2020, где 26.09.2019 - дата, на которую гражданка отработала 30 лет в качестве врача, 12 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

3. Всем вышеперечисленным категориям граждан, для которых предусмотрено повышение пенсионного возраста, и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных новым правовым регулированием, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (часть 3 статьи 10 Закона N 350-ФЗ).

4. Право на страховую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины с учетом переходных положений, приведенных в Таблице 1) также предоставлено:

женщинам, выработавшим стаж на территории Российской Федерации не менее 37 лет, за который производилась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и мужчинам, выработавшие такой стаж не менее 42 лет - на 2 года ранее нового пенсионного возраста (часть 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 56 лет, при наличии страхового стража не менее 15 лет (пункт 1.1 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019);

женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, - по достижении возраста 57 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет (пункт 1.2 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019).

При этом для оценки права на досрочное назначение пенсии учитываются дети, которые были рождены и воспитаны на территории Российской Федерации.

5. Для отдельных категорий нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца также увеличен возраст, по достижении которого они имеют право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца. В частности это: родители, супруг (супруга), а также дедушка и бабушка умершего кормильца при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать <6>.

--------------------------------

<6> Пункты 3, 4 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ.

Указанным лицам данная пенсия может быть назначена, если они являются инвалидами, либо достигли 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений по поэтапному повышению пенсионного возраста в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости (Таблица 1).

Пример 4. Женщине, 15.02.1966 г.р., являющейся матерью умершего кормильца, страховая пенсия по случаю потери кормильца с учетом переходных положений может быть назначена в 2024 г., т.е. не ранее достижения ею возраста 58 лет (15.01.2021 + 36 мес. = 2024, где 15.02.2021 - дата достижения ею возраста 55 лет, 36 месяцев - количество месяцев, на которые повышается возраст, по достижении которого возникает право на назначение пенсии).

6. Корректировка (индексация) размера страховой пенсии (части 6 и 7 статьи 10 Закона N 350-ФЗ).

В период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 - 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году - 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году - 98 руб. 86 коп.;

в 2022 году - 104 руб. 69 коп.;

в 2023 году - 110 руб. 55 коп.;

в 2024 году - 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля (часть 7 статьи 7 и часть 13 статьи 10 Закона N 350-ФЗ).

7. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме (часть 8 статьи 10 Закона N 350-ФЗ):

с 01.01.2019 - 5334 руб. 19 коп.;

с 01.01.2020 - 5686 руб. 25 коп.;

с 01.01.2021 - 6044 руб. 48 коп.;

с 01.01.2022 - 6401 руб. 10 коп.;

с 01.01.2023 - 6759 руб. 56 коп.;

с 01.01. 2024 - 7131 руб. 34 коп.

8. Выплаты за счет средств пенсионных накоплений (статьи 6, 8 Закона N 350-ФЗ).

В связи с повышением пенсионного возраста внесены изменения в федеральные законы от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" <7> регулирующие установление выплат за счет средств пенсионных накоплений. Данные изменения направлены на сохранение существующих условий получения средств пенсионных накоплений.

--------------------------------

<7> Далее - Закон N 424-ФЗ.

С 01.01.2019 накопительная пенсия и срочная пенсионная выплата могут быть установлены по достижению возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Законом N 400-ФЗ, а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Согласно внесенным Законом N 350-ФЗ изменениям единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Закона N 424-ФЗ, может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом N 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Законом N 424-ФЗ, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Законом N 424-ФЗ, единовременная выплата может быть осуществлена по достижении возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), а лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости - по достижении возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Законом N 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины ИПК).

О подтверждении российского и "советского" стажа на территории РСФСР гражданами Израиля

Информация о порядке реализации пенсионных прав граждан, проживающих на территории Государства Израиль, в рамках Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 с учетом необходимости истребования документов о стаже и заработной плате в архивных учреждениях Российской Федерации

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территории Государства Израиль и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016 (далее - Договор).

Гражданин, проживающий на территории Государства Израиль, при возникновении права на пенсию по Договору обращается в Институт национального страхования Государства Израиль по месту своего жительства с необходимыми документами для установления пенсии, имеющимися в его распоряжении.

