"Информация" Рослесхоза "Разъяснение по вопросу принятия участия в тушении лесных пожаров лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладателям сервитута"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ИНФОРМАЦИЯ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ВОПРОСУ ПРИНЯТИЯ УЧАСТИЯ В ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ ЛИЦ,
КОТОРЫМ ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ В ПОСТОЯННОЕ
(БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ, БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
ИЛИ В АРЕНДУ, А ТАКЖЕ ОБЛАДАТЕЛЯМ СЕРВИТУТА

Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 установлено, что в графе 41 Приложения N 8 к плану тушения лесных пожаров указываются реквизиты договора (соглашения), на основании которого осуществляется привлечение и использование сил и средств, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний по заполнению формы плана тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 16.12.2013 N 591, в приложении N 8 "Силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами" указывается информация в случае наличия договора (соглашения), на основании которого осуществляется привлечение и использование сил и средств пожаротушения.

Кроме того, пунктом 2.1 части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладатели сервитута, принимают участие в осуществлении мероприятий по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке (в границах соответствующего сервитута), за исключением осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 части 1 указанной статьи, в соответствии со сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из указанных норм, включение лиц, использующих леса, в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств и сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, является обоснованной необходимостью.

Согласно пункту 2 статьи 53.4 Лесного кодекса лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Кроме того, участие подразумевает привлечение сил и средств пожаротушения согласно Сводному плану тушения лесных пожаров.

Согласно пункту 13 раздела II приказа Минприроды России от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров", в случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций.

Компенсация затрат лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или в аренду, а также обладателей сервитута, принимающих участие в тушении лесных пожаров на соответствующем участке, может быть осуществлена как за счет средств субъекта Российской Федерации, средств арендаторов (и иных пользователей) лесных участков, так и за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на выполнение переданных полномочий в области лесных отношений.

При этом положения об участии названных лиц в тушении лесных пожаров, а также о компенсации понесенных затрат должны быть в обязательном порядке отражены в договоре (соглашении), который, в свою очередь, необходимо заключать с каждым арендатором (или иным пользователем) лесного участка, включаемым в Сводный план тушения лесных пожаров.

К действующим договорам (соглашениям) рекомендуется заключить дополнительные соглашения. Расчет объемов компенсируемых затрат рекомендуется осуществлять в соответствии с нормативами затрат на тушение лесных пожаров, установленными для бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации.

В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В случае если в субъекте Российской Федерации введен режим чрезвычайной ситуации субъекту Российской Федерации предлагается руководствоваться пунктом 2 статьи 24 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", предусматривающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций всех форм собственности за счет собственных средств.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области