"Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (утв. на заседании Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, протокол N 3, от 30.08.2018) (вместе с "Рекомендациями по определению соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации", "Рекомендациями по определению соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями", "Рекомендациями по определению соответствия АСС/АСФ требованиям об оснащенности", "Рекомендациями по оценке наличия условий, обеспечивающих размещение аварийно


Утверждено
на заседании
Межведомственной
комиссии по аттестации
аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных
формирований и спасателей
Протокол N 3
от 30 августа 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ,
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ И СПАСАТЕЛЕЙ НА ПРАВО
ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ
МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Применяемые сокращения

АСР
аварийно-спасательные работы
АСР по ЛРН на море
аварийно-спасательные работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
АСС
аварийно-спасательная служба
АСФ
аварийно-спасательное формирование
ЛРН
ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов
ЧС
чрезвычайная ситуация
ССПГ
силы и средства постоянной готовности
РСЧС
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению аттестации АСС/АСФ, спасателей, и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения АСР по ЛРН на море (далее - Методические рекомендации) разработаны Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - МАК) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (далее - Положение об аттестации), Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20 февраля 2013 г. N 102 (далее - Положение об АК), а также Требованиями к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 06 февраля 2017 г. N 33 (далее - Требования ССПГ).

1.2. Методические рекомендации предназначены для применения аттестационными комиссиями при проведении аттестации АСС/АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, (далее - спасатели) на право ведения АСР по ЛРН на море.

1.3. АСР по ЛРН на море являются видом АСР в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

1.4. В состав АСР по ЛРН на море, выполняемых АСС/АСФ, могут входить следующие работы (мероприятия):

мониторинг обстановки в районе разлива;

аварийная разгрузка нефти и нефтепродуктов с терпящих бедствие судов;

локализация разливов нефти и нефтепродуктов;

защита береговых линий, экологически чувствительных зон и особо охраняемых природных территорий от нефтяных загрязнений;

ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на акватории;

передача собранной нефтеводяной смеси на специализированные суда или береговые сооружения для временного размещения, переработки (утилизации).

1.5. Аттестационные комиссии осуществляют аттестацию АСС/АСФ и спасателей на право ведения АСР по ЛРН на море в соответствии с полномочиями, установленными Положением об АК.

2. Аттестация аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на право ведения АСР по ЛРН на море

2.1. При проведении аттестации АСС/АСФ рассматривается поступившее в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к нему документы.

2.2. Перечень документов, представляемых для аттестации АСС/АСФ, в том числе на право ведения АСР по ЛРН на море, определен пунктами 13 и 14 Положения об аттестации.

В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационной комиссией могут быть запрошены необходимые (дополнительные) материалы и информация по вопросам, связанным с аттестацией АСС/АСФ.

Представленные в аттестационную комиссию документы проверяются на предмет наличия в них неполной, недостоверной или искаженной информации, а также комплектности в соответствии с пунктами 13 и 14 Положения об аттестации.

2.3. В целях проведения проверки готовности АСС/АСФ аттестационной комиссией создается рабочая (экспертная) группа (далее - рабочая группа) в порядке, установленном положением о соответствующей аттестационной комиссии.

Для проведения проверок готовности в отношении аттестуемых АСС/АСФ, созданных в организациях, входящих в сферу деятельности (или обслуживающих объекты) различных ведомств, аттестационные комиссии включают в состав рабочей группы представителей заинтересованных федеральных органов, создающих соответствующие функциональные подсистемы РСЧС.

2.4. Проверка готовности АСС/АСФ осуществляется рабочей группой в месте ее (его) дислокации.

При наличии нескольких мест дислокации АСС/АСФ проверку готовности рекомендуется проводить в одном или нескольких местах по решению аттестационной комиссии.

В случае, если в одном или нескольких местах дислокации по результатам проверки готовности установлены несоответствие (неготовность) одного или нескольких структурных подразделений АСС/АСФ, общая готовность АСС/АСФ оценивается как неудовлетворительная.

