Информация Росприроднадзора "О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

О ПОРЯДКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ
ПОСТАНОВКИ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ

I. Общие положения

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ);

ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила);

постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий";

постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору";

приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью";

приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 553 "Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам".

Ведомственные акты Росприроднадзора:

приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 N 755 "Об определении лиц, ответственных за включение сведений в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору";

приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 N 756 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572" (вместе с методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2016 N 554. С использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов);

распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 N 28-р "О постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к режимным и особо важным объектам".

1.2. Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС)

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219) внесены изменения в Закон N 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ:

"1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией" (с 1 января 2015 года согласно Закону N 219-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

1.3. Подготовка и направление заявки

1.3.1. Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил).

1.3.2. Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

1.3.3. При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии N 1029), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, и Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (Критерии N 903), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903.

1.3.4. Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - по месту нахождения объекта:

в территориальный орган Росприроднадзора - по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям N 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903;

органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Рассмотрение заявок центральным аппаратом Росприроднадзора законодательством не предусмотрено.

1.3.5. Методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объектов НВОС на учет в электронном виде утверждены приказом от 24.11.2016 N 756.

В случае отсутствия у юридического лица, индивидуального предпринимателя технической возможности представления заявки в электронном виде, заявки могут быть направлены посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, при этом исчисление сроков рассмотрения таких заявок ведется с даты регистрации поступления заявки в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Отказы в приеме заявок, поступивших по почте или нарочно на бумажных носителях, недопустимо.

При этом обязанность по внесению сведений из заявок, поступивших на бумажном носителе, в ГИС возлагается на сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.4. О проверке сведений, представленных в заявке.

В соответствии с пунктом 17 Правил основанием для включения объектов НВОС в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" п. 5 Правил.

Согласно пункту 20 Правил основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 (подпункты "а" - "и", "м", "н" и "п" п. 5) Правил.

Таким образом, проверка представления в заявке данных, предусмотренных в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" п. 5 Правил, обязательна.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах. В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления сведений, недостаточных для включения в государственный реестр, такой факт рассматривается как непредставление сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.

Учитывая, что представление сведений о местонахождении объекта НВОС и координат источников выбросов/сбросов данного объекта НВОС предусмотрено подпунктами "б", "д" и "ж" п. 5 Правил и являются обязательными к представлению, в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сведения о координатах объекта НВОС (площадных и линейных) представлены в недостаточном количестве (например, площадной объект представлен двумя точками) или непоследовательно и не позволяют установить форму или границы объекта НВОС, такие данные следует считать непредставленными в заявке.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представлены сведения о координатах источников негативного воздействия, которые территориально не совпадают с координатами объекта НВОС (погрешность указания координат превышает 100 м), или предоставлены координаты объекта НВОС, которые территориально не совпадают с адресом местонахождения объекта, такие данные следует считать также непредставленными в заявке.

В указанных случаях, территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.

II. Об объектах НВОС и их постановке на учет

2. Об определении объекта НВОС и его категории

2.1. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - "объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими и принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Объект НВОС может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние (в том числе находящихся в разных муниципальных образованиях) и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Вместе с тем, при постановке на учет объектов НВОС (особенно линейных) Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.

2.2. Что не является объектом НВОС?

Необходимо отметить, что в соответствии с данными выше определениями имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии N 1029), такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет в соответствии с положениями ст. 69 Закона N 7-ФЗ.

Одновременно Росприроднадзор уведомляет, что вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

2.3. О постановке строящихся объектов на государственный учет как объектов НВОС.

В соответствии с действующим законодательством объекты капитального строительства подлежат постановке на государственный учет после их ввода в эксплуатацию.

Минприроды России обращает внимание, что при строительстве объектов необходимо соблюдение установленных законодательством природоохранных требований, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами и в случае осуществления выбросов, сбросов в окружающую среду, а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 N 12-50/8692-ОГ, размещено в системе Консультант Плюс).

По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, необходимо обратить внимание, что внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", размещено в системе Консультант Плюс).

2.4. Об уровне поднадзорности.

Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный), определяется согласно Критериям N 903.

Таким образом, объект, относящийся к IV категории объекта НВОС (согласно Критериям N 1029), но соответствующий хотя бы одному из Критериев N 903, является объектом федерального государственного экологического надзора и подлежит постановке на государственный учет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Исключение составляет соответствие объекта пункту 3"б" Критериев N 903, так как объектом земельных отношений является собственно земельный участок, который не является объектом НВОС (см. выше).

Учитывая, что Постановление N 903 имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться именно Постановлением N 903.

Обращаем внимание, что категорирование и определение уровня поднадзорности предусмотрено для объектов НВОС, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом. В связи с изложенным, одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем могут эксплуатироваться объекты НВОС разного уровня надзора и разных категорий.

