Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органо


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 08.05.2010 N 83-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО

ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ"

1. Анализ сети и выбор типа с учетом отраслевой специфики.

В целях определения типа государственного (муниципального) учреждения или оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения рекомендуется использовать следующую группу критериев:

1. Критерии, основанные на положениях законодательных актов Российской Федерации:

а) Исполнение функций органов государственной власти.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.

Для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

б) Сфера деятельности учреждения.

Автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах, если это установлено федеральными законами.

Сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены.

Сферы деятельности казенных учреждений не ограничены.

2. Критерии, основанные на учете финансово-экономической и административно-управленческой оценке деятельности (оценка финансово-экономических показателей производится на основе отчетного финансового года и двух предшествующих финансовому году лет):

средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения;

средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги;

средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению;

достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества, либо превышает их);

степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов);

отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации в целом, в котором располагается государственное муниципальное учреждение, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов);

наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);

способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценка производится на основе метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов);

наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий.

В субъекте Российской Федерации предложенные показатели могут быть использованы частично, либо состав показателей может быть расширен.

Кроме того, при прочих равных условиях, с учетом возможности получать внебюджетные источники финансирования, в бюджетные учреждения могут быть переведены:

государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); комплексные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания; геронтологические (геронтопсихиатрические) центры.

К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания, источником финансирования которых, помимо средств бюджетов субъектов Российской Федерации, являются дополнительные внебюджетные источники финансирования (доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание и социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом).

В казенные учреждения, финансируемые по смете, исходя из позиции, изложенной в подпункте "в" пункта 1, части 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, могут быть переведены:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

социальные приюты для детей и подростков.

В названный тип учреждений, если они оказывают государственные (муниципальные) услуги за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ)) и их деятельность не направлена на извлечение доходов, также могут быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и другие государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.

По вопросу определения типа государственного учреждения в отношении государственных учреждений службы занятости населения.

Государственные учреждения службы занятости населения по своей правовой природе являются учреждениями, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, созданными для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения.

Следовательно, государственные учреждения службы занятости населения могут быть отнесены к казенным учреждениям, которыми являются государственные учреждения, осуществляющие оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ)).

В части определения типа государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

В соответствии с пунктом 19 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.

2. Разработка перечня услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.

При разработке перечня услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями в части здравоохранения и социальной политики, рекомендуется следующая структура перечня:

1. Услуги, оказываемые в области здравоохранения и социальной политики;

2. Работы, выполняемые оказываемые в области здравоохранения и социальной политики.

Формирование перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по решению вопросов, отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, а также полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 определены полномочия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан:

- статьей 5.1 - полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- статьей 6 - полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан;

- статьей 8 - полномочия по решению вопросов местного значения в области здравоохранения. При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2012 года к вопросам местного значения муниципального района будет отнесено создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при обращении лекарственных средств.

Статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При формировании перечней услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, социального развития, труда и защиты прав потребителей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется использовать перечень, приведенный в таблице 1.

При этом в указанном рекомендуемом перечне услуги могут быть детализированы по условиям оказания услуги (в амбулаторных условиях, в условиях дневных стационаров, в стационарных условиях), в то же время эта услуга может быть детализирована и по основным профилям (специальностям): кардиология и ревматология, педиатрия, инфекционные болезни, терапия, психиатрия, фтизиатрия и др.

При определении показателей качества медицинских услуг рекомендуется ориентироваться на соответствие порядкам и стандартам медицинской помощи.

3. Расчет нормативных затрат (отраслевая специфика).

При формировании нормативных затрат на оказание государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями рекомендуется принять за основу Приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2010 N 137н/527 "О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений".

Расчет нормативных затрат для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений рекомендуется осуществлять в соответствии с выбранным в субъекте Российской Федерации вариантом распределения затрат для целей расчета нормативных затрат (затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества, либо прямые и косвенные затраты).

При определении объема нормативных затрат в расчет не включаются следующие затраты:

1. затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:

затраты по осуществлению капитального ремонта;

затраты по приобретению основных средств, за исключением затрат на комплектование фондов;

иные затраты, финансируемые путем предоставления субсидий на иные цели;

2. объемы бюджетных инвестиций;

3. затраты по содержанию движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества;

4. финансовое обеспечение осуществления государственным учреждением субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме.

Для целей расчета нормативных затрат рекомендуется детально структурировать деятельность государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений. Для каждой из услуг должно рассчитываться свое значение нормативных затрат.

При необходимости может быть произведена дополнительная детализация состава государственных услуг для целей расчета нормативных затрат.

На переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года средства на содержание учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования передаются указанным учреждениям в форме субсидий, предоставляемых на иные цели, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Особенности формирования норматива затрат в части услуг по оказанию медицинской помощи.

