Методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных неком (утв. Минэкономразвития РФ)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО

ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Введение

1.1. Определение социально ориентированных некоммерческих организаций

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами следующие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) иные виды деятельности, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации дополнительно к вышеперечисленным.

1.2. Полномочия субъектов Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно положениям подпункта 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

В соответствии со статьями 31 - 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относятся:

1) участие в осуществлении государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) содействие развитию межрегионального сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций;

5) пропаганда и популяризация деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий год;

6) содействие муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

7) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации, прогноз их дальнейшего развития;

8) методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

При этом формами поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определены:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.

Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного имущества. Порядок и условия предоставления имущества субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту "я.2" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации путем создания региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Оказание консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется, в том числе путем подготовки методических и аналитических материалов, организаций "горячих линий", проведением консультаций, осуществляемых структурными подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и поддерживаемых ими специализированными организациями ("ресурсными центрами").

Предоставление поддержки в области переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных организаций осуществляется, в том числе через софинансирование из бюджетных источников специализированных образовательных программ.

Кроме того, в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" органы государственной власти вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в иных формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

1.3. Приоритетные направления государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:

преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций, введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Согласно Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р, основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Основными задачами содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности, связанными с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительной деятельности, Концепцией определены:

обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям;

формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

обеспечение роста числа благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;

содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;

развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;

формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и некоммерческих организаций.

2. Порядок разработки региональной программы поддержки

социально ориентированных некоммерческих организаций

2.1. Организация разработки региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Необходимо определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы, органов исполнительной власти и организаций, участвующих в ее реализации.

К разработке программы рекомендуется привлечь представителей некоммерческих организаций региона, имеющих опыт взаимодействия с органами власти и оказания поддержки некоммерческим организациям, членов общественной палаты субъекта Российской Федерации.

Целесообразно проведение общественной экспертизы проекта программы. Участие в разработке проекта программы и проведении его экспертизы может быть предложено представителям Общественной палаты Российской Федерации и некоммерческих организаций федерального уровня.

Для реализации программы потребуется внесение изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, предусматривающих соответствующее финансирование, в том числе предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

При подготовке проекта региональной программы запрашиваемое софинансирование из федерального бюджета не отражается. В случае прохождения процедуры конкурсного отбора и заключения с Министерством экономического развития Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии в закон субъекта Российской Федерации о бюджете и программу должны быть внесены соответствующие изменения.

2.2. Принципы подготовки региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

1. Определение конкретных, измеримых и достижимых целей программы с учетом положений Федеральных законов "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, а также законов субъекта Российской Федерации по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.

2. Формулирование задач программы, необходимых и достаточных для достижения целей программы.

3. Установление измеримых результатов реализации программы (конечных и непосредственных результатов).

4. Интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых и имущественных) инструментов для достижения целей программы.

5. Наделение участников реализации программы полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программы.

6. Обеспечение прозрачности и конкурсной основы оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

7. Проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации программы, в том числе с привлечением внешних экспертов.

3. Структура и содержание региональной программы поддержки

социально ориентированных некоммерческих организаций

В соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в состав региональной программы рекомендуется включать:

общую характеристику деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе формулировку основных проблем их развития, финансовые, экономические, социальные и иные показатели;

прогноз развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов программы, сроков и этапов реализации программы;

план и характеристика основных мероприятий программы, в том числе мер нормативно-правового регулирования;

ресурсное обеспечение программы;

механизм управления реализацией программы, включая анализ рисков и описание мер управления ими;

методику оценки результативности и эффективности программы.

Состав основных мероприятий программы определяется с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и форм такой поддержки, предусмотренных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей субъекта Российской Федерации.

3.1. Цели и задачи реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Реализация программы должна обеспечить наиболее полное и эффективное использование возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития региона за счет: (1) наращивания потенциала некоммерческих организаций и (2) обеспечения максимально эффективного его использования.

В этой связи конечные результаты программы должны измеряться показателями, характеризующими:

а) решение приоритетных задач в социальной сфере за счет использования потенциала некоммерческих организаций в достижении приоритетных задач в социальной сфере;

б) развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе;

в) развитие благотворительной деятельности и добровольчества в регионе, играющих ключевую роль в развитии сектора некоммерческих организаций.

3.1.1. Показатели решения социальных задач

К числу показателей решения социальных задач могут быть отнесены показатели результатов проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших софинансирование в рамках реализации региональной программы, в том числе следующие:

количество приемных (замещающих) семей, принимающих на воспитание детей подросткового возраста, которым оказана поддержка;

количество семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым была оказана поддержка с целью предупреждения лишения родительских прав;

количество матерей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которым была оказана поддержка в целях предупреждения их отказа от рожденных детей;

количество выпускников детских домов, которым была оказана поддержка в их социальной адаптации;

количество детей, совершавших правонарушения, в отношении которых реализуются индивидуальные программы реабилитации;

количество инвалидов, которым была оказана поддержка в их трудоустройстве.