2.5. Некоторые вопросы категорирования объектов НВОС по Критериям N 1029.

2.5.1. В соответствии с п. 24 Правил: "В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду".

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом N 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

2.5.2. Учитывая, что объекты НВОС III-ей категории в соответствии с положениями Законом N 7-ФЗ представляют большую опасность для окружающей среды, чем объекты IV-ой категории, признаком отнесения объекта к III-ей категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев.

2.5.3. О применении подп. "а" п. 6 Критериев N 1029

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее - Перечень ЗВ), утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р.

Классы опасности загрязняющих веществ установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114 "О введении в действие ГН 2.1.6.1338-03", в том числе для бенз/а/пирена установлен I класс опасности.

Данное загрязняющее вещество образуется при сгорании углеводородного жидкого, твердого и газообразного топлива, таким образом, в случае эксплуатации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отопительного котла минимальной мощности, несмотря на отсутствие на объекте иных источников выбросов и сбросов, данный объект соответствует III категории объекта НВОС Критериев N 1029.

Вместе с тем уровень негативного воздействия на окружающую среду от такого объекта НВОС может равняться или быть ниже, чем у объектов IV категории, в связи с изложенным присвоение таким объектам III категории объектов НВОС будет противоречить положениям статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ.

2.6. Данные о выбросах, сбросах, отходах - разрешения или факт?

В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных Росприроднадзор полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:

- федерального статистического наблюдения по формам N 2-ТП (воздух), N 2-ТП (водхоз) и N 2-ТП (отходы);

- производственного экологического контроля;

- отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

2.7. О представлении данных об источниках сбросов (в том числе осуществляемых на водосборные площади)

Пунктом 3 раздела II Заявки предусмотрено представление сведений о выпусках и сбросах сточных вод. Вместе с тем, данный Заявкой не предусмотрено указание данных об осуществлении выпусках и сбросах сточных вод на водосборные площади (рельеф местности).

В связи с изложенным, полагаем возможным в строке "наименование" (для заявок в электронном виде) или в строке "порядковый номер источника сброса" ставить пометку "водосборная площадь", а также считаем необходимым сообщить следующее.

2.7.1. Положениями статьи 23 Закона N 7-ФЗ определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В связи с отсутствием нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

В то же время в соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

2.7.2. Пунктом 6 Критериев N 1029 предусмотрено отнесение объекта НВОС к IV категории в случае одновременного удовлетворения следующим критериям:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, в случае наличия на объекте НВОС сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади - объекту НВОС присваивается III категория.

2.7.3. Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).

В п. 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила-644), установлено, что абоненты (физические и юридические лица, заключившие договор водоотведения) обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4 к Правилам-644.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.

В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.

Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в пп. "б" п. 6 Критериев N 1029, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории.

Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта НВОС IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п. п. 1 - 4, 7, 8 Критериев N 1029, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

2.8. По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон N 7-ФЗ:

"1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией".

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II "Сведения о воздействии объекта на окружающую среду", п. 4 "Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)", раздел III "Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды", "Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается "хранение и захоронение отходов" (далее - Закон N 89-ФЗ).

При этом "хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения", а "захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду". К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся - "специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов"; к объектам захоронения отходов - "предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах".

Одновременно данной статьей Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах, не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: "Деятельность по размещению отходов не осуществляется").

2.9. О заполнении п. 5 раздела 4 формы Заявки - программа мониторинга

В п. 5 раздела 4 формы Заявки, в части, касающейся представления информации "о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

Утверждение данной программы предусмотрено п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее - Порядок). При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники;

объекты размещения медицинских отходов.

Соответственно при наличии только таких объектов размещения отходов данные о программе не указываются и в п. 5 разделе 4 формы Заявки делается запись: "Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66".

2.10. Объекты НВОС, связанные с недропользованием

Объект НВОС, связанный с недропользованием, особенно с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка и, как правило, соответствует I-ой категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами НВОС 2-ой категории. Поселки вахтовиков и прочие "незначительные" объекты инфраструктуры относятся к объектам НВОС (в случае соответствия Критериям N 1029) - меньшей категории.

Дополнительные методические рекомендации об постановке на государственный учет объектов НВОС нефтегазового комплекса размещены на сайте Росприроднадзора.

2.11. О морских объектах.

2.11.1. Согласно части 7.1 ст. 36 Водного кодекса РФ: "К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в ходе проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Росприроднадзором и его территориальными органами в рамках компетенции Службы проводится оценка "соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям..." (ч. 6 ст. 2 Закона N 294-ФЗ). При этом в ходе проведения мероприятий по контролю производятся действия "по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов..." (ч. 5 ст. 2 Закона N 294-ФЗ).

Таким образом, при проверке хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Росприроднадзором проверяется соблюдение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также обследуются используемые указанными лицами при осуществлении деятельности производственные объекты.

