"Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора"


N п/п
Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора
1
Вопрос:
Считается ли парковка под зданием многоквартирного дома помещением общего пользования, и должно ли быть там запрещено курить?
Ответ:
Подземная автопарковка в силу подпунктов "а" и "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, расположенная в подвальном помещении многоквартирного жилого дома, относится к общедомовому имуществу и является помещением общего пользования.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н утверждены требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, согласно которым знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Таким образом, курение в местах общего пользования, за исключением специально выделенных и оборудованных мест для курения табака запрещено
2
Вопрос:
В связи с предстоящим проведением кубка конфедерации FIFA 2017 и чемпионата по футболу 2018 прошу разъяснить, по каким критериям осуществляется классификация гостиниц?
Ответ:
В соответствии с приказом Минкультуры России от 11.07.2014 N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2014 N 35473) классификация гостиниц включает в себя проведение оценки соответствия гостиниц и иных средств размещения требованиям Порядка классификации и принятие решения о присвоении им соответствующей категории.
В случае, предусмотренном Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период с 1 июля 2015 года в субъектах Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
3
Вопрос:
1 января 2017 года в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введено такое понятие, как контрольная закупка, проводятся ли "контрольные закупки" Роспотребнадзором
Ответ:
Не проводятся. В соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).
Между тем, ни Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", ни Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в настоящее время не допускают проведение контрольных закупок соответственно в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей либо в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В то же время Роспотребнадзором подготовлен законопроект о внесении на этот счет соответствующих изменений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который находится на этапе оценки регулирующего воздействия.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для публичного обсуждения.
4
Вопрос:
Массовые проверки различными ОЗПП магазинов на соответствие санитарным нормам и требованиям носят массовый характер, препятствуют осуществлению деятельности, злоупотребляют полномочиями. Законность и полномочия общественных организаций (ОЗПП) при проведении внеплановых проверок не понятны. Вопрос: Каковы действия Организации при таких проверках, какими нормативными актами должны руководствоваться ОЗПП при проведении проверок?
Предлагаем вынести на обсуждение вопрос об увеличении ответственности ФЛ за противоправные действия, ДЛ и уменьшение ответственности ЮЛ при незначительных нарушениях.
Ответ:
Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет п. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей"). При этом в целях практической реализации задач и достижения целей, закрепленных в их уставах, названные объединения вправе реализовывать полномочия, указанные в п. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Поскольку никакими функциями по осуществлению государственного контроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не наделены, то осуществление ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей производится в порядке, определяемом самими этими объединениями на основе положений соответствующих уставов, что, однако, в любом случае должно исключать какие-либо противоправные действия с их стороны.
Оспорить правомерность и обоснованность общественного контроля, проведенного той или иной общественной организацией (их представителями), каждое заинтересованное лицо вправе в судебном порядке либо посредством направления соответствующего мотивированного заявления в правоохранительные органы.
5
Вопрос:
Каким образом Роспотребнадзор планирует защищать права потребителей при трансграничных покупках в случае их нарушения? Какие действующие инструменты могут быть применены для этого?
Ответ:
Прежде всего, следует иметь в виду, что в спорной ситуации, связанной с вступлением "российским" потребителем в правоотношения по приобретению товара у продавца, находящегося на территории иностранного государства, ее разрешение предполагает предварительное достоверное установление права, подлежащего применению к соответствующему договору купли-продажи. С учетом данного обстоятельства надлежит руководствоваться положениями статей 1211 и 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о правилах определения права, подлежащего применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права, и критериях выбора права, подлежащего применению к договору с участием потребителя, в рамках положений Раздела VI "Международное частное право" третьей части ГК РФ.
Кроме того, надлежит учитывать положения статьи 1212 ГК РФ, согласно пункту 1 которой "к требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, по выбору потерпевшего применяется:
- право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара либо иной причинитель вреда;
- право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший;
- право страны, где была выполнена работа, оказана услуга, или право страны, где был приобретен товар.
Выбор потерпевшим права, предусмотренного подпунктом 2 или 3 настоящего пункта, не допускается, если причинитель вреда докажет, что он не предвидел и не должен был предвидеть распространение товара в соответствующей стране".
6
Вопрос:
Каков статус законопроекта о товарных агрегаторах? Будет ли он принят в 2017 году?
Ответ:
Законопроект принят в первом чтении 14 июня 2017 года. В настоящее время есть согласованный с бизнес-сообществом вариант поправок к тексту законопроекта, который предполагается в установленном порядке внести от имени Правительства РФ в Государственную Думу в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
7
Вопрос:
Можно ли на ценнике указать цену за 100 гр, при фиксированном весе штучного товара в 200 гр?
Ответ:
Продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи потребителям, обязан обеспечить соблюдение права потребителя на получение необходимой информации о товаре, одним из обязательных элементов которой являются сведения о цене и условиях приобретения товаров (см. пункт 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Поскольку "по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации" (см. пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"), то в стационарных торговых объектах достоверная цена товара должна быть своевременно доведена до потребителя на ценниках (см. пункт 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55).
Согласно пункту 19 названных правил "продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара". Исходя из этого, по общему смыслу вышеназванных правовых норм на ценнике штучного товара с фиксированным весом должна указываться (независимо от веса брутто или нетто) цена за единицу товара.
8
Вопрос:
Является ли нарушением несовпадение полного адреса изготовителя на этикетке товара и сопроводительной документации (в декларации есть указание района, на этикетке указания района нет)?