2.5. В ходе проверки готовности АСС/АСФ рабочей группой проверяется соответствие АСС/АСФ обязательным требованиям, установленным пунктом 12 Положения об аттестации:

1) наличие учредительных документов АСС/АСФ (устава (положения), приказа или иного документа о создании АСС/АСФ);

2) соответствие состава и структуры АСС/АСФ, утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС/АСФ, возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации (Приложение А);

3) укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование) (приложение Б);

4) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями АСС/АСФ, аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение АСР по ЛРН на море и принадлежащими этой(-ому) АСС/АСФ на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации (приложение В);

5) наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями АСС/АСФ (Приложение Г);

6) постоянная готовность к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации (Приложение Д).

2.6. Оценка соответствия АСС/АСФ обязательным требованиям, установленным пунктом 12 Положения об аттестации, и готовности к выполнению задач по проведению АСР по ЛРН на море проводится в соответствии с Критериями оценки соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по ЛРН на море (приложение Е).

2.7. По результатам проверки готовности АСС/АСФ составляется "Акт проверки соответствия аварийно-спасательной службы/аварийно-спасательного формирования обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности к выполнению возложенных на нее(-его) задач" (далее - Акт проверки готовности АСС/АСФ) с учетом указанной выше оценки соответствия.

При аттестации АСС/АСФ на несколько видов АСР результаты проверки готовности отражаются в едином Акте проверки готовности АСС/АСФ с учетом соответствующих методических рекомендаций, утвержденных МАК.

Рекомендации по оформлению Акта проверки готовности АСС/АСФ приведены в приложении Ж.

2.8. При наличии по результатам проверки готовности АСС/АСФ особого мнения у одного или нескольких членов рабочей группы, в котором выражается несогласие с выводами остальных членов рабочей группы (со ссылками на нормативные правовые акты), указанное особое мнение оформляется в письменном виде и прилагается к Акту проверки АСС/АСФ.

К Акту проверки АСС/АСФ также прилагается аргументированная позиция остальных членов рабочей группы по данному особому мнению, а также аргументированная позиция заявителя (аттестуемого) в отношении результатов проверки готовности (при наличии).

Акт проверки АСС/АСФ, особое мнение одного или нескольких членов рабочей группы, аргументированная позиция остальных членов рабочей группы по данному особому мнению, а также аргументированная позиция организации, создавшей АСС/АСФ, (далее - заявитель) в отношении результатов проверки готовности (при наличии) представляются в соответствующую аттестационную комиссию для рассмотрения и принятия решения об аттестации в порядке, предусмотренном положением о соответствующей аттестационной комиссии.

На заседание аттестационной комиссии для рассмотрения соответствующего вопроса приглашаются все члены рабочей группы, в том числе члены, составившие особое мнение.

2.9. Решение об аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по ЛРН на море принимается аттестационной комиссией по результатам рассмотрения:

- документов (материалов), представленных заявителем в аттестационную комиссию;

- документов (материалов), представленных рабочей группой, по итогам проведенной проверки готовности АСС/АСФ.

2.10. По результатам рассмотрения вопроса аттестации АСС/АСФ на право ведения АСР по результатам рассмотрения документов, представленных для проведения аттестации АСС/АСФ, Акта проверки готовности АСС/АСФ и других материалов (презентации, фото- и видеоматериалы и другие) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

2.11. Оформление свидетельств об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ производится на бланках, форма которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Аттестация спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения АСР по ЛРН на море

3.1. Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации.

При проведении аттестации спасателя определяется его соответствие установленным Положением об аттестации обязательным требованиям и готовность к исполнению обязанностей спасателя, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе готовность к выполнению АСР по ЛРН на море.

3.2. При проведении аттестации спасателей на право ведения АСР по ЛРН на море рассматриваются поступившие в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к ним документы.

