Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2002 N КАС02-380 <О частичной отмене решения Верховного Суда РФ от 22.08.2002 N КАС02-380 и отказе в удовлетворении жалобы о признании частично недействующим абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утв. Постановлением Правительства РФ от 20.01.1998 N 71>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего                           Толчеева Н.К.,
    членов коллегии                                  Нечаева В.И.,
                                                Петроченкова А.Я.,
    с участием прокурора                             Морозова Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2002 года гражданское дело по жалобе Нагорного Б.В. о признании не соответствующими закону абзацев 3, 4 раздела 2, абзаца 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315, в части ограничения граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, указанием на то, что право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют граждане: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий", по кассационной жалобе Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года, которым удовлетворена жалоба заявителя.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Картуха Д.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, и заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Морозова Ю.Ю., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Нагорный обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что приведенным выше Постановлением Правительства РФ ограничено его право на участие в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" с целью приобретения жилья, что предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года жалоба заявителя была удовлетворена. Абзацы 3, 4 раздела 2, абзац 1 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Государственные жилищные сертификаты" от 8 апреля 2000 года N 315, в части ограничения на участие в Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья, то есть на получение государственных жилищных сертификатов: "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" признаны противоречащими Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (п. 14 ст. 15) и недействующими со дня вступления решения в законную силу.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с решением, представитель Правительства Российской Федерации просит о его отмене, считая, что обжалованные нормы не противоречат действующему законодательству.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее частично подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 315).

Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" придан статус президентской программы.

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принимая соответствующее Постановление, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Обжалуемыми нормами Постановления Правительства РФ установлено, что право на участие в программе "Государственные жилищные сертификаты" имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Выдача военнослужащим государственных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и постоянно (если иное не установлено действующим законодательством) проживающим в данном населенном пункте.

Таким образом, по смыслу Жилищного кодекса и Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более, увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий именно по избранному ими постоянному месту жительства (а не только те, которые не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами).

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054.

Этими правилами, как и пунктом 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусмотрена возможность постановки таких военнослужащих на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному ими постоянному месту жительства до увольнения с военной службы и фактического прибытия к указанному месту. При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).

Только при наличии указанных условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Поэтому отказ в выдаче таким военнослужащим государственных сертификатов только лишь на том основании, что они обеспечены жилыми помещениями (служебными или предоставляемыми для постоянного проживания) по месту службы, как и увольнение их с военной службы без предоставления сертификата, является неправомерным.

Правительство РФ, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами, ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья данной категории граждан.

Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части установления права на выдачу сертификатов только военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, противоречит Федеральному закону.

Что же касается указания в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в данном пункте, определяется Правительством РФ, то эта норма не наделяет Правительство РФ полномочиями по установлению ограничений при определении категорий граждан, на которые распространяются данные льготы.

Однако судом ошибочно признаны незаконными абзацы 3, 4 раздела 2 Федеральной целевой программы в части ограничения: "в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий" для граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов. Данная норма не входит в противоречие с действующим законодательством, и Правительство РФ, вводя ее, действовало в пределах своих полномочий, руководствуясь общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам и специальными нормами - ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Судом также признан противоречащим Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и недействующим абзац 1 раздела 4 Программы.

В то же время данная норма никоим образом не ограничивает права заявителя и не противоречит ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В самой жалобе не приведены обоснования нарушения прав, а судом не мотивировано свое решение в этой части, поэтому суд ошибочно признал незаконным абзац 1 раздела 4 Программы.

Кроме того, неверно указаны абзацы 3 и 4 раздела 2 Федеральной целевой программы. Следует их считать, соответственно, как абзацы 6 и 7 раздела 2 вышеназванной Программы, в связи с чем следует внести соответствующее уточнение в судебное решение.

На основании изложенного и принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, по делу не требуется собирания и дополнительной проверки доказательств, руководствуясь п. 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2002 года в части признания не соответствующими закону содержащихся в абзацах 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 315, слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и" - оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Российской Федерации в этой части - без удовлетворения.

В остальной части решение отменить и вынести новое решение, которым Нагорному Б.В. в удовлетворении других требований отказать.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области