При этом, в случае необходимости получения архивных документов о периодах трудовой деятельности и (или) заработной плате на территории Российской Федерации (РСФСР) гражданином заполняется соответствующее заявление <1> с просьбой об оказании содействия в истребовании необходимых документов Пенсионным фондом Российской Федерации. При этом гражданином обязательно указывается его фамилия имя отчество, период (периоды) трудовой деятельности на территории Российской Федерации (РСФСР), в отношении которых требуется подтверждение сведений о стаже и (или) заработной плате; наименование и адрес организации (учреждения), где протекала трудовая деятельность гражданина.

--------------------------------

<1> Форма бланка прилагается (представлен Пенсионным фондом Российской Федерации в Институт национального страхования Государства Израиль письмом от 17.07.2017 N СА-21-2/23474).

При поступлении от Института национального страхования Государства Израиль комплекта документов с заявлением об оказании содействия Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы) в установленном порядке обеспечат направление соответствующих запросов в архивные учреждения (организации) Российской Федерации и обработку поступивших по ним ответов.

Самостоятельный розыск архивных документов самим пенсионером в таком случае не требуется.

Информация об организации электронного взаимодействия по пенсионному обеспечению лиц, проживающих за границей

Для ежегодного продолжения выплаты российских пенсий лицам, проживающим за границей, требуется ежегодное подтверждение факта нахождения их в живых.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1386 ПФР и дипломатические представительства и консульским учреждениям России предоставлено могут оформлять факт нахождения гражданина в живых в форме акта личной явки, предусматривающего отражение сведений о факте осуществления (не осуществления) работы и (или) иной деятельности, с последующей передачей в электронном виде информации, содержащейся в нем, через МИД России в ПФР. Подтверждение названного факта производится по истечении 12 месяцев со дня подачи гражданином, заявления о выезде за пределы Российской Федерации либо представления такого документа ранее.

При этом согласно статье 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер, проживающий и осуществляющий работу и (или) иную деятельность за границей, обязан самостоятельно представлять в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документ, подтверждающего данный, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства в отличие от пенсионеров, проживающих в России, в отношении которых такого рода сведения предоставляется работодателями. Вместе с тем при представлении пенсионером этого документа в консульское учреждение соответствующая информация, касающаяся факта осуществления (прекращения) факта работы и (или) иной деятельности, отражается в акте личной явке и, соответственно, данные сведения представляются в электронном виде. В целях осуществления электронного документооборота заключено Соглашение об электронном взаимодействии между ПФР и МИД России, подписанное 15.12.2014 и введенное в действие с 01.01.2015 <3>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке выплаты пенсий граждане, выезжающие (выехавшие) на постоянное жительство за пределы России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 N 510 (далее - Положение N 510).

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации".

<3> Далее - Соглашение об электронном взаимодействии.

Представление консульскими учреждениями за рубежом информации в электронном виде позволяет сократить сроки получения ПФР документов и как следствие сроки по их обработке и принятию решений по восстановлению (возобновлению) выплаты пенсий гражданам, проживающим за рубежом, практически до 10 дней, а также нивелировали соответствующие финансовые затраты пенсионеров.

Вместе с тем часть пенсионеров по-прежнему пользуются нотариальными услугами и представляют документы на бумажном носителе, что обусловлено удаленностью нахождения загранучреждений МИД России от места жительства пенсионеров, например в таких странах как США, Германия, Канада.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2016 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ <5>, статьей 26.1 которого предусматривается представление пенсионером в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 793 <6> форма акта личной явки дополнена новым блоком, предусматривающим отражение сведений о факте осуществления (не осуществления) работы и (или) иной деятельности и, начиная с 01.01.2017, данные сведения представляются в электронном виде, что важно, поскольку в отличие от пенсионеров, проживающих в России, в отношении которых такого рода сведения предоставляется работодателями, граждане, проживающие за границей, обязаны представлять их самостоятельно.

--------------------------------

<4> За исключением граждан, проживающих в странах, с которыми заключены международные договоры в области социального (пенсионного) обеспечения, которым предоставление такого документа не требуется.

<5> Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 793 "О внесении изменений в Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации".

