ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2009 г. N КАС08-757
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Корчашкиной Т.Е.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Стелла Коммьюникейшн" о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен" и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения",
по кассационной жалобе Закрытого акционерного общества "Стелла Коммьюникейшн" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей ЗАО "Стелла Коммьюникейшн" Ильченко И.В., Борисенко Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреевой А.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 года N 823 введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.
Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС поручено утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения (пункты 1 и 2).
Нормативный правовой акт опубликован в "Своде законов СССР" т. 2, 1990 г.
Во исполнение Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года N 823 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов утвердили районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26).
ЗАО "Стелла Коммьюникейшн" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен" и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения".
В подтверждение требований указало, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат действующему законодательству и нарушают права заявителя в части установления льгот и компенсаций работникам в зависимости от финансовых возможностей Общества. Постановление Совмина СССР от 15 октября 1969 г. N 823, наделяющее полномочиями по установлению районных коэффициентов Госкомтруд СССР совместно с ВЦСПС, противоречит Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации". Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 не подлежит применению, поскольку официально опубликовано не было.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении требований просит в кассационной жалобе ЗАО "Стелла Коммьюникейшн", ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что поскольку соответствующего постановления Правительством Российской Федерации по этому вопросу до настоящего времени не принято, применяются нормы бывшего Союза ССР.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Разрешая дело, суд пришел к правильному выводу о том, что такими нормативными правовыми актами являются Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1969 года N 823, которым введен с 1 октября 1969 года районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не установлен и Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 устанавливающее районный коэффициент 1,20. Эти нормативные правовые акты, устанавливают повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях.
Нельзя согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 не подлежит применению, так как не было официально опубликовано, как это предусмотрено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Предусмотренное частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации требование о необходимости официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина распространяется лишь на нормативные правовые акты, введенные в действия после принятия Конституции.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории Российской Федерации с официальным их опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в части 3 статьи 15 требования об этом.
Судом установлено, что районный коэффициент 1,20, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26, по существу доведен до всеобщего сведения в установленном на то время порядке, и применялся к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области.
Ссылка в кассационной жалобе на Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 года N 12 (2-12) "О правилах, допускающих применение неопубликованных актов о правах, свободах и обязанностей граждан", которым предусмотрено опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как обязательное условие применения этих актов, не может служить поводом к отмене решения суда. В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, подлежат применению, в части не противоречащей названному Кодексу и Конституции Российской Федерации.
В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых заявителем нормативных правовых актов и сделан правильный вывод о том, что они не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в удовлетворении заявления в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказано обоснованно.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Стелла Коммьюникейшн" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
Т.Е.КОРЧАШКИНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области