Деятельность по бункеровке судов связана с обращением с нефтью и нефтепродуктами ("бункерным топливом являются любая углеводородная минеральная нефть (включая смазочное масло), используемая или предназначенная для использования в целях эксплуатации или движения судна, и любые остатки, содержащие такую нефть", ч. 3, п. 1, ст. 336.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ, далее - Кодекс торгового мореплавания РФ).

Кодексом торгового мореплавания РФ установлена ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения, причиненный окружающей среде бункерным топливом, которое находится на борту судна или источником которого является судно, за исключением случаев, предусмотренных статьями 336.2 и 336.3 настоящего Кодекса (ст. 336.1). При этом свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом выдается каждому судну (ст. 336.7 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Таким образом судно, на котором осуществляется бункеровка, рассматривается действующим законодательством как отдельный объект негативного воздействия на окружающую среду, ответственность за которое несет судовладелец. Данная норма относится и к случаям морской перевозки на судне опасных и вредных веществ.

Согласно ст. 422.1 Кодекса торгового мореплавания РФ при причинении ущерба от загрязнения бункерным топливом правила, установленные главой XIX.1 настоящего Кодекса, применяются к ущербу от загрязнения бункерным топливом, причиненному на территории Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации, и в ее исключительной экономической зоне.

В соответствии с Критериями N 903 (подп. "г", п. 6) федеральному государственному экологическому надзору также подлежат объекты, на которых осуществляется деятельность по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более.

Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии N 1029), объект относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду, II категории, если на нем осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность:

по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более) (подп. "ц" п. 2);

по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности (подп. "ч" п. 2);

объект является морским портом (подп. "б" п. 3).

При этом приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" отходы в виде смеси нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов, отходы смазок на основе нефтяных масел и прочие аналогичные отходы, связанные с деятельностью судов, осуществляющих бункеровку, а также судов-нефтемусоросборщиков, отнесены к III классу опасности.

Учитывая изложенное, в случае соответствия деятельности и объектов, эксплуатируемых организацией, указанным критериям, данной организации следует осуществить постановку на государственный учет в федеральный государственный реестр отдельно объект в водоохранной зоне и отдельно каждое эксплуатируемое судно - как самостоятельные объекты НВОС, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, в соответствующем территориальном органе Росприроднадзора.

2.11.2. Постановка на государственный учет морских портов

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Критериев N 1029 к объекту НВОС II категории относится объект, являющийся морским портом.

Согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания РФ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Учитывая, что объекты инфраструктуры одного морского порта эксплуатируются и принадлежат различным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, постановке на государственный учет подлежат отдельные объекты НВОС, относящиеся к инфраструктуре морского порта, а не морской порт в целом.

Аналогично осуществляется постановка на государственный учет портов, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Критериев N 1029).

2.12. Об указании географических координат.

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность - 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия, или использования в ней местной системы координат - сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов должно быть указано не менее двух - трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

2.13. Наилучшая доступная технология

Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) - это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения об НДТ представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 2178-р.

При отсутствии соответствующего справочника Сведения об НДТ не указываются.

III. Техническая часть

Подготовка заявки о постановки объекта НВОС в электронном виде возможна следующими способами:

3.1. Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.

а. Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА (//esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в ТО Росприроднадзора и ОИВ субъекта РФ.

б. Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее - УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России, - список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи (//minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/).

3.2. В модуле природопользователя.

а. Модуль природопользователя - свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.

б. Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора (//rpn.gov.ru/otchetnost).

в. Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных - XML. Описание структуры данных приведено на странице //rpn.gov.ru/node/28131.

г. Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя, можно как с использованием ЭП, так и без нее.

д. Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности https://pnv-rpn.ru.

Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора - //rpn.gov.ru/node/27639.

3.3. В стороннем программном обеспечении - при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу //rpn.gov.ru/node/27639 (файл "Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии").

IV. Приложение

в _________________________________________________________________________
     (указывается наименование территориального органа Росприроднадзора,
                      в который представляется заявление)

                          Сопроводительное письмо
                     О подаче данных в Росприроднадзор

Прошу считать данные ______________________________________________________
                        (указывается наименование отчета/заявки/сведений,
                        согласно нормативным актам Российской Федерации)
поданные    на     портал     pnv-rpn.ru     и     зарегистрированные    за
N ___________________________________________ официально поданными данными,
        (указывается уникальный номер,
      присвоенный заявке/отчету/сведениям
   информационной системой Росприроднадзора)
соответствующими приложенной печатной форме.

____________________________________         ______________________________
   Руководитель (уполномоченный                 (подпись) фамилия, имя,
    представитель руководителя                  отчество (при наличии)
    на основании доверенности
     от __________ N _______)

                                                 "__" _____________ 20__ г.
                                                 место печати (при наличии)
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области