3.3. Перечень документов, представляемых для аттестации спасателей, в том числе на право ведения АСР по ЛРН на море, определен пунктами 24 и 25 Положения об аттестации.

В соответствии с пунктом 10 Положения об АК аттестационной комиссией могут быть запрошены необходимые (дополнительные) материалы и информация по вопросам, связанным с аттестацией спасателей.

Представленные в аттестационную комиссию документы проверяются на предмет наличия в них неполной, недостоверной или искаженной информации, а также комплектности в соответствии с пунктами 24, 25 Положения об аттестации.

3.4. В целях проведения проверки соответствия спасателя обязательным требованиям, установленным Положением об аттестации, и определения его готовности к исполнению обязанностей спасателя, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе готовности к ведению АСР по ЛРН на море, (далее - проверка готовности спасателя) аттестационной комиссией может создаваться рабочая группа в порядке, предусмотренном положением о соответствующей аттестационной комиссии.

3.5. При проведении проверки соответствия спасателей обязательным требованиям, установленным пунктом 22 Положения об аттестации, проверяется:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) прохождение профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.

При этом рабочей группой рассматриваются заявление спасателя об аттестации его на право ведения аварийно-спасательных работ и прилагаемые к нему документы в соответствии пунктами 24, 25 Положения об аттестации, а также проводится проверка выполнения аттестуемыми нормативов по физической подготовке, утвержденных приказом МЧС России от 27.10.2015 N 569.

Проверка физической подготовки спасателей осуществляется аттестационной комиссией или рабочей группой в специально оборудованном месте, позволяющем проводить указанную проверку (спортивные залы, учебные полигоны и т.п.).

Результаты проверки выполнения аттестуемыми указанных нормативов по физической подготовке отражаются в "Ведомости выполнения нормативов по физической подготовке спасателями и/или гражданами, приобретающими статус спасателя" (далее - Ведомость).

Рекомендации по оформлению Ведомости приведены в приложении З.

3.6. По результатам рассмотрения документов, представленных для аттестации спасателей, а также Ведомости аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Приложение А

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ АСС/АСФ
ВОЗЛОЖЕННЫМ НА НЕЕ (НЕГО) ЗАДАЧАМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧС И ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При определении соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на него задачам рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- организационно-штатная структура АСС/АСФ;

- документ, устанавливающий численность АСС/АСФ: выписка из штатного расписания, приказ или иной документ, устанавливающий численность;

- справка об укомплектованности АСС/АСФ личным составом;

- документы о наличии структурных подразделений АСС/АСФ, находящихся на круглосуточном дежурстве;

- документы о наличии обособленных территориально удаленных структурных подразделений АСС/АСФ, с указанием мест их дислокации.

При проверке соответствия состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам рабочей группой проверяется и оценивается:

1) возможность АСС/АСФ (в утвержденной структуре и численности) выполнять возлагаемые на нее (него) задачи по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ и зоны ответственности АСС/АСФ;

2) достаточность личного состава для работы с заявленным количеством аварийно-спасательных средств при проведении заявленных видов аварийно-спасательных работ;

3) соответствие фактической численности АСС/АСФ, в том числе дежурных смен профессиональных АСС/АСФ (с учетом мест их дислокации), сведениям, содержащимся в представленных документах;

4) соответствие должностей спасателей, работающих на постоянной штатной основе в профессиональных АСС/АСФ и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций Перечню должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 693.

Приложение Б

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ ТРЕБОВАНИЯМ
ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ СПАСАТЕЛЯМИ

При определении соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- справка об укомплектованности АСС/АСФ личным составом;

- справка, содержащая сведения об аттестованных спасателях АСС/АСФ с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий;

- книжки спасателей, удостоверения личности спасателей, выписки из протоколов аттестационных комиссий о последней аттестации личного состава АСС/АСФ;

- документы об образовании и квалификации спасателей и других работников АСС/АСФ с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ, в том числе документы о владении спасателями смежными специальностями в соответствии с возложенными на АСС/АСФ задачами;

- распорядительные документы о возложении задач на структурные подразделения и обязанностей на входящих в их состав членов АСС/АСФ по видам аварийно-спасательных работ;

- трудовые книжки, трудовые договоры и должностные инструкции личного состава аварийно-спасательной службы (формирования) (с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных");

- копии документов о страховании спасателей.

