"Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" (утв. МЧС России 30.12.2021 N 2-4-71-13-11)


Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
30 декабря 2021 г. N 2-4-71-13-11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ
И ПОДДЕРЖАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РАЙОНАХ, ПОСТРАДАВШИХ
ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ,
А ТАКЖЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. Общие положения

Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - Методические рекомендации), рекомендовано использовать должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Методические рекомендации определяют основные принципы создания формирований охраны общественного порядка, комплектования, оснащения и подготовки личного состава формирований, а также организацию проведения и обеспечения мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Методические рекомендации согласованы с МВД России (исх. от 14.12.2021 N 1/14171) и Росгвардией (исх. от 27.12.2021 N 5/1-2999).

2. Задачи, принципы, перечень мероприятий по восстановлению
и поддержанию общественного порядка

Задача по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, определена Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании и организации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание сил охраны общественного порядка, их подготовка, а также оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;

охрана объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией <1>), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

--------------------------------

<1> Пункт 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

При этом задачи по обеспечению безопасности дорожного движения и охране объектов, подлежащих обязательной охране национальной гвардии Российской Федерации, органами внутренних дел (полицией), и принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра, возложены на МВД России и войска национальной гвардии Российской Федерации (Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").

В целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями могут создаваться нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка) <2>.

--------------------------------

<2> Приложение N 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701.

Команды охраны общественного порядка и группы охраны общественного порядка органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - команды и группы ООП) выполняют свои функции во взаимодействии с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка.

В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации <3> к участию в обеспечении правопорядка могут также привлекаться:

--------------------------------

<3> Пункты 21.18, 21.31, 37.7 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"; статья 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", статьи 2, 3 и 5 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 8 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

военная полиция;

российское казачество;

представители общественных объединений правоохранительной направленности;

работники частных охранных организаций, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти;

граждане Российской Федерации.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов <4>.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 2 апреля 2004 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается <4>.

Основными принципами деятельности команд и групп ООП при выполнении задач в соответствии с предназначением являются:

соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (личному составу формирований запрещается прибегать к насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению);

законность (всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан допустимо только в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации);

взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также недопустимость подмены полномочий этих органов.

3. Цель создания команд и групп ООП и основные
мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях
решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием
общественного порядка в районах, пострадавших при военных
конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также
при чрезвычайных ситуациях природного
и техногенного характера

Команды и группы ООП создаются в целях решения задачи в области охраны общественного порядка и предназначены для проведения мероприятий по ее реализации, а также всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований в военное время.

Команды и группы ООП входят в состав сил гражданской обороны и по решению руководителей гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в соответствии с предложениями соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут привлекаться к участию в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время.

4. Порядок создания команд и групп ООП, их оснащение
материально-техническими средствами и подготовка в области
гражданской обороны

Команды и группы ООП создаются на нештатной основе:

в субъектах Российской Федерации - по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в муниципальных образованиях - по решению органов местного самоуправления;

в организациях - по решению руководителя организации.

Команды и группы ООП субъекта Российской Федерации и муниципального образования применяются для выполнения мероприятий в интересах создающих их органов.

Команды и группы ООП организации являются объектовыми и предназначены для выполнения мероприятий на территории организации, которая их создает.

Территориальные и объектовые команды и группы ООП осуществляют свою деятельность во взаимодействии с силами гражданской обороны МВД России (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны и силы охраны общественного порядка) <5>.

--------------------------------

<5> Приказ МВД России от 6 октября 2008 г. N 861 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в системе МВД России".

Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, определяется на основании расчета объема и характера задач, выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) <6>.

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации".

К организациям, создающим команды и группы ООП, относятся организации, отнесенные в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий самостоятельно определяют организации, создающие команды и группы ООП <7>.

--------------------------------

<7> Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701 "Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

Кроме личного состава, участвующего непосредственно в охране общественного порядка, в состав команд и групп ООП рекомендуется включение управленческого звена - командиров команд (групп). В ряде случаев эти должности могут быть совмещены с выполнением других функциональных обязанностей.