Кроме того, для удобства граждан, выехавших за рубеж и реализовавших свое право на российскую пенсию на сайте ПФР через "Личный кабинет гражданина" реализованы электронные сервисы "О назначении пенсии", "О произведенных выплатах" и "О статусе направленных в ПФР документов", "О пенсии для граждан, проживающих за границей", "О выплатах для граждан, проживающих за границей", позволяющие практически в режиме "он-лайн" получать информацию о назначении и выплате пенсии, а также о движении представленных гражданами документов в системе ПФР.

Информация о предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.06.2016 N 279н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Далее соответственно - пенсии, Административный регламент.

Административный регламент распространяется на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации <2>, и определяет порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги по установлению пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.

--------------------------------

<2> Далее - граждане.

По общему правилу, предусмотренному Административным регламентом, граждане за предоставлением государственной услуги обращаются с соответствующим заявлением <3> и необходимыми для ее предоставления документами в территориальный орган ПФР непосредственно, через представителя, либо путем направления заявления по почте.

--------------------------------

<3> В рамках административного регламента по установлению предусмотрена возможность подачи гражданином: заявление об установлении пенсий, перерасчете размера пенсий и о переводе с одного вида пенсии на другой.

Административный регламент содержит единый порядок обращения гражданина за назначением пенсии, который не зависит от выбранного им места получения пенсии на территории Российской Федерации.

Особенность обращения указанных граждан с заявлением о назначении пенсии с учетом положений пункта 8 Правил обращения за пенсией <4> заключается в том, что они подают указанное заявление и необходимые для назначения пенсии документы непосредственно в ПФР <5>, который в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в ПФР направляет их для рассмотрения и принятия решения по нему в территориальный орган ПФР по выбранному гражданином месту получения пенсии: адресу места жительства представителя или открытия банковского счета.

--------------------------------

<4> Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н.

<5> В ПФР данные заявления поступают в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей.

В случае, когда в поступившем в ПФР заявлении о назначении пенсии указанные сведения отсутствуют, Фонд направляет данное заявление и документы в территориальный орган ПФР по последнему месту жительства (работы) или месту пребывания гражданина в Российской Федерации, определенному исходя из сведений, содержащихся в представленных документах. Если, исходя из представленных документов, невозможно определить последнее место жительства (работы) или место пребывания гражданина в Российской Федерации, заявление о назначении пенсии и поступившие документы направляются Фондом в Отделение ПФР по г. Москве и Московской области.

При этом факт и дата приема Фондом от гражданина заявления о назначении пенсии подтверждается уведомлением о приеме заявления, по форме согласно приложению N 4 к Административному регламенту, в котором указываются: дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, сведения о направлении его заявления в территориальный орган ПФР, выбранный гражданином. Указанное уведомление направляется гражданину способом, указанным в его заявлении.

Территориальный орган ПФР рассматривает в установленные сроки заявление и документы гражданина, поступившие из Фонда. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены им не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается день приема заявления ПФР, дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Днем получения гражданином соответствующих разъяснений территориального органа ПФР считается:

- день выдачи уведомления гражданину территориальным органом ПФР;

- дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления территориальным органом ПФР почтового отправления либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином документов, обязанность по представлению которых возложена на него.

После рассмотрения в установленные сроки заявления, поступившего из ПФР, территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе, путем направления рекомендуемого образца уведомления, предусмотренного приложением N 5 к Административному регламенту.

При этом, до поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, гражданин вправе представить такие документы по собственной инициативе.

Заявление о перерасчете размера пенсии, заявление о переводе с одного вида пенсии на другой и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подаются гражданином в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии, со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина.

Назначение пенсии

Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, имеющие регистрацию по месту жительства или пребывания на территории России, заявление о назначении пенсии или о доставке пенсии и необходимые документы подают в территориальный орган ПФР по месту регистрации в Российской Федерации.

Граждане, проживающие за границей, которые не имеют регистрации на территории России, подают заявление о назначении пенсии и документы в ПФР почтовой связью по адресу: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1.

Личный прием граждан, проживающих за границей, которые не имеют регистрации на территории России (их доверенных лиц), и прием документов от них осуществляется Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, ПФР по адресу: г. Москва, ул. Анохина 20 корп. А (ст. метро "Юго-Западная").