При проверке соответствия АСС/АСФ требованиям об укомплектованности спасателями численность аттестованных спасателей АСС/АСФ с учетом наличия структурных подразделений и заявленных к аттестации видов аварийно-спасательных работ (укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ), спасателями, аттестованными на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется АСС/АСФ, должна составлять не менее 75 процентов).

При рассмотрении книжек спасателей и выписок из протоколов аттестационных комиссий проверяется наличие отметок об аттестации спасателей на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работах.

При рассмотрении трудовых книжек, трудовых договоров и должностных инструкций и других документов в отношении спасателей, принятых в организацию, создавшую АСС/АСФ и зачисленных в ее состав, проверяется:

- отсутствие в штате АСС/АСФ на должностях спасателей граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничения для работы спасателями;

- соблюдение ограничений, установленных статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации, при работе спасателей по совместительству.

Приложение В

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ
ТРЕБОВАНИЯМ ОБ ОСНАЩЕННОСТИ

При проверке оснащенности оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами рабочей группой оценивается возможность выполнения АСС/АСФ заявленных к аттестации видов аварийно-спасательных работ, в том числе АСР по ЛРН на море, с применением аварийно-спасательных средств, предусмотренных нормами оснащения.

Состав сил и средств АСС/АСФ, обеспечивающий выполнение АСР по ЛРН на море, устанавливается в соответствии с Требованиями ССПГ и отражается в Табеле оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.

При определении норм оснащения (состава и количества) организацией, создавшей АСС/АСФ, (учредителем АСС/АСФ) учитываются:

- особенности обслуживаемых объектов (при наличии таких объектов);

- места (территории, акватории), условия и технологии проведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- другие факторы, влияющие на оснащенность и безопасность проведения аварийно-спасательных работ.

Также в нормы оснащения АСС/АСФ рекомендуется включать аварийно-спасательные средства (технические устройства, специальные приспособления, инструменты, материалы, спецодежда, средства страховки и индивидуальной защиты и т.д.), необходимые для выполнения вспомогательных и неотложных работ и сопутствующих мероприятий в зависимости от условий их проведения, в том числе: средства связи, средства обнаружения пострадавших, средства оказания первой помощи, средства жизнеобеспечения, средства индивидуальной защиты, средства контроля атмосферы, инженерная техника, пожарно-техническое оборудование и другое.

Для проверки оснащенности АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими проведение АСР по ЛРН на море, рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

табель оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ (далее - табель оснащения);

ведомость оснащения АСС/АСФ оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ (далее - ведомость оснащения);

документы по учету технического состояния оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов;

документы, подтверждающие принадлежность к АСС/АСФ оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.

При проверке оснащенности АСС/АСФ рабочей группой проверяются:

1) соответствие состава сил и средств АСС/АСФ Требованиям ССПГ;

2) соответствие сведений, представленных в ведомости оснащения, сведениям, указанным в табеле оснащения;

3) соответствие фактического наличия автотранспорта, аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, сведениям, указанным в табеле оснащения и ведомости оснащения;

4) техническое состояние и комплектность автотранспорта, аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море, а также подготовленность их к применению;

5) документы, подтверждающие техническое состояние, имеющихся и приведенных в ведомости оснащения автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море, ведение документации, связанной с их содержанием и эксплуатацией;

6) документы, подтверждающие принадлежность (права владения) к АСС/АСФ, либо организации, создавшей АСС/АСФ, оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, в т.ч. судов, на праве собственности или ином законном основании на срок, не менее срока действия аттестации.

