"Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2021 года"


ОБЗОР
НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ
ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В 1 ПОЛУГОДИИ 2021 ГОДА

В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации в 1 полугодии 2021 года Федеральным казначейством, территориальными органами Федерального казначейства выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов (далее - контракты).

1. Недостатки и нарушения при доведении
бюджетных данных при организации исполнения бюджета
субъекта Российской Федерации по расходам в части средств,
предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта
Российской Федерации

1.1. Иные нарушения:

1.1.1. В нарушение пунктов 48.3.2.1, 48.6.1.2, 48.6.2.2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 215н), уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по управлению средствами субъекта Российской Федерации при организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (при ведении сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и доведении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов) применен код вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" Бюджетной классификации Российской Федерации при распределении главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации дотаций из федерального бюджета для предоставления подведомственным главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям в форме субсидий на иные цели на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции. Дотации следовало отразить по кодам вида расходов 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" и 622 "Субсидии автономным учреждениям на иные цели", что подтверждается Справками об изменении сводной бюджетной росписи областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, а также Справками об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Недостатки и нарушения при предоставлении
и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных
из федерального бюджета бюджету субъекта
Российской Федерации

2.1. Системные нарушения:

2.1.1. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - также заказчик), получателями средств муниципальных образований приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств путем заключения контрактов.

2.1.2. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), устанавливающих порядок предоставления субсидий (далее - Правила предоставления субсидий), соглашений о предоставлении субсидий, произведено направление и использование средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, выразившееся в:

оплате и поставке спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею учреждению, ведущему подготовку спортсменов по двум видам спорта (лыжные гонки, велоспорт-шоссе).

2.1.3. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Правил предоставления субсидии, соглашения о предоставлении субсидий получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации в 2019 году приобретено спортивное оборудование, не соответствующее:

Перечню спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 101 (далее - Перечень N 101), в части ширины и высоты (по Перечню N 101 - длина/ширина/высота 200/100/70);

Перечню спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. N 102 (далее - Перечень N 102), в части подставки под гантели на 5 пар (по Перечню N 102 - подставка под гантели на 6 пар).

2.1.4. В нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 3, 6 Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с приобретением медицинских изделий и проведением капитального ремонта медицинских организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2019 г. N 866, условий соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации допущено нецелевое расходование бюджетных средств вследствие приобретения мебели по контракту, не предусмотренной соглашением и Стандартом оснащения неврологического отделения и специализированного неврологического центра, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 926н.

2.1.5. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (приложение N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 (далее - Приложение N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"), Перечня N 101 получателем средств бюджета муниципального образования произведено направление и использование средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно: произведена оплата расходов не предусмотренных актом о приемке выполненных работ и не связанных с закупкой спортивно-технологического оборудования для создания малой спортивной площадки (уличный тренажер "Лыжник" на два человека).

2.1.6. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 8 Приложения N 32 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1134 (в редакции приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 июля 2020 г. N 518), Порядка предоставления субсидий, условий соглашений получателями средств бюджета муниципальных образований осуществлено направление и использование средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно, за счет средств субсидии, предоставленной бюджету субъекта Российской Федерации на закупку спортивно-технологического оборудования для создания спортивной инфраструктуры и его монтажа, произведена оплата за выполненные работы по строительству площадки для установки спортивно-технологического оборудования (по разработке грунта, по планировке площадей механизированным способом, по приобретению и установке бортовых камней, по устройству выравнивающих оснований из песка, по устройству фундаментных плит железобетонных, по устройству оснований из щебня и другие).

2.1.7. В нарушение абзаца третьего пункта 3 статьи 140 БК РФ, пунктов 1, 2 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления поселений, муниципальных и городских округов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258, условий соглашения о предоставлении субвенции главным распорядителем средств бюджета муниципального образования средства субвенции, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, выделенные на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, фактически направлены на цели, не соответствующие целям, установленным правовыми актами, а именно на оплату услуг по предоставлению лицензии.

2.1.8. В нарушение статьи 132.1 БК РФ пункта 1 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. N 1619, раздела IV "Тренировочные площадки" Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2018 г. N 1520-р, условий соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов муниципальным бюджетным учреждением средства субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, предоставленные на адаптацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе на поставку комплектов оборудования и материалов для устройства искусственного покрытия футбольного поля, поставку комплектов оборудования для оснащения системой подогрева поля, поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяного покрытия футбольного поля, израсходованы на устройство нового футбольного поля с искусственным покрытием и оснащением системой подогрева футбольного поля.

2.1.9. В нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Правил предоставления субсидии, условий соглашений о предоставлении субсидий получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, предоставленной на строительство полигона твердых бытовых отходов, оплачены работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, расходы по которым должны быть произведены за счет средств муниципального бюджета.

2.1.10. В нарушение пункта 1 статьи 72 БК РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1, 2 части 1, части 7 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), условий контрактов получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (заказчиками) приняты и оплачены за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, фактически не выполненные объемы работ, не оказанные услуги, не поставленные материалы и оборудование (например, услуги по сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию медицинского оборудования).

