Методические рекомендации по повышению эффективности проведения служебных проверок в территориальных (утв. ФССП России 24.11.2011 N 12/12-28810)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК

В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФССП РОССИИ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для реализации задач Федеральной службы судебных приставов по профилактике правонарушений, в том числе коррупционной направленности, и недопущению их совершения гражданскими служащими ФССП России в последующем.

Действенным механизмом по профилактике указанных правонарушений является квалифицированное проведение служебных проверок.

Данные Методические рекомендации разработаны по результатам анализа служебных проверок, проведенных территориальными органами ФССП России в отношении государственных гражданских служащих.

Целью Методических рекомендаций является формулирование основных правил и процедур, требований и практических рекомендаций по организации и проведению служебных проверок, выполнение которых поможет должностным лицам ФССП России более профессионально и качественно организовывать проведение служебных проверок, повысит их эффективность и снизит количество служебных проверок, проведение которых является нецелесообразным.

1. Правовая основа

1.1. Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс ), Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Инструкция об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденная приказом ФССП России от 20.09.2010 N 427 (далее - Инструкция), Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

2. Инициирование служебной проверки

2.1. С целью определения целесообразности проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего перед ее инициированием необходимо предварительно устанавливать следующее:

сроки, прошедшие с момента совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, предусмотренные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

документальное подтверждение факта совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

наличие должностного регламента гражданского служащего и факт ознакомления с ним гражданского служащего;

наличие функций в должностном регламенте гражданского служащего, невыполнение (ненадлежащее выполнение) которых послужило поводом для принятия решения о проведении служебной проверки;

нахождение гражданского служащего на рабочем месте, поскольку могут истечь сроки, установленные п. 5 ст. 58 Федерального закона (например, отпуск по уходу за ребенком, болезнь и т.д.);

устранение нарушений, а также срок нахождения гражданского служащего в замещаемой должности.

По актам прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Службы предлагаем инициировать служебные проверки только в случае наличия оснований для их проведения, а также с учетом изложенного выше.

Таким образом, полагаем нецелесообразным инициировать служебные проверки в отношении гражданских служащих в следующих случаях:

истекли сроки, установленные пунктами 4, 5 ст. 58 Федерального закона;

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка документально не подтверждается;

отсутствует должностной регламент, функции, о которых упоминается выше;

гражданский служащий будет отсутствовать на рабочем месте по уважительной причине более 6 месяцев;

гражданский служащий находится в замещаемой должности менее 6 месяцев;

выявленные нарушения на момент инициирования служебной проверки устранены и не повлекли вреда (ущерба).

2.2. Другими эффективными направлениями профилактической работы, не связанными с проведением служебной проверки, могут являться:

заслушивание на совещаниях ответственных должностных лиц;

депремирование по итогам работы.

3. Проведение служебной проверки

3.1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

3.2. В состав комиссии по служебной проверке в обязательном порядке включаются представители подразделения государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа.

3.3. В данный состав не может быть включен гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

3.4. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Целью служебной проверки является не выявление дисциплинарного проступка, а установление тяжести совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, послуживший поводом для проведения служебной проверки.

Включать в материалы служебной проверки информацию, не относящуюся к данному дисциплинарному проступку, незаконно.

При этом факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка необходимо подтвердить документально, что требует суд при рассмотрении исков.

3.5. После ознакомления гражданского служащего с приказом о проведении служебной проверки у него запрашивается объяснение в письменной форме.

Данное объяснение у гражданского служащего запрашивается письменно, с приложением вопросов, на которые ему необходимо ответить в рамках проводимой служебной проверки.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

3.6. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Сроки проведения служебной проверки не приостанавливаются и не продлеваются.

4. Подготовка заключения по результатам служебной проверки

4.1. Результаты служебной проверки оформляются заключением, подготовку которого организует председатель комиссии.

4.2. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Вводная часть содержит:

основания проведения служебной проверки;

состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должностей, фамилий, имен и отчеств председателя и членов комиссии);

фамилию, имя и отчество, должность, стаж государственной службы гражданского служащего, в отношении которого (по письменному заявлению которого) проводилась служебная проверка, и время его службы в ФССП России, в том числе в замещаемой должности.

В описательной части указываются факты и обстоятельства дисциплинарного проступка.

Резолютивная часть содержит:

вывод о виновности (невиновности) гражданского служащего, в отношении которого проведена служебная проверка, либо информацию, подтверждающую (опровергающую) сведения, содержавшиеся в письменном заявлении гражданского служащего;

предложения о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания;

предложения о мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка, рекомендации предупредительно-профилактического характера.

4.3. Обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в заключении, должны соответствовать действительности, быть объективными и не противоречащими нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Минюста России или ФССП России.

4.4. В соответствии с требованиями п. 2 ч. 9 ст. 59 Федерального закона в письменном заключении по результатам служебной проверки указывается предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении дисциплинарного взыскания. Вид дисциплинарного взыскания, указанный в ст. 58 Федерального закона, избирается лично представителем нанимателя по результатам изучения материалов служебной проверки.

5. Порядок применения дисциплинарного взыскания

5.1. До применения дисциплинарного взыскания у гражданского служащего запрашивается объяснение в письменной форме.

5.2. Согласно ст. 58 Федерального закона копия акта о применении дисциплинарного взыскания вручается гражданскому служащему под роспись в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Управление противодействия коррупции,

обеспечения работы с кадрами

и вопросов безопасности

ФССП России

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области