Документами, подтверждающими исправное техническое состояние являются, в том числе:

для автотранспорта - диагностические карты;

для судов - классификационные свидетельства;

для технических устройств - технические паспорта (формуляры и др.), выдаваемые заводом-изготовителем (с соответствующими отметками), заключение экспертизы промышленной безопасности, акты технического осмотра (подписанные уполномоченными лицами) и др.

Наличие прав владения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, устанавливается, в том числе, на основе изучения документов: договоров купли-продажи (аренды, лизинга и другие), документов государственной регистрации, свидетельств о постановке на учет, актов приема-передачи, счетов-фактур, сведений из бухгалтерского баланса, паспортов изделий и других документов.

Приложение Г

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ НАЛИЧИЯ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СПАСАТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ АСР
ПО ЛРН НА МОРЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ИХ ВЕДЕНИЯ,
А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НЕСЕНИЕ ДЕЖУРСТВА
СПАСАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ(-ОГО) АСС/АСФ

Проверка зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС/АСФ, производится в целях:

- определения наличия условий, обеспечивающих: размещение аварийно-спасательных средств; проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ; несение дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ), их соответствия нормам (при их наличии), устанавливающим требования к условиям размещения аварийно-спасательных средств и проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Для проверки наличия указанных условий рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется АСС/АСФ;

- документы, подтверждающие право владения либо право пользования АСС/АСФ зданиями (строениями) и помещениями;

- организационно-штатная структура АСС/АСФ;

- документы о наличии структурных подразделений АСС/АСФ, находящихся на круглосуточном дежурстве;

- документы о наличии обособленных территориально удаленных структурных подразделений АСС/АСФ, с указанием мест их дислокации;

- документы, регламентирующие нормы хранения аварийно-спасательных средств.

В качестве документов, подтверждающих право владения либо право пользования АСС/АСФ зданиями (строениями) и помещениями, а также земельных участков, могут рассматриваться: свидетельства о собственности, договоры купли-продажи, аренды, лизинга, пользования, акты приема-передачи, счета-фактуры, документы о постановке на кадастровый учет, планы занимаемых помещений и другие документы.

Проверяются следующие условия для размещения аварийно-спасательных средств:

- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для хранения аварийно-спасательных средств;

- наличие помещений (площадок, специально отведенных мест) для проведения проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств;

- соответствие мест хранения, проверки, ремонта и обслуживания аварийно-спасательных средств требованиям, установленным изготовителем.

Проверяются следующие условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море:

- наличие учебных классов (учебного класса), оборудованных соответствующими наглядными пособиями, учебно-методическими материалами, макетами и тренажерами;

- наличие помещения (площадки, полигона) для отработки практических навыков выполнения АСР по ЛРН на море.

Проверяются следующие условия для несения дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ):

- наличие помещения дежурного (диспетчерского пункта), оборудованного необходимыми средствами связи и оповещения;

- наличие комнаты отдыха спасателей;

- наличие комнаты для приготовления и приема пищи спасателями;

- наличие санитарно-бытовых помещений (туалет, душевая и т.д.).

Приложение Д

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕРКЕ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ АСС/АСФ К ОПЕРАТИВНОМУ
РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧС И ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО ИХ ЛИКВИДАЦИИ

При проверке постоянной готовности АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море рабочей группой рассматриваются следующие документы, представляемые заявителем:

- карты (карта) зоны ответственности АСС/АСФ;

- графики дежурства дежурной смены АСС/АСФ (применительно к профессиональным АСС/АСФ);

- нормативные акты, регламентирующие деятельность АСС/АСФ при проведении АСР по ЛРН на море;

- перечень объектов, которые могут служить источниками ЧС в зоне ответственности аттестуемой(-ого) АСС/АСФ;

- схемы оповещения органов управления, должностных лиц и спасателей;

- договоры и соглашения о взаимодействии с другими участниками ликвидации ЧС (при наличии);

- справка, содержащая сведения об учениях и тренировках, проведенных АСС/АСФ в предаттестационный (межаттестационный) период;

- справка о выполненных в межаттестационный период АСР (в случае проведения таких работ);

- планы и отчеты о проведении учений и тренировок.