3.1.2. Показатели развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе:

рост количества некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации;

рост численности работников (без внешних совместителей) некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации;

увеличение объема продукции (работ, услуг), выполненных на территории субъекта Российской Федерации некоммерческими организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающими домашние хозяйства, в общем объеме валового регионального продукта;

увеличение средней численности добровольцев, привлекаемых некоммерческими организациями, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, обслуживающими домашние хозяйства, на территории субъекта Российской Федерации.

3.1.3. Показатели развития благотворительной деятельности и добровольчества:

увеличение числа граждан, участвующих в благотворительной деятельности;

увеличение числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности;

увеличение количества зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации благотворительных организаций;

увеличение количества зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации специализированных некоммерческих организаций управления целевым капиталом;

увеличение объема доходов от управления целевым капиталом некоммерческих организаций, специализированных некоммерческих организаций управления целевым капиталом на территории субъекта Российской Федерации, направленных на их уставную деятельность.

3.2. Направления реализации региональной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

3.2.1. Предоставление субсидий (грантов) социально ориентированным некоммерческим организациям

Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям является единственным мероприятием программы, на которое может быть использовано софинансирование из федерального бюджета.

Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Программа должна предусматривать установление порядка и условий предоставления субсидий, в том числе требование к собственному вкладу социально ориентированной некоммерческой организации в осуществление финансируемой за счет субсидии деятельности. Такой вклад может включать денежную оценку используемого имущества и труда добровольцев, целевые поступления из других источников.

Для организационно-технического и информационного обеспечения проведения конкурса на получение субсидий может быть привлечена социально ориентированная некоммерческая организация, имеющая опыт оказания финансовой поддержки некоммерческим организациям на конкурсной основе. Такой организации могут быть переданы следующие функции:

организация консультирования по вопросам участия в конкурсе (включая подготовку заявки);

организация приема, регистрации и рассмотрения заявок на участие в конкурсе в установленном порядке, в том числе с привлечением внешних экспертов;

обеспечение информационной поддержки проведения конкурса;

организация мониторинга и оценки результативности и эффективности использования предоставленных субсидий, в том числе с привлечением внешних экспертов.

Указанная организация может быть привлечена на конкурсной основе в порядке, предусмотренном программой, с предоставлением ей субсидии на выполнение переданных функций, если они соответствуют ее уставной деятельности. В этом случае услуги организации не будут подлежать налогообложению, так как средства, предоставленные из бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации, не подлежат налогообложению на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 39 и подпункта 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

В качестве приоритетных направлений оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям рекомендуются:

1. Профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (проекты в области профилактики отказов матерей от детей при их рождении, содействия устройству детей в семьи, поддержки семей в трудной жизненной ситуации, содействия социальной адаптации воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа, содействия профилактике правонарушений несовершеннолетних, поддержки многодетных семей, неполных семьей с двумя и более детьми, семей, потерявших кормильца, содействия занятости членов таких семей, предоставления бесплатной информации молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения).

2. Повышение качества жизни людей пожилого возраста (проекты в области оказания услуг социального обслуживания одиноких граждан пожилого возраста, социальной поддержки граждан пожилого возраста, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, содействия дополнительному образованию социализации и занятости граждан пожилого возраста).

3. Социальная адаптация инвалидов и их семей (проекты в области оказания услуг социального обслуживания инвалидов, содействия занятости инвалидов, поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие развитию инклюзивного образования и дополнительного образования инвалидов).

4. Развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи (проекты в области создания и развития организаций дошкольного образования, детских и молодежных кружков, секций, проведения молодежных научных экспедиций, лагерей отдыха, разработки, апробации и распространения методик гражданского образования, связывающих учебный процесс и участие обучающихся в общественно полезной деятельности, реализации программ повышения квалификации специалистов, работающих в данных направлениях).

5. Развитие межнационального сотрудничества (проекты в области развития практики межнационального сотрудничества, обеспечивающей предупреждение возникновения и обострения межнациональной напряженности в обществе).

В программе могут быть определены иные приоритетные направления оказания финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2 статьи 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

В число таких направлений могут быть включены, в том числе:

социальная поддержка и защита граждан (проекты поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, реабилитации бездомных, содействия трудоустройству лиц, освобожденных из мест принудительного заключения, программы профилактики алкоголизма и наркомании:

профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

охрана окружающей среды (проекты в области поддержки деятельности заповедников и других охраняемых природных территорий, экологического образования, а также иные проекты в области экологии);

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказание правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе;

деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, развития инфраструктуры сектора социально ориентированных некоммерческих организаций и др.

3.2.2. Предоставление имущественной поддержки

В состав программы рекомендуется включать мероприятия, направленные на предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям в пользование нежилых помещений на долгосрочной (для размещения офиса) или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы, а также передачу в пользование (с учетом соответствующих особенностей) движимого имущества.

