Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2004 N КАС04-299 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 27.05.2004, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим распоряжения Правительства РФ от 02.08.2001 N 1035-р>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2004 г. N КАС04-299

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Толчеева Н.К.,

членов коллегии Пирожкова В.Н., Петроченкова А.Я.,

с участием прокурора Кочуры А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2004 года гражданское дело по заявлению Д. о признании необоснованным распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 года N 1035-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России военного городка N 81 в пос. Раздольное Надеждинского района Приморского края по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., а также заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Д. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное распоряжение Правительства РФ в части отнесения военного городка N 81 в поселке Раздольное Надеждинского района Приморского края к числу имеющих жилищный фонд закрытым военным городкам.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что данный городок не обладает признаками закрытого военного городка, так как не имеет систему пропусков и вокруг его территории отсутствуют какие-либо ограждения. Более 70% жителей городка составляют гражданские лица и военные пенсионеры, на территории городка находятся объекты гражданского предназначения и в настоящее время в военном городке N 81 более 60% жилых помещений приватизировано.

Кроме того, заявитель указал, что данное распоряжение не соответствует ст. 40 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", так как лишает его права на приватизацию жилого помещения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 года в удовлетворении жалобы заявителю было отказано.

В кассационной жалобе, не соглашаясь с данным решением, Д. просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявления, настаивая на ранее заявленных требованиях.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Правительством РФ в полном соответствии с имеющимися у него полномочиями и в соответствии с требованиями федерального закона.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

В ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения не подлежат приватизации.

Данное ограничение на приватизацию жилых помещений, находящихся на территории закрытых военных городков, направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей.

По представлению Министра обороны РФ распоряжением Правительства РФ от 2 августа 2001 года N 1035-р были внесены изменения и дополнения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р. В данный Перечень был включен и военный городок N 81 в поселке Раздольное Надеждинского района Приморского каря.

Как установил Верховный Суд РФ, издавая вышеназванное распоряжение, Правительство РФ действовало в пределах своей компетенции, в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и в рамках предоставленных полномочий в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Отсутствие в военном городке N 81 пропускного режима, ограждений, а также приватизация жилых помещений свидетельствует о невыполнении своих обязанностей должностными лицами гарнизона, а не о необоснованности включения военного городка в Перечень закрытых и обособленных.

По смыслу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и распоряжения Правительства Российской Федерации N 1035-р от 2 августа 2001 года наделение закрытых военных городков особым статусом направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с Вооруженными Силами, жилыми помещениями в целях поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности воинских частей.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Члены коллегии
В.Н.ПИРОЖКОВ
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области