Для определения готовности АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море рабочей группой проверяется:

- фактическое несение круглосуточного дежурства личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ);

- фактическое наличие на рабочих местах спасателей, входящих в состав нештатных АСФ (для нештатных АСФ);

- готовность аварийно-спасательных средств к проведению АСР по ЛРН на море;

- умение и практические навыки спасателей при выполнении операций с использованием оборудования ЛРН на море, в том числе при проведении соответствующих учений.

Также рекомендуется проверять (выборочно) у спасателей знания требований законодательства в области предупреждения и ЛРН, охраны труда, должностных обязанностей и тактико-технических характеристик оборудования, умение оказывать первую помощь.

При рассмотрении карты (карт) зоны ответственности АСС/АСФ рабочая группа проверяет наличие сведений:

- об обслуживаемых объектах/группах объектов (при наличии), либо наличие сведений об обслуживаемых объектах в приложении к карте зоны ответственности (в случае невозможности указания их на карте);

- о местах дислокация сил и средств АСС/АСФ, его структурных подразделений (при наличии);

- о границах зоны ответственности АСС/АСФ.

При этом рабочей группой оценивается возможность АСС/АСФ к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению АСР по ЛРН на море с учетом:

- удаленности мест расположения обслуживаемых объектов/групп объектов (при наличии) и мест дислокации сил и средств АСС/АСФ, его структурных подразделений (при наличии), друг от друга;

- наличия и состава средств доставки сил и средств к месту проведения работ;

- возможного времени реагирования на чрезвычайные ситуации (расчетное время прибытие на объект сил и средств).

При проверке постоянной готовности АСС/АСФ проводятся учения, в ходе которых отрабатываются, в т.ч., следующие элементы:

- прием и отработка оперативным дежурным (диспетчерскими службами) соответствующего сигнала оповещения;

- сбор дежурной смены, при необходимости доставка и погрузка аварийно-спасательного имущества на автотранспорт и суда;

- выдвижение сил и средств к месту разлива нефти;

- применение средств локализации разливов нефти (боновых заграждений) на акватории;

- применение нефтесборщиков (скиммеров), имитация сбора нефти (нефтепродуктов) с фактическим запуском оборудования в работу;

- применение сорбирующих веществ;

- транспортировка и сдача собранной нефтеводяной смеси на берег.