В расчет норматива затрат на приобретение материальных запасов включаются расходы, связанные с приобретением медикаментов, перевязочных и дезинфицирующих средств, рентгенпленки и химических реактивов, лабораторного оборудования, расходных одноразовых материалов, медицинского оборудования и запчастей к нему, медицинского инструмента, канцелярских и хозяйственных товаров.

Особенности формирования норматива затрат в части услуг, оказываемых в сфере социального обеспечения.

В расчет норматива затрат на приобретение материальных запасов включаются расходы, связанные с приобретением продуктов питания, медикаментов, спортинвентаря, хозяйственных товаров, горюче-смазочных материалов, мягкого инвентаря, инструмента, запчастей.

4. Формирование государственного (муниципального) задания.

Формирование государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с основными видами деятельности государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Государственное (муниципальное) задание разрабатывается и утверждается при формировании закона (решения) о соответствующем бюджете.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного бюджетного или государственного казенного учреждения субъекта Российской Федерации или муниципального учреждения.

Государственное (муниципальное) задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной (муниципальной) услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" утверждена форма государственного задания, которую считаем возможным использовать для формирования государственного (муниципального) задания государственному учреждению субъекта Российской Федерации или муниципальному учреждению.

При установлении государственному учреждению субъекта Российской Федерации или муниципальному учреждению государственного (муниципального) задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ), государственное (муниципальное) задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной (муниципальной) услуги (выполнению одной работы).

В случае, если государственному учреждению субъекта Российской Федерации или муниципальному учреждению предусмотрено государственное (муниципальное) задание одновременно на оказание государственной (муниципальной) услуги (услуг) и выполнение работы (работ), то государственное (муниципальное) задание должно содержать 2 части, в каждой из которой устанавливаются отдельно требования к оказанию государственной (муниципальной) услуги (услуг) и выполнению работы (работ).

Формирование государственного (муниципального) задания осуществляется на основе перечня услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями в области охраны здоровья граждан, утвержденного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В части медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования, государственное (муниципальное) задание не устанавливается.

5. Формирование перечня платных услуг (работ) и тарифов на услуги (работы).

С целью совершенствования и развития финансово-экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно принимает решение о формировании и утверждении единого исчерпывающего перечня платных услуг (услуг), а государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения определяют, какие услуги (работы) из данного перечня они оказывают. При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе утверждать предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу (работу), оказываемую подведомственными ему учреждениями.

При формировании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяющих порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, находящихся в их ведении, могут быть использованы ведомственные нормативные правовые акты, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе:

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 351н "Об утверждении Методики расчета платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг";

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 N 349н "Об утверждении Методики расчета платы за экспертизу качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения и размера платы за экспертизу качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения".

6. Формирование отчетов о деятельности учреждений.

Отчет составляется государственными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями, их обособленными подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета (далее - учреждение) в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Отчет составляется учреждением в валюте Российской Федерации (в части показателей в денежном выражении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчет учреждения составляется в разрезе следующих разделов:

раздел 1 "Общие сведения об учреждении";

раздел 2 "Результат деятельности учреждения";

раздел 3 "Об использовании имущества, закрепленного за учреждением".

В разделе 1 "Общие сведения об учреждении" указываются:

исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с его учредительными документами;

перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами с указанием потребителей указанных услуг (работ);

перечень разрешительных документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о государственной регистрации учреждения, решение учредителя о создании учреждения и другие разрешительные документы);

количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения, на начало и на конец отчетного года. В случае изменения количества штатных единиц учреждения указываются причины, приведшие к их изменению на конец отчетного периода);

средняя заработная плата сотрудников учреждения.

В разделе 2 "Результат деятельности учреждения" указываются:

изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей;

изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений (далее - План) относительно предыдущего отчетного года (в процентах) с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ);

цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода);

общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей);

количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры.

Государственное бюджетное учреждение субъекта Российской Федерации дополнительно указывает:

суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных Планом;

суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных Планом.

Государственное казенное учреждение субъекта Российской Федерации или муниципальное казенное учреждение дополнительно указывает показатели кассового исполнения бюджетной сметы учреждения и показатели доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств.

В разделе 3 "Об использовании имущества, закрепленного за учреждением" учреждениями указываются на начало и конец отчетного года:

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду;

общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду;

общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование;

количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;

объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления.

Государственным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации дополнительно указывается:

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет средств, выделенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, учреждению на указанные цели;

общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, приобретенного учреждением в отчетном году за счет доходов, полученных от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

общая балансовая (остаточная) стоимость особо ценного движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области