Для обеспечения перевозки личного состава формирования в его состав уместно включить автотранспортные средства.

Количество команд и групп ООП определяется с учетом особенностей производственной деятельности организаций в военное и мирное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материальных и технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования.

Количество команд и групп ООП, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, определяется на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач.

5. Порядок взаимодействия команд и групп ООП
с правоохранительными органами при выполнении задач

При проведении мероприятий по восстановлению и поддержанию общественного порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, осуществляется взаимодействие команд и групп ООП с подразделениями (органами) МВД России, Росгвардии, а также другими участниками обеспечения правопорядка по вопросам:

выделения сил и средств для совместной охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;

определения зон опасностей (возможных опасностей) и сроков завершения эвакуации из указанных зон;

использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;

взаимного информирования об изменениях в обстановке и решаемых задачах.

6. Порядок комплектования команд и групп ООП

Личный состав команд и групп ООП комплектуется за счет численности работников органов и организаций, продолжающих работу в военное время, не подлежащих мобилизации.

В состав формирований рекомендуются к зачислению граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин или мужчин, имеющих детей в возрасте до 14 лет и являющихся единственным родителем или опекуном для ребенка, лиц, состоящих на учете в психоневрологическом медицинском учреждении.

7. Порядок обеспечения и оснащения команд и групп ООП
материально-техническими средствами

Финансирование команд и групп ООП общественного порядка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения команд и групп ООП, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и их применению осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

Оснащение формирований осуществляется за счет техники и специального имущества, имеющихся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других органов и организаций.

Закрепление за формированиями техники и специального имущества других органов и организаций производится на договорной основе.

Основными видами специального имущества команд и групп ООП являются:

средства индивидуальной защиты;

медицинские средства индивидуальной защиты;

средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

средства связи и оповещения.

Примерное оснащение команд и групп ООП представлено в таблице 1.

Таблица 1

Примерное оснащение команд и групп ООП
специальным имуществом

N п/п
Наименование имущества
Ед. изм.
Норма отпуска
Кому положено
Примечания
Средства индивидуальной защиты
1
Противогаз фильтрующий
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
10% запас для подгонки
2
Респиратор
шт.
1 на чел.
На штатную численность формирования
3
Легкий защитный костюм
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
15% запас для подгонки
4
Сапоги резиновые
пар
1
На каждый легкий защитный костюм
5
Мешок прорезиненный для зараженной одежды
шт.
1
На 20 легких защитных костюмов
Медицинское имущество
6
КИМГЗ
компл.
1 на чел.
На штатную численность формирования
Средства радиационного и химического контроля (в случае включения в состав формирований групп радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля *)
7
Дозиметр-радиометр
шт.
1
Каждому химику-разведчику
*
8
Универсальный прибор газового контроля с комплектом индикаторных трубок
компл.
1
Каждому химику-разведчику
*
9
Метеорологический комплект
компл.
1
Каждому химику-разведчику
*
10
Комплект отбора проб
компл.
1
Каждому химику-разведчику
*
11
Индивидуальный дозиметр
шт.
1
Руководящему составу формирований
*
Средства связи
12
Радиостанция УКВ носимая
компл.
2
Каждому звену связи
Каждой команде охраны общественного порядка
13
Электромегафон
шт.
1
Каждой команде охраны общественного порядка

8. Порядок подготовки и обучения команд и групп ООП
в области гражданской обороны

Подготовка и обучение руководящего и личного состава команд и групп ООП осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с целью овладения личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <8>.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны".

Подготовка личного состава команд и групп ООП проводится по Примерной программе курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в области гражданской обороны, утвержденной МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-26-11, с учетом организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дополнительно в целях подготовки рекомендуется привлекать создаваемые команды и группы ООП на учения и тренировки по гражданской обороне.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области