Приложение Е

КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ
ПРИ АТТЕСТАЦИИ АСС/АСФ НА ПРАВО ВЕДЕНИЯ АСР ПО ЛРН НА МОРЕ

Наименование
Результат проверки
Оценка соответствия
1. Наличие учредительных документов АСС/АСФ
1.1. Наличие учредительных документов АСС/АСФ (устава (положения)), приказа или иного документа о создании АСС/АСФ
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ в наличии.
Соответствует.
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ отсутствуют.
Не соответствует.
Учредительные документы АСС/АСФ (устав (положение)), приказ или иной документ о создании АСС/АСФ содержат информацию, являющуюся основанием для отказа в аттестации в соответствии с пунктом 17 Положения об аттестации.
Не соответствует.
2. Соответствие состава и структуры АСС/АСФ возложенным на нее (него) задачам
2.1. Соответствие состава и структуры АСС/АСФ, утвержденных ее (его) учредителями или организацией, создавшей АСС/АСФ, возложенным на нее (него) задачам по предупреждению и ликвидации ЧС и требованиям законодательства Российской Федерации
Состав и структура АСС/АСФ обеспечивают выполнение возложенных на АСС/АСФ задач.
Соответствует.
Состав и структура АСС/АСФ не обеспечивают выполнение возложенных на АСС/АСФ задач.
Не соответствует.
3. Укомплектованность личного состава спасателями, аттестованными для выполнения АСР по ЛРН на море
3.1 Укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);
Укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения АСР по ЛРН на море) спасателями, аттестованными на право ведения АСР по ЛРН на море составляет не менее 75%.
Соответствует
Укомплектованность АСС/АСФ (их структурных подразделений, предназначенных для проведения АСР по ЛРН на море) спасателями, аттестованными на право ведения АСР по ЛРН на море составляет менее 75%.
Не соответствует
4. Оснащенность АСС/АСФ аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение АСР по ЛРН на море
4.1. Наличие оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море.
Состав сил и средств АСС/АСФ соответствует Требованиям ССПГ.
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства имеются в наличии согласно табелю оснащения и ведомости оснащения АСС/АСФ.
Соответствует
Состав сил и средств АСС/АСФ не соответствует Требованиям ССПГ.
Не соответствует
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства, имеющиеся в наличии, не соответствуют табелю оснащения и ведомости оснащения АСС/АСФ.
Не соответствует
4.2. Техническое состояние оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для проведения АСР по ЛРН на море.
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства находятся в технически исправном состоянии и готовы к применению.
Имеются документы, подтверждающие исправное техническое состояние оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств.
Соответствует
Оперативный автотранспорт и аварийно-спасательные средства находятся в неисправном состоянии и/или не готовы к применению.
Не соответствует
Документы (часть документов) по учету технического состояния оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств отсутствуют.
Не соответствует
4.3. Принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств, необходимых для ведения АСР по ЛРН на море, к АСС/АСФ, либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации
Имеются документы, подтверждающие принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств к АСС/АСФ, либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.
Соответствует
Отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность оперативного автотранспорта и аварийно-спасательных средств к АСС/АСФ либо к организации, создавшей АСС/АСФ, на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации.
Не соответствует
5. Наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей
5.1. Наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств.
Имеющиеся здания (строения, помещения, площадки, специально отведенные места) и суда обеспечивают размещение аварийно-спасательных средств, а также имеются необходимые условия хранения и обслуживания аварийно-спасательных средств.
Соответствует
Имеющиеся здания (строения, помещения, площадки, специально отведенные места) и суда не обеспечивают размещение аварийно-спасательных средств.
Не соответствует
Отсутствуют необходимые условия хранения аварийно-спасательных средств.
Не соответствует
5.2. Наличие условий, обеспечивающих проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море.
Имеющиеся условия обеспечивают проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море.
Соответствует
Имеющиеся условия не обеспечивают проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению АСР по ЛРН на море.
Не соответствует
6. Постоянная готовность к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации
6.1. Организация круглосуточного дежурства личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ)
Организовано круглосуточное дежурство личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ
Соответствует
Не организовано круглосуточное дежурство личного состава дежурных подразделений (смен) АСС/АСФ
Не соответствует
6.2. Выполнение спасателями в составе АСС/АСФ (подразделений АСС/АСФ) операций с использованием оборудования ЛРН на море, в том числе при проведении соответствующих учений
Действия личного состава обеспечивают локализацию и ликвидацию возможного разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с технологией ведения АСР по ЛРН на море.
Знания и умения личного состава АСС/АСФ позволяют выполнять АСР по ЛРН на море.
Соответствует
Действия личного состава не обеспечивают локализацию и ликвидацию возможного разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с технологией ведения АСР по ЛРН на море.
Не соответствует
Знания и умения личного состава АСС/АСФ не позволяют выполнять АСР по ЛРН на море.
Не соответствует
6.3. Готовность аварийно-спасательных средств к проведению АСР по ЛРН на море
Размещение и состояние аварийно-спасательных средств позволяют оперативно реагировать на ЧС
Соответствует
Размещение и состояние аварийно-спасательных средств не позволяют оперативно реагировать на ЧС
Не соответствует

Приложение Ж

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ АКТА ПРОВЕРКИ СООТВЕТСТВИЯ АСС/АСФ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ПРИ АТТЕСТАЦИИ,
И ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НЕЕ(-ЕГО) ЗАДАЧ

Акт проверки готовности АСС/АСФ рекомендуется составлять из следующих структурных единиц (разделов):

1. Общая часть.