Необходимые документы:

- копия российского паспорта;

- трудовая книжка;

- справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности на территории РФ до 01.01.2002;

- справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

В отдельных случаях могут потребоваться:

- копия военного билета;

- копия документа об изменении фамилии;

- копия свидетельства о рождении ребенка;

- справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами РФ, которая выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением РФ или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

ВАЖНО! Все копии документов заверяются в российском консульском загранучреждении. Подать заявление с документами можно лично, по почте или через представителя, чьи полномочия должны быть оформлены в нотариальном порядке. Копии заявлений и документы для установления и выплаты пенсии, направленные гражданами по факсу не имеют юридической силы, в связи с чем не могут быть приняты во внимание для принятия соответствующего решения. По факсу может приниматься уточняющая информация об адресе проживания и банковских реквизитах получателя пенсии, поскольку данная информация не является правоустанавливающей.

Гражданин, проживающий за рубежом (переехавший за рубеж) имеет право на страховую пенсию, если одновременно выполняются условия:

- достижение общеустановленного возраста. Для мужчин - это 60 лет, для женщин - 50 лет <1>. Для отдельных категорий граждан право на страховую пенсию по старости возникает и до достижения общеустановленного возраста;

--------------------------------

<1> При этом с 01.01.2019 возраст выхода на пенсию с указанной даты для мужчин с 60 до 65 лет и женщин с 55 до 60 лет будет повышаться и поэтапно в течение 5 лет с шагом в один год в зависимости от года рождения и к 2023 году достигнет показателей - 65 и 60 лет соответственно.

- наличие минимального стажа. В 2019 году 10 лет, в 2020 году - 11 лет с ежегодным увеличением на один год от до 15 лет в 2024 г. Для досрочной трудовой пенсии по старости - наличие требуемого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, дающих право на указанную пенсию, а также достижение определенного возраста;

- наличие минимальной суммы пенсионных баллов. В 2019 году 16,2, в 2020 году - 18,6 лет, с ежегодным увеличением на 2,4 до максимальных 30;

- наличие российского гражданства.

ВАЖНО! Информация о предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации.

О прекращении выдачи пенсионных удостоверений

С 01.01.2015 вступили в силу Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления перевода одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н. Названными Правилами выдача пенсионного удостоверения не предусмотрена. При необходимости и по желанию гражданина для подтверждения факта установления ему пенсии может выдаваться справка, подтверждающая указанный факт. <*>

--------------------------------

<*> В отличие от ранее действовавших Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 17/19пб, поскольку в настоящее время пенсионное удостоверение не является документом, необходимым для предоставления льгот и мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации.

Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров)

В настоящее время у Российской Федерации действует 19 международных соглашений с 23 странами. Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Международные соглашения, подписанные СССР

Страна
Название
Дата подписания
Чехословацкая Республика
Соглашение о социальном обеспечении
2 декабря 1959 года (в отношении Чешской Республики указанное Соглашение с 1 января 2009 года утратило силу по причине его денонсации чешской стороной в одностороннем порядке)
Румынская Народная Республика
Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения
24 декабря 1960 года
Венгерская Народная Республика
Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения
20 декабря 1962 года
Монгольская Народная Республика
Соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения
6 апреля 1981 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе территориальности

Страна
Название
Дата подписания
Особенности
Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина
Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения
13 марта 1992 года
Пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории одной и/или другой страны. При переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплата назначенной пенсии может быть продолжена в случае отсутствия права на нее по законодательству государства нового места жительства на период до даты возникновения такого права.
Молдавия
Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения
10 февраля 1995 года
Казахстан
Соглашение о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконура Республики Казахстан
27 апреля 1996 года
Грузия
Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения
16 мая 1997 года
Литва
Соглашение о пенсионном обеспечении
29 июня 1999 года

Международные соглашения (договоры) в области пенсионного обеспечения, подписанные Россией, основанные на принципе пропорциональности