2.1.11. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, приобретено искусственное покрытие футбольного поля с системой подогрева в объеме, превышающем фактическую площадь футбольного поля.

2.1.12. В нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, Правил предоставления субсидий, условий соглашений о предоставлении субсидий главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации нарушены:

обязательства по достижению значений показателей результативности при использовании средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета;

обязательства по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по мероприятию государственной программы Российской Федерации.

2.1.13. В нарушение статьи 133 БК РФ, пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ) медицинскими учреждениями перечислен налог на доходы физических лиц, удержанный с выплат стимулирующего характера, за счет средств дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год".

2.1.14. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1764 (далее - Правила N 1764), за счет средств иных межбюджетных трансфертов получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации по контрактам:

приобретено медицинское оборудование, не соответствующее перечню медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, являющимся приложением к Правилам N 1764 (например, дополнительное оборудование к амплификатору и нуклеиновых кислот, стул медицинский, СМ-1 "ДЗМО", стол лабораторный 1 тумбовый ЛСК-1, шкаф для документов медицинский ШДУ-06мп и другие), а также расходные материалы (например, штативы для хранения и транспортировки пробирок, криопробирок, наконечники для пипеток, дозаторы механические и другие).

2.1.15. В нарушение пункта 1 статьи 130 БК РФ, условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации отчеты о достижении значений показателей результативности в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") не представлялись в срок, установленный соглашениями (позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

2.1.16. В нарушение пункта 1 статьи 130 БК РФ, подпункта "б" пункта 9 Правил N 1764, условий соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации отчеты о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта предоставлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

2.1.17. В нарушение пункта 1 статьи 130 БК РФ, подпункта "б" пункта 8 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1763, условий соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации отчеты о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату предоставлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение на финансовое обеспечение мероприятий по приобретению лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

2.2. Иные нарушения:

2.2.1. В нарушение пункта 3 статьи 132, пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", подпункта б пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (приложение N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. N 40), условий соглашения о предоставлении субсидии главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации предоставлена субсидия, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние государственной автономной организации, которая не осуществляет спортивную подготовку по хоккею.

2.2.2. В нарушение нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего размер авансового платежа по отдельным контрактам (договорам) на поставку товаров, (выполнение работ, оказание услуг), получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации при отсутствии решения главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации заключены контракты на поставку медицинского оборудования (изделий), оплата которых осуществлена с привлечением средств, обеспеченных дотациями из федерального бюджета, предусматривающие авансовые платежи в размерах, превышающих установленные пределы, в результате чего средства, обеспеченные дотациями из федерального бюджета, израсходованы на необоснованную выплату поставщикам авансовых платежей в объемах, превышающих установленный предельный размер.

2.2.3. В нарушение требований пункта 1 статьи 162 БК РФ, абзаца четвертого пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2020 г. N 1049-р, пункта 17 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, являющихся приложением N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" (далее - Приказ N 198н), получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации по контракту приобретены средства индивидуальной защиты (маски трехслойные, на резинке, голубые, полиэтиленовые), не предусмотренные перечнем, указанным в пункте 17 Приказа N 198н.

2.2.4. В нарушение части 1 статьи 72 БК РФ, условий контракта получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации при оплате работ по счету на основании акта о приемке выполненных работ (ф. N КС-2) не удержано 30 процентов от стоимости работ в счет погашения аванса (предусмотрено условиями контракта).

2.2.5. В нарушение пункта 5 статьи 242 БК РФ, соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществлен возврат неиспользованных в предыдущем году остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, с нарушением установленных сроков (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года).

3. Недостатки и нарушения при формировании отчетности
о реализации государственных программ Российской Федерации,
в том числе об исполнении государственных заданий бюджетными
и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации,
источником финансового обеспечения которых являются
средства федерального бюджета

3.1. Системные нарушения:

3.1.1. В нарушение пункта 16 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение N 5 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее - Правила N 1710) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 399), условий соглашений о предоставлении субсидий в 2020 году главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представлялись отчеты о достижении значений результатов использования субсидии с нарушением установленных сроков (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) от двух до пяти дней.

3.1.2. В нарушение пункта 21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение N 15 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 1853), главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчет о достижении значений результатов использования субсидии из федерального бюджета с нарушением установленного правилами срока (ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) на четыре рабочих дня.

4. Недостатки и нарушения при ведении
бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной
(бухгалтерской) отчетности в части средств, контроль
за расходованием которых относится к полномочиям
Федерального казначейства

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. В нарушение абзаца восьмого пункта 3, абзаца первого пункта 351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н) (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 89н), пункта 151 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), пункта 20 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 244н), получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения контрактов:

не отражались в бухгалтерском учете на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств";

отражались на забалансовом счете 11.1 "Государственные и муниципальные гарантии", а не на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств", вследствие чего допущено искажение показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности, а именно: занижение показателя Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730), входящей в состав Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), по коду строки 103 "Банковская гарантия" графе 9 "Деятельность по государственному заданию" и графе 11 "Итого" на конец отчетного периода.