2. Учредительные документы АСС/АСФ.

3. Состав и структура АСС/АСФ.

4. Укомплектованность личного состава аттестованными спасателями.

5. Оснащенность АСС/АСФ аварийно-спасательными средствами.

6. Размещение аварийно-спасательных средств.

7. Условия для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей.

8. Условия, обеспечивающие несение дежурства спасателями АСС/АСФ (для профессиональных АСС/АСФ).

9. Постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению аварийно-спасательных работ.

10. Замечания и рекомендации.

11. Выводы и предложения рабочей группы.

В раздел "1. Общая часть" включаются следующие основные сведения:

- наименование АСС/АСФ, в отношении которого (которой) проводится аттестация;

- дата и место составления акта проверки готовности АСС/АСФ;

- состав рабочей группы и основания (решения) для ее создания;

- сроки и место проведения проверки готовности;

- тип АСС/АСФ (профессиональное, нештатное);

- перечень видов АСР, на ведение которых аттестуется АСС/АСФ;

- вид аттестации (первичная, периодическая, внеочередная (при внеочередной аттестации указывается основание для ее проведения в соответствии с пунктом 11 Положения об аттестации));

- основные задачи, возлагаемые на АСС/АСФ, установленные учредительными документами АСС/АСФ (уставом, положением, приказом или иным документом о создании АСС/АСФ) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;

- адрес АСС/АСФ (место дислокации АСС/АСФ с указанием обособленных подразделений).

В каждом разделе Акта проверки готовности АСС/АСФ приводится информация (при ее наличии), являющаяся основанием для отказа в аттестации АСС/АСФ, в том числе наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и документах, представленных для проведения аттестации, неполной, недостоверной или искаженной информации, а также непредставление какого-либо из документов, предусмотренных Положением об аттестации.

В конце каждого раздела ("2" - "9") Акта проверки готовности АСС/АСФ рабочей группой делается вывод о соответствии (или несоответствии) АСС/АСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, установленным пунктом 12 Положения об аттестации.

В разделе "11. Выводы и предложения рабочей (экспертной) группы" приводятся:

выводы о соответствии (несоответствии) АСС/АСФ обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, и готовности (неготовности) к выполнению задач в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ;

предложения рабочей группы для принятия решения аттестационной комиссией по аттестации АСС/АСФ на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ.

Акт проверки готовности АСС/АСФ оформляется в одном экземпляре. По запросу организации, в отношении которой проводится аттестация, руководителем экспертной группы выдается копия Акта проверки готовности.

Полномочный представитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), ознакамливается с Актом проверки готовности АСС/АСФ под роспись. В случае отказа полномочного представителя организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), от ознакомления или подписи руководителем рабочей группы делается соответствующая запись в акте проверки.

Приложение З

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЕДОМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ СПАСАТЕЛЯМИ И/ИЛИ ГРАЖДАНАМИ, ПРИОБРЕТАЮЩИМИ
СТАТУС СПАСАТЕЛЯ

Рекомендуется отображать в Ведомости следующую информацию:

- дату и место проведение проверки;

- фамилию, имя и отчество спасателя;

- возраст спасателя;

- возрастная группа спасателя;

- наименование выполняемого упражнения (по одному из трех: "скоростные возможности", "сила", "выносливость");

- установленное для соответствующей возрастной категории минимальное значение норматива;

- результат выполнения норматива в численном выражении;

- общий результат выполнения упражнений (выполнено/не выполнено).

Ведомость оформляется в одном экземпляре и подписывается всеми членами рабочей группы либо всеми членами аттестационной комиссии.

По запросу руководителя АСС/АСФ, направившего спасателя на аттестацию, либо спасателя, если он не входит в состав АСС/АСФ, может быть выдана копия ведомости.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области