Страна
Название
Дата подписания
Особенности
Украина
Временное соглашение о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения
15 января 1993 года
Граждане Стран, проработавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств имеют право на досрочную пенсию по старости. Выплата российской пенсии гражданам, проживающим на территории Украины, производится до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству Украины.
Испания
Договор о социальном обеспечении
11 апреля 1994 года
Предусматривают распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории стран. В этом случае Россия отвечает только за стаж, приобретенный на ее территории.
В отношениях с Белоруссией и Латвией - с элементами территориальности в отношении стажа, приобретенного на территории СССР (за указанный стаж пенсия назначается государством проживания).
Белоруссия
Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения
24 января 2006 года
Латвия
Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения
18 декабря 2007 года
Болгария
Договор о социальном обеспечении
27 февраля 2009 года
Эстония
Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения
14 июля 2011 года
Израиль
Договор в области социального обеспечения
6 июня 2016 года
Чехия
Договор о социальном обеспечении
8 декабря 2011 года
Стаж, приобретенный до 31.12.2008, учитывается по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживал пенсионер на указанную дату, при условии, что продолжительность стажа на территории этой Договаривающейся Стороны составляет не менее 1 года. Стаж после 31.12.2008 учитывается Договаривающейся Стороной, на территории которой он был приобретен по ее законодательству

Иные международные договоры

Страна
Название
Дата подписания
Особенности
Абхазия
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия
14 апреля 2014 года
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За стаж, выработанный на территории Республики Абхазия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Абхазия.
Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Южном федеральном округе, равному 10179,65 рублей.
Южная Осетия
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Южная Осетия
25 ноября 2016 года
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия и не имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За стаж, выработанный на территории Республики Южная Осетия после 01.01.2002, установление и выплата пенсии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия.
Для указанной категории граждан, в зависимости от величины пенсионного обеспечения, устанавливается доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе, равному 10410,7 рублей.

Дополнение по Латвии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Латвии, может производиться по следующим вариантам:

Вариант 1: за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, пенсию назначает страна проживания гражданина. За периоды после 1 января 1991 года, каждая страна назначает пенсию за стаж, приобретенный на ее территории (Россия назначает пенсию за стаж, выработанный на территории Российской Федерации, а Латвия - за стаж, выработанный на ее территории);

Вариант 2: по законодательству страны, гражданином которой является пенсионер. В этом случае пенсия гражданину Российской Федерации назначается по российскому законодательству, а гражданину Латвийской Республики - по латвийскому законодательству, независимо от места проживания. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Дополнение по Белоруссии

Назначение пенсии российскому пенсионеру, проживающему в Белоруссии, может производиться по следующим вариантам:

ВАРИАНТ 1: назначение и выплата российской пенсии за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания. А за периоды стажа, приобретенного после этой даты на территориях этих стран, - по законодательству и за счет средств страны, на территории которой этот стаж приобретен;

ВАРИАНТ 2: по желанию и на основании заявления гражданина может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству страны, гражданином которой он является, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит;

ВАРИАНТ 3: при переселении с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны, если законодательство страны по новому месту жительства не определяет право пенсионера на пенсию, то выплачивать пенсию продолжает страна по прежнему месту жительства до приобретения гражданином права на пенсию, в том числе пенсию другого вида, согласно законодательству страны по новому месту жительства пенсионера.

ВАРИАНТ 4: при переезде из одной страны в другую пенсионера, имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории одной из стран (в том числе в период СССР), выплату пенсии может продолжить страна, назначившая пенсию. При этом нормы Договора не применяются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Назначение и выплата пенсии в соответствии с договором между Российской Федерацией и государством Израиль

О подтверждении российского и "советского" стажа на территории РСФСР гражданами Израиля

Чтобы получать пенсию в рамках международных соглашений (договоров), следует обращаться в компетентный орган страны проживания.

Выплата пенсии

Выплата пенсии лицам, проживающим за пределами РФ, производится при условии представления в ПФР (его территориальный орган) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо при условии ежегодной личной явки пенсионера. В случае если пенсия, назначенная детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, выплачивается законным представителям, им также как и гражданину, которому назначена пенсия, необходимо ежегодно подтверждать факт нахождения в живых, т.е. представлять документ, подтверждающий факт нахождения в живых, либо оформлять акт личной явки.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, либо в ПФР (его территориальный орган). В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период.