Оказание имущественной поддержки возможно путем создания и обеспечения функционирования специализированной организации ("ресурсного центра"), которая может также осуществлять иные меры поддержки (информационные, консультационные).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе утверждать перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах утвердивших их органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного имущества устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (с учетом порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, установленного законом субъекта Российской Федерации).

Предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества в аренду на льготных условиях и в безвозмездное пользование должно осуществляться только по результатам конкурсов на право заключения соответствующих договоров и с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Такое согласие не требуется, если государственное имущество предоставляется:

1) на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размера соответствующей имущественной поддержки и ее конкретного получателя;

2) в размере имущественной поддержки (определяемом как сумма, недополученная в бюджет в результате передачи соответствующего имущества в безвозмездное пользование или по льготной ставке арендной платы), не превышающем 100 тысяч рублей в год;

3) некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность.

3.2.3. Предоставление информационной поддержки

В состав программы рекомендуется включать мероприятия, направленные на пропаганду и популяризацию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, в том числе:

а) обеспечение освещения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества в средствах массовой информации, в том числе получающих поддержку из средств бюджета субъекта Российской Федерации;

б) создание и обеспечение функционирования региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей;

в) поощрение и повышение квалификации журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества;

г) содействие развитию социальной рекламы, включая реализацию следующих мероприятий:

создание и поддержка деятельности экспертных советов по развитию социальной рекламы;

разработка социальных рекламных кампаний и проведение тестирований формы и содержания рекламных материалов на стадии производства;

обеспечение оценки эффективности разрабатываемых и реализуемых социальных рекламных кампаний;

проведение публичных обсуждений социальных рекламных кампаний на базе региональных конкурсов социальной рекламы, с определением приоритетных тем для развития социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольчества и благотворительной деятельности;

поддержка развития дополнительного образования и повышения квалификации по вопросам социальной рекламы и оценки эффективности социальных рекламных кампаний.

3.2.4. Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций

В Программе рекомендуется предусмотреть мероприятия по оказанию консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, подготовке, переподготовке и повышению квалификации их работников и добровольцев с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, в том числе:

проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, обмену опытом и распространению лучших практик;

поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на оказание на безвозмездной основе консультационных услуг другим социально ориентированным некоммерческим организациям, в т.ч. по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения добровольцев, осуществления их уставной деятельности и др.;

финансирование программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

учреждение и предоставление на конкурсной основе грантов (стипендий) на возмещение расходов работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, связанных со стажировками и участием в мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.

3.2.5. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации государственной политики в социальной сфере

Рекомендуется включать в программу мероприятия по разработке и принятию нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих:

обеспечение участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в деятельности консультативных советов при органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации по направлениям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

обеспечение участия представителей заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций в оценке результативности и эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики;

формирование попечительских (общественных, наблюдательных) советов государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, с обеспечением привлечения участия в их работе заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций.

3.2.6. Меры, стимулирующие поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и участие в ней граждан и юридических лиц

Рекомендуется включать в состав программы мероприятия по разработке и принятию законов субъекта Российской Федерации, предусматривающих:

а) развитие инфраструктуры поддержки деятельности некоммерческих организаций, включая формирование и развитие:

ресурсных центров некоммерческих организаций;

добровольческих центров;

целевых капиталов некоммерческих организаций;

фондов местного сообщества, в которых средства из местного бюджета и внебюджетных источников аккумулируются и распределяются на конкурсной основе для решения задач социального развития территории (к управлению фондами привлекаются на паритетной основе представители органов власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предпринимателей и некоммерческих организаций);

б) предоставление в соответствии с законодательством о налогах и сборах социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налога на имущество организаций, а также льгот по уплате сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

в) предоставление в соответствии с законодательством о налогах и сборах юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку (в том числе на формирование целевого капитала), льгот по уплате сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации;

г) реализацию механизмов конкурсного распределения бюджетного финансирования оказания социальных услуг, через предоставление бюджетных субсидий, либо реализацию механизмов закупок работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд;

д) развитие форматов морального поощрения активных работников социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, включая проведение соответствующих конкурсов, присуждение премий, награждение почетными грамотами, объявление благодарностей органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.2.7. Обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне

Рекомендуется включать в состав программы мероприятия по содействию муниципальным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, включая:

предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на цели реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

методическое обеспечение органов местного самоуправления, оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований;

содействие развитию социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;

содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества.

3.2.8. Мониторинг и анализ эффективности реализации программы

В состав программы рекомендуется включить блок мероприятий аналитического характера, включая:

проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций;

организацию постоянного мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности указанных организаций, оценки эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в субъектах Российской Федерации.

Особое внимание следует уделить используемым показателям деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Они должны соответствовать следующим требованиям:

адекватность, точность, объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);

достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки);

однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды);

своевременность и регулярность (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны собираться не реже 1 раза в год).

В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми социально ориентированными некоммерческими организациями услугами (осуществляемой деятельностью), их объемом и качеством.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области