"Методические рекомендации по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов" (утв. Аппаратом Правительства РФ 25.08.2020)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов и реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 1019) (далее - региональный проект, Постановление).

2. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденном Постановлением, и в методических указаниях по разработке национальных проектов (программ), утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 14 октября 2019 г. N 12).

3. Участие органов местного самоуправления в реализации региональных проектов осуществляется посредством:

включения в паспорта региональных проектов результатов, достижение которых относится к вопросам местного значения муниципальных образований (далее - результаты региональных проектов);

отражения в паспортах региональных проектов финансового обеспечения достижения результатов региональных проектов, в том числе с указанием средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

включения в паспорта региональных проектов представителей органов местного самоуправления;

участия органов местного самоуправления в органах управления проектной деятельностью субъектов Российской Федерации.

4. Отражение расходов местных бюджетов на реализацию региональных проектов осуществляется с соблюдением единых требований к применению кодов бюджетной классификации, установленных Минфином России, независимо от того, предоставляются ли местному бюджету межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение соответствующих расходных обязательств.

5. Региональные проекты в части, реализуемой органами местного самоуправления (муниципальными учреждениями), подлежат включению в соответствующие муниципальные программы на уровне их основных мероприятий.

II. Участие органов местного самоуправления
в органах управления проектной деятельностью субъекта
Российской Федерации

6. В состав координационного органа субъекта Российской Федерации, образованного при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или его заместителе в целях рассмотрения вопросов организации и реализации проектной деятельности в субъекте Российской Федерации (далее - координационный орган), по решению (предложению) руководителя координационного органа могут включаться главы отдельных муниципальных образований, в которых достигаются результаты региональных проектов.

Задачами глав муниципальных образований, входящих в координационный орган, являются обеспечение:

учета организационных, экономических и иных особенностей муниципальных образований в ходе участия в проектной деятельности;

взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления при реализации региональных проектов;

информирования граждан о реализации региональных проектов.

7. По решению куратора регионального проекта в составы проектных комитетов субъекта Российской Федерации (при наличии) могут включаться представители муниципальных образований.

Задачами представителей муниципальных образований, входящих в состав проектного комитета, являются:

участие органов местного самоуправления, являющихся предполагаемыми участниками регионального проекта, в подготовке паспорта регионального проекта;

учет позиции органов местного самоуправления при подготовке паспортов региональных проектов и их реализации;

учет мнения и потребностей (с учетом их приоритетов) населения территории муниципальных образований при реализации региональных проектов;

учет востребованности населением территории муниципальных образований объектов и услуг, полученных в рамках достижения результатов региональных проектов;

учет удовлетворенности населения территории муниципальных образований качеством функционирования созданных объектов и представления услуг, полученных в рамках региональных проектов;

осуществление информирования граждан на регулярной основе о реализации региональных проектов, в том числе о планируемых и созданных объектах и предоставляемых услугах на территориях муниципальных образований.

8. По предложению куратора регионального проекта в общественно-экспертные советы субъекта Российской Федерации могут включаться независимые представители общественных и деловых объединений, организаций и групп граждан муниципальных образований, на территориях которых достигаются результаты региональных проектов.

9. В контрольных мероприятиях, организованных региональным проектным офисом в отношении региональных проектов, рекомендуется привлекать представителей муниципальных образований.

III. Планирование участия органов местного самоуправления
в паспортах региональных проектов

10. Разработка паспорта регионального проекта осуществляется в том числе на основании предложений органов местного самоуправления.

11. В паспорт регионального проекта включаются результаты с указанием соответствующего признака реализации таких результатов органами местного самоуправления, а также объемы финансового обеспечения достижения результатов.

12. Представители органов местного самоуправления могут включаться в паспорта региональных проектов в качестве ответственных исполнителей и соисполнителей результатов региональных проектов и контрольных точек.

13. При необходимости, по согласованию с ответственным должностным лицом муниципального образования, в паспорт регионального проекта могут включаться дополнительные результаты и контрольные точки, направленные на достижение целей и показателей региональных проектов, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления.

14. Органами местного самоуправления, участвующими в реализации региональных проектов, могут направляться предложения о внесении изменений в соответствующий региональный проект.

Подготовка запроса на изменение паспорта регионального проекта осуществляется, в том числе с учетом предложений органов местного самоуправления.

Руководитель регионального проекта обеспечивает информирование органов местного самоуправления, участвующих в соответствующем региональном проекте, о планируемых изменениях такого регионального проекта и утвержденных запросах на изменение паспорта регионального проекта.

15. Представители органов местного самоуправления, являющиеся ответственными за достижение результатов и контрольных точек региональных проектов, а также, при необходимости, иные участники проектной деятельности, подключаются в качестве пользователей к подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система проектной деятельности).

Подключение к информационной системе проектной деятельности представителей органов местного самоуправления обеспечивается заместителем высшего должностного лица (заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию проектной деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

16. Представители органов местного самоуправления представляют в информационной системе проектной деятельности информацию о достижении результатов и контрольных точек региональных проектов, ответственными исполнителями которых они являются не позднее плановой и (или) фактической даты их достижения.

17. Органам местного самоуправления совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется планировать и осуществлять обучение по вопросам проектной деятельности представителей органов местного самоуправления, включенных в паспорта региональных проектов в качестве участников.

18. Отдельные отраслевые и территориальные особенности участия органов местного самоуправления в подготовке и реализации региональных проектов определяет координационный орган.

IV. Соглашения о достижении результатов
регионального проекта, относящихся к вопросам местного
значения муниципальных образований

19. Для достижения целей и показателей региональных проектов руководителем регионального проекта и представителем муниципального образования, уполномоченным главой муниципального образования, заключается соглашение о достижении на территории муниципального образования результатов регионального проекта, относящихся к вопросам местного значения муниципального образования.

При заключении указанных соглашений рекомендуется руководствоваться типовой формой, применяемой для заключения соглашений между руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта, утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 17 декабря 2018 г. N 15).

В соглашении рекомендуется указывать перечень и значения результатов регионального проекта, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления. Дополнительно по решению субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в соглашении могут быть указаны показатели, ответственными за достижение которых являются органы местного самоуправления.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области