ВАЖНО! составление акта о личной явке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации осуществляется на безвозмездной основе.

При этом документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых (акт о личной явке гражданина с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период), составляется и представляется не ранее чем по истечении 12 месяцев с месяца:

- подачи заявления о выезде за пределы Российской Федерации;

- составления ранее составленного документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период.

Документ о нахождении в живых представляется:

- если Вы получаете пенсию по месту жительства за границей - 119991, г. Москва, ул. Шаболовка д. 4, ГСП-1

- если Вы получаете пенсию на территории РФ - в соответствующий территориальный орган ПФР

Обращаем внимание, что предоставление документа, подтверждающего факт нахождения в живых, в году назначения пенсии не требуется!

Документы, которые выдаются диппредставительством или консульским учреждением РФ за рубежом:

- справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами России;

- справка о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами России (для выплаты пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет);

- акт о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

В соответствии с российским законодательством выплата пенсии гражданам, проживающим за границей, которым пенсии назначены после 01.01.2015, осуществляется на территории Российской Федерации в рублях. В свою очередь, выплата пенсий, которые установлены до 01.01.2015 или в рамках международных договоров Российской Федерации, осуществляется в прежнем порядке, т.е. путем ее перевода за границу. Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. Следовательно, переводимая за рубеж сумма пенсии может быть больше или меньше в зависимости от курса рубля к соответствующей валюте.

Важно! Назначенная до 1 января 2015 г. пенсия, выплата которой гражданину производилась за пределы Российской Федерации, по его желанию может выплачиваться на территории Российской Федерации при подаче им в орган, осуществлявший его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации до выезда на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, заявления в произвольной форме.

Планируемый график формирования платежных ведомостей для перевода за рубеж сумм пенсий их получателям, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, на 4 квартал 2018 года

Информация о порядке получения банковских карт

Назначение и выплата ДЕМО

Некоторым категориям россиян устанавливается дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО).

Для назначения ДЕМО необходимо представить по адресу 119991, г. Москва, Шаболовка ул., д. 4, ГСП-1 следующие документы:

- заявление;

- копию российского паспорта, заверенную нотариусом или консульским учреждением;

- документ, подтверждающий льготный статус;

- справка, подтверждающая постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, с указанием даты переезда, в том числе из одного иностранного государства в другое, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации;

- банковские реквизиты.

Выплата ДЕМО производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.

Легализация документов

Для пенсионного обеспечения могут приниматься только те иностранные документы, которые выданы компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства и надлежащим образом легализованы или удостоверены апостилем.

Существует два основных вида легализации документа - проставление штампа "Апостиль" (иногда данную процедуру также называют "упрощенная легализация" или "апостилирование") и консульская легализация. Выбор вида легализации в каждом конкретном случае зависит от страны представления документа.

Кроме того, документ должен иметь перевод на русский язык, заверенный нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации. Если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то к нему также применяется требование о легализации или апостилировании, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Консульская легализация или апостилирование - подтверждение соответствия документов законодательству государства их происхождения.

Консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Легализация не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.

Если у России есть с государством договор о правовой помощи, который предусматривает отказ от легализации официальных иностранных документов.

Договор определяет порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одного государства - участника договора (конвенции), рассматриваются как официальные документы и пользуются на территориях других стран - участников договора доказательной силой официальных документов без какого-либо специального удостоверения.

Таким образом, если представлен иностранный документ любого государства, с которым Россия имеет договор о правовой помощи, то такой документ может быть принят для пенсионного обеспечения без какого-либо дополнительного подтверждения его подлинности. Исключения: документы, свидетельствующие о каком-либо льготном статусе гражданина.

Если документ (удостоверение его копии, перевод на русский язык) выдал компетентный орган (учреждение) или должностное лицо иностранного государства - участника Гаагской конвенции.

В соответствии с Гаагской конвенцией единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, печати или штампа, которым скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был составлен. Такой документ может быть принят для целей пенсионного обеспечения без какого-либо дополнительного подтверждения его подлинности.