4.1.2. В нарушение пункта 10 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н (далее - Приказ N 257н), пункта 127 Инструкции N 157н, пункта 33 Инструкции N 162н получателями средств муниципальных образований затраты на реализацию мероприятий муниципальных программ по исполненным контрактам и договорам по благоустройству общественных и дворовых территорий по данным бюджетной отчетности отражены на счете 401.20 "Расходы текущего финансового года", которые следовало отразить на счете 106.11 "Вложения в основные средства".

4.1.3. В нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), пункта 20 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Приказ N 256н), пункта 167 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), бюджетным учреждением в бухгалтерском учете:

отражены обязательства по заключенному дополнительному соглашению к контракту ранее даты составления первичного документа на 5 календарных дней;

не отражены обязательства в соответствии с заключенным контрактом.

4.1.4. В нарушение пункта 2 статьи 20, пункта 1 части 1, частей 2, 2.1 статьи 21 Федерального закона N 402-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ), пункта 18 Приказа N 256н, пункта 202 Инструкции N 157н, пунктов 79, 80 Инструкции N 162н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 297н) получателем средств муниципального образования авансовый платеж, перечисленный по условиям договора за поставку товаров, отражен по дебету счета 302.31 "Расчеты по приобретению основных средств", который следовало отразить по дебету счета 206.31 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств".

4.1.5. В нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ бюджетным учреждением при оформлении первичных документов не указаны обязательные реквизиты, а именно: содержание факта хозяйственной жизни и величины натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

4.2. Иные нарушения:

4.2.1. В нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации приняты к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, которыми оформлены не имевшие место факты хозяйственной жизни, а именно: акты приема-передачи оборудования, акты ввода оборудования в эксплуатацию, подтверждающие осуществление поставщиком сборки, установки, монтажа и ввода оборудования в эксплуатацию, а также акты об исполнении обязательств поставщиками.

4.2.2. В нарушение пункта 2 статьи 20, пункта 1 части 1, частей 2, 2.1, пункта 1 части 3 статьи 21 Федерального закона N 402-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ), пункта 9 Инструкции N 174н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 299н), пунктов 38, 39, 98, 99, 373 Инструкции N 157н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 298н), пунктов 7, 8, подпункта "б" пункта 39 Приказа N 257н бюджетными учреждениями на балансовом счете 105.36 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" учитывалось приобретенное спортивное оборудование и инвентарь, не являющиеся материальными запасами, которые необходимо учитывать на счете 101.00 "Основные средства".

5. Иные вопросы

5.1. Системные нарушения:

5.1.1. В нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 БК РФ заказчиками поставленные товары не использовались в целях осуществления закупок (закупленное оборудование фактически не смонтировано и (или) не используется).

5.1.2. В нарушение части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе не соблюдались требования об обязательности применения мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, в случае нарушения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных контрактом, меры ответственности к поставщику заказчиком не применялись).

5.1.3. В нарушение части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 9 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 450н (далее - Порядок N 450н), заказчиком при заключении контрактов с единственным поставщиком при определении начальной (максимальной) цены контракта не использовался метод сопоставимых рыночных цен.

5.1.4. В нарушение части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе, пункта 6.5, подпункта "в" пункта 7.3 СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", условий контрактов заказчиком не осуществлялся контроль за соблюдением подрядчиком условий контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации в части:

соответствия рабочей и проектной документации;

ведения журнала авторского надзора;

устранения дефектов (недостатков).

5.2. Иные нарушения:

5.2.1. В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, части 5 статьи 22, части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 9 Порядка N 450н получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации допущено неэффективное использование средств, предоставленных из федерального бюджета, в части достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности). Так, сравнительным анализом цен на основе информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение участником (без учета правопреемства) контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) на сайте https://zakupki.gov.ru, установлено завышение начальной (максимальной) цены контрактов на приобретение товаров (гладильного стола, спирографа, велотренажера, беговой дорожки).

5.2.2. В нарушение статьи 34 БК РФ, подпункта "б" пункта 10 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 1064н, заказчиком приобретены и оплачены лекарственные препараты по цене, увеличенной на размер оптовой надбавки и превышающей их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 2626-р.

5.2.3. В нарушение пункта 3 части 2 статьи 16 Закона о контрактной системе, подпункта "д" пункта 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г. N 1279, заказчиком в план-график не включены данные об объеме финансового обеспечения, в том числе планируемые платежи.

5.2.4. В нарушение абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2 статьи 221 БК РФ, пунктов 6, 8 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 февраля 2018 г. N 26н, правового акта главного распорядителя средств муниципального образования, утверждающего порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет главного распорядителя средств бюджета муниципального образования и подведомственных получателей бюджетных средств, показатели бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 финансовый год (на 2020 финансовый год и плановый период 2021 - 2022 годов) не соответствуют объему доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а именно бюджетная смета составлена без учета лимитов бюджетных обязательств на 2021 год.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области