Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2010 N 87-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Касько Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пунктом 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации"


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2010 г. N 87-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА КАСЬКО ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ВТОРЫМ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 50
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПУНКТОМ 4 ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ
ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ СОТРУДНИКАМ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Е.Г. Касько,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.Г. Касько оспаривает конституционность следующих нормативных положений:

абзаца второго пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", согласно которому порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации;

пункта 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103), которым определяется порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов на льготных условиях.

Как следует из представленных материалов, Е.Г. Касько являлся сотрудником таможенных органов Российской Федерации в Алтайском крае и был уволен 31 августа 2007 года по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (общая выслуга в таможенных органах - 24 года 8 месяцев 26 дней). В период прохождения службы в отношении него было возбуждено уголовное дело и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, которая применялась с 14 мая по 28 сентября 2007 года. Впоследствии, 6 февраля 2008 года, уголовное преследование было прекращено за отсутствием состава преступления с признанием права на реабилитацию. В связи с этим Е.Г. Касько обратился в Алтайскую таможню с просьбой произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах и зачесть в нее время службы, в течение которого он необоснованно содержался под стражей, на льготных условиях - из расчета один месяц службы за три месяца. В удовлетворении данной просьбы ему было отказано. Решением Октябрьского районного суда города Барнаула от 14 июля 2008 года, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций (определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 августа 2008 года, определение Алтайского краевого суда от 24 ноября 2008 года, определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 года), произведенный расчет выслуги лет Е.Г. Касько в указанной части на общих основаниях (один день содержания под стражей за один день службы) признан правомерным и в удовлетворении требований об обязании Алтайской таможни учесть соответствующее время на льготных основаниях отказано. Правоприменительные органы, опираясь на оспариваемые нормативные положения, пришли к выводу, что в системе действующего законодательства для сотрудников таможенных органов предусмотрено специальное правовое регулирование исчисления выслуги лет для назначения пенсий, в рамках которого для соответствующей категории граждан - в отличие от военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - не предполагается учет на льготных основаниях времени содержания под стражей при необоснованном уголовном преследовании.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 20 марта 2009 года отказал в принятии к производству заявления Е.Г. Касько о признании частично недействующим пункта 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, указав при этом, что заявленные требования фактически сводятся к расширению перечня периодов, засчитываемых в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов на льготных условиях, и потому не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения, как не предусматривающие для сотрудников таможенных органов зачет на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (один месяц службы за три месяца) времени их содержания под стражей при необоснованном уголовном преследовании, при том что такое правило исчисления выслуги лет предусмотрено для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, приводят к нарушению конституционного принципа равенства и права на социальное обеспечение и тем самым вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 2, 7, 15, 19, 39 и 53.

2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также признает в качестве одной из важнейших составляющих социального обеспечения право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

Соответственно, определение механизма реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, уполномочен урегулировать как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц, включая установление для некоторых категорий граждан, в том числе государственных служащих, разного рода льготных условий реализации пенсионных прав в зависимости от объективно значимых обстоятельств. Применительно к государственным служащим нормативные различия в условиях назначения и выплаты пенсий могут быть установлены исходя из особенностей государственной службы, условий ее прохождения, специфики деятельности, осуществляемой различными категориями государственных служащих.

Сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, характере осуществляемой профессиональной деятельности, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционный принцип равенства, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий реализации прав в области пенсионного обеспечения, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям (Постановления от 27 декабря 1999 года N 19-П, от 16 июля 2007 года N 12-П и от 27 ноября 2009 года N 18-П).

2.1. Закрепляя в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации" порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, федеральный законодатель наряду с иными гарантиями сотрудникам таможенных органов предусмотрел и соответствующий их особому правовому статусу специальный порядок их пенсионного обеспечения. Согласно статье 50 названного Федерального закона пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (абзац первый пункта 1); при этом порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй пункта 1).

Такое законодательное регулирование пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов основано на объективно схожих условиях, в которых находятся указанные лица и иные категории государственных служащих, выполняющих задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, и в то же время позволяет учитывать специфику именно таможенной службы как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации (статья 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации"), призванных прежде всего осуществлять конституционно значимую функцию защиты экономического суверенитета государства.

Федеральный законодатель, поручая Правительству Российской Федерации определить порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, исходил из того, что при введении соответствующего нормативного регулирования Правительство Российской Федерации должно в полной мере учитывать особенности прохождения службы в таможенных органах для целей пенсионного обеспечения, в том числе при решении вопроса о введении для сотрудников таможенных органов дополнительных оснований льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации Постановлением от 2 февраля 1998 года N 103 утвердило Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации. В силу данного Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается, в частности, исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" время их службы (работы), указанное в статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В него входит и время отбывания наказания и содержания под стражей соответствующих лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

При этом, поскольку иное не оговорено в специальных нормах названного Положения, касающихся оснований исчисления выслуги лет сотрудникам таможенных органов на льготных условиях (пункт 4), указанные периоды подлежат зачету в выслугу лет для назначения им пенсий на общих основаниях, т.е. в календарном исчислении, в отличие от военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, для которых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 предусмотрен льготный порядок исчисления этого времени (один месяц службы за три месяца) (абзац восемнадцатый подпункта "б" пункта 3).

Именно в этом различии учета времени содержания под стражей при необоснованном уголовном преследовании в составе выслуги лет для пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, с одной стороны, и служащих иных категорий - с другой, Е.Г. Касько, как следует из жалобы, усматривает нарушение своих конституционных прав.

2.2. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Учет же в составе выслуги лет иных периодов, как и специальная (более высокая) оценка при ее формировании тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, относится к сфере усмотрения федерального законодателя.

Как это вытекает из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18 ноября 2004 года N 407-О, от 20 декабря 2005 года N 483-О).

Зачет на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий времени содержания под стражей при необоснованном уголовном преследовании в системе действующего правового регулирования не относится к числу универсальных характеристик правового статуса государственных служащих, включая тех из них, кто осуществляет деятельность в сфере обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности и обороны страны, а применяется лишь в отношении отдельных категорий государственных служащих. Такие различия не предполагают заниженную оценку значимости служебной деятельности иных лиц, включая сотрудников таможенных органов, имея в виду в том числе возможность применения различных компенсаторных механизмов в порядке их реабилитации при отбытии наказания и содержании под стражей в рамках необоснованного уголовного преследования, а потому оспариваемые положения не могут рассматриваться как направленные на ущемление пенсионных прав соответствующей категории граждан.

3. Таким образом, оспариваемые нормы Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Касько Евгения Георгиевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области