Апостиль проставляет компетентный орган иностранного государства на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле часто дублируются на двух языках (одном из языков Конвенции и национальном).

Если документ (удостоверение его копии, перевод на русский язык) выдал компетентный орган (учреждение) или должностное лицо иностранного государства, у которого нет договора о правовой помощи с Российской Федерацией и которое не является участником Гаагской конвенции.

В отношении соответствующих стран действует Административный регламент исполнения государственной функции по консульской легализации документов, утвержденный приказом МИД России от 26 мая 2008 года N 6093.

В настоящее время функции по консульской легализации за границей выполняют российские загранучреждения (посольства и консульства). Российские загранучреждения принимают к легализации предназначенные для использования в России документы, выданные официальными органами и легализованные компетентным органом страны пребывания.

Представление документа, удостоверенного апостилем, не отменяет необходимость перевода документа. Если при этом перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то к нему также применяется требование об апостилировании, если иное не предусмотрено международным договором (соглашением) Российской Федерации. При этом удостоверительная надпись нотариуса должна быть составлена на русском языке (переведена на русский язык).

ВАЖНО! Независимо от того, какая страна (имеющая договор о правовой помощи с Россией, являющаяся участником Гаагской конвенции или нет) выдала документ, предъявляется следующее дополнительное требование: если документ составлен на иностранном языке, он должен иметь перевод на русский язык. Верность перевода (подлинность подписи переводчика) свидетельствуется нотариусом, занимающимся частной практикой, нотариусом, работающим в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями РФ.

Получение справки о назначенной и выплаченной российской пенсии

Для получения справки о назначенной и выплаченной российской пенсии гражданин, проживающий за границей, должен представить в Департамент по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей ПФР оригинал заявления с указанием следующей информации:

- фамилии, имени, отчества;

- года рождения;

- места жительства в Российской Федерации до отъезда за границу;

- даты выезда гражданина на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации;

- вида пенсии, назначенной в Российской Федерации;

- органа, осуществлявшего выплату пенсии на территории Российской Федерации;

- личная подпись.

Кроме того, к указанному заявлению прилагаются копии:

- документа, удостоверяющего личность;

- страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии).

При этом, консульского или нотариального заверения копий данных документов не требуется.

В случае получения пенсии на территории Российской Федерации указанное заявление направляется в территориальной орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела гражданина. Дополнительно отметим, что поскольку сведения, указываемые в справке, в том числе о размере выплаченной пенсии, относятся к определенному физическому лицу то, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", данные сведения являются персональными данными. Порядок передачи персональных данных через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства определяется статьей 12 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Персональные данные могут быть переданы на территорию иностранного государства в случаях, установленных статьей 12 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ, в частности, при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, поданного им в ПФР, или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Также персональные данные могут быть представлены третьим лицам на основании соответствующей доверенности, оформленной в установленном порядке.

Как предварительно заказать документы онлайн

Граждане, проживающие за пределами территории Российской Федерации, имеют возможность online-записи через интернет для предварительного оформления дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями документов для назначения и выплаты пенсии, предусмотренных российским законодательством <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 "О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации".

Подать заявление на оформление документов можно через специально созданный для этих целей интернет-сайт Консульского департамента Министерства иностранных дел России.

ВАЖНО! Подача online-заявления на предварительное оформление документов не освобождает гражданина от его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в стране его проживания.

Подача заявления через интернет обеспечит гражданину быстрое оформление заказанных документов за одно посещение дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в стране его проживания.

На сайте можно предварительно заказать следующие документы:

- справку, подтверждающую постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;

- справку о выполнении (невыполнении) оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации;

- акт о личной явке гражданина (его законного представителя) для продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде.

Первые два из указанных документов по желанию гражданина, а третий в обязательном порядке, направляются МИД России в виде электронных документов в Пенсионный фонд Российской Федерации в рамках электронного взаимодействия, действующего между двумя ведомствами. Это избавляет гражданина от необходимости самому представлять названные документы в ПФР.

ВНИМАНИЕ! Если пенсию получает законный представитель пенсионера, то пенсионеру и его законному представителю необходимо обратиться непосредственно в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации без online-записи через интернет.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области