ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2020 г. N 13-МР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПРИЕМЕ
НА ОБСЛУЖИВАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИИ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
И ФАКТОРИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
В соответствии с подпунктами "а" и "е" пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы <1>, лизинговые компании и коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (далее - факторинговые компании), подлежат постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.
--------------------------------
<1> Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 58).
Как показывает практика, в ряде случаев лизинговые компании и факторинговые компании не выполняют указанное требование и не становятся на учет в территориальном органе Росфинмониторинга.
Указанное может свидетельствовать в том числе об уклонении лизинговых компаний и факторинговых компаний от необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
В рамках реализации кредитными организациями программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ выявление факта отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на учет в территориальных органах Росфинмониторинга рекомендуется рассматривать в качестве фактора, влияющего на оценку риска клиента (в частности, в категории "риск по типу клиента и (или) бенефициарного владельца" <2> и (или) "риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций").
--------------------------------
<2> Например, наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации являются недостоверными (абзац третий пункта 4.4 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В целях минимизации риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках исполнения ими обязанности, установленной пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ <3> "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) до принятия лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на обслуживание, а также при выявлении фактов осуществления уже находящимися на обслуживании клиентами лизинговой и (или) факторинговой деятельности устанавливать факт их постановки на учет в территориальных органах Росфинмониторинга с использованием информационного сервиса, размещенного на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" <4>.
--------------------------------
<3> Кредитные организации обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
<4> https://portal.fedsfm.ru/check-inn
При выявлении фактов отсутствия постановки лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний на учет в территориальных органах Росфинмониторинга кредитным организациям рекомендуется информировать указанных лиц о наличии у них обязанности вставать на учет в Росфинмониторинге в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ в сроки и порядке, определенные Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 58, а также:
- реализовывать право на отказ от заключения договора банковского счета (вклада) в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении лизинговых компаний и (или) факторинговых компаний, намеревающихся заключить с кредитной организацией договор банковского счета (вклада) и не исполнивших предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ обязанность по постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга;
- реализовывать право на отказ в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в отношении операций, осуществляемых находящимися на обслуживании клиентами - лизинговыми компаниями и (или) факторинговыми компаниями, не исполнившими предусмотренную Федеральным законом N 115-ФЗ обязанность по постановке на учет в территориальных органах Росфинмониторинга.
С Росфинмониторингом (Г.В. Бобрышева) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области