Ответ:
Прежде всего, следует иметь в виду, что декларация о соответствии не является сопроводительной документацией (см. пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55).
Информация же об адресе изготовителя наносится на маркировку с учетом требований к ее содержанию и порядку доведения, установленных соответствующим техническим регламентом, а не с учетом требований к форме и реквизитам декларации о соответствии.
9
Вопрос:
Возможна ли реализация нефасованной (неупакованной) пищевой продукции торговыми объектами методом самообслуживания в отсутствие перечня разрешенной продукции
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "в розничной торговле не допускается продажа нерасфасованных и неупакованных пищевых продуктов, за исключением определенных видов пищевых продуктов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области торговли по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор". О том же говорит и норма пункта 34 Правил продажи отдельных видов товаров.
Ввиду отсутствия такого перечня и соответственно ввиду отсутствия принятого в установленном законом порядке изъятия из общего правила, правовые основания для реализации каких-либо видов пищевых продуктов в нерасфасованном и/или неупакованном виде отсутствуют.
10
Вопрос:
Каков порядок обмена информации между территориальными управлениями Роспотребнадзора, торговыми предприятиями в связи с выявлением потенциально опасной продукции? На практике в отдельных субъектах требования к отзыву такой продукции различаются.
Ответ:
Исчерпывающим ответом на данный вопрос служат положения главы 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
11
Вопрос:
Возможно ли рассмотреть вопрос применения принципа "выборочного" государственного надзора для сетевых предприятий под управлением одного юридического лица?
Ответ:
Поскольку с 1 мая 2009 года все вопросы, связанные с проведением проверок субъектов предпринимательской деятельности, в общем и целом разрешаются с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения которого в полной мере применяются и к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей касательно организации и проведения проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) (см. пункт 3 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"), при организации проведения как плановых, так и внеплановых проверок Роспотребнадзор руководствуется нормами данного законодательного акта.
12
Вопрос:
Предлагаем рассмотреть возможность ввести в практику особый порядок рассмотрения обращений потребителей, в случае, если недостатки товара, реализованного покупателю, не могли быть обнаружены продавцом заранее, в ходе приемки, хранения и реализации продукции, а также не являются следствием нарушения условий приемки, хранения и реализации (как, например, ухудшение качества вследствие нарушения температуры реализации либо срока реализации). Пример - обращение потребителя на консервы рыбные, содержащие не заявленный вид рыбы, а иной (не обязательно более дешевый). Данное нарушение допущено в ходе технологического процесса производителем, и не может быть обнаружено в торговой сети (поскольку продукция консервированная в жестяной банке), следовательно, продавец не может нести ответственность за изготовителя.
Ответ:
Указанное предложение не учитывает целый комплекс системообразующих норм гражданского законодательства как основы для регулирования отношений с участием потребителей.
Так, согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ "обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе". Кроме того, согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности, в частности, возникают "вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий".
Исходя из этого, нормы об ответственности продавца за продажу товара ненадлежащего качества и корреспондирующие им нормы о правах потребителя (см. статью 503 ГК РФ и статью 18 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей") системно между собой гармонизированы.
Помимо этого, необходимо исходить из того, что товар, реализуемый продавцом, априори должен соответствовать обязательным требованиям.
13
Вопрос:
Просим рассмотреть возможность досудебного урегулирования возникающих несоответствий - рассмотреть возможность досудебного урегулирования спорных ситуаций\несоответствий\потенциальных нарушений, с целью упростить проведение проверки и, в рамках риск-ориентированного подхода, сформировать практику предупредительного характера проводимых проверок, формирование постоянного канала связи, для оперативного и исчерпывающего предоставления всей требуемой информации.
Ответ:
Вопрос не совсем понятен. Однако в любом случае следует иметь в виду, что основания и обстоятельства наступления гражданско-правовой ответственности за несоблюдение прав потребителей в какой-либо безусловной причинно-следственной связи с организацией и проведением контрольно-надзорных мероприятий и несением бремени административной ответственности не находятся.
14
Вопрос:
Как необходимо указывать срок годности в маркировке фасуемой в магазинах продукции в отсутствие потребителя? Должен ли он быть перенесен с этикетки изготовителя?
Ответ:
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения". Общие же требования к указанию в маркировке срока годности пищевой продукции, относящиеся в том числе и к указанию срока годности в вышеназванном случае, изложены в части 4.7 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
15
Вопрос:
Просим дать разъяснения (порядок действий торговой сети, необходимые подтверждающие документы) по случаям возврата товаров покупателями, если возвращаемый товар надлежащего качества. В настоящее время Закон РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" в ст. 18 предусматривает возврат потребителем товара только при обнаружении в нем недостатков и не рассматривает случаи, когда потребитель решает вернуть товар надлежащего качества, а торговая сеть готова этот товар принять (например, в соответствии с действующей программой лояльности по отношению к покупателю). Как следствие, терр. Управления РПН все случаи возврата товаров трактуют как возврат товара с обнаружением существенных недостатков, т.е. как случай нарушения со стороны торговой сети (продажа покупателю товара ненадлежащего качества).
Ответ:
Вопрос возврата товаров надлежащего качества Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" исчерпывающе разрешен в его статье 25, а не в статье 18, которая регламентирует права потребителей, связанные с приобретением товаров с недостатками, т.е. ненадлежащего качества.
16
Вопрос:
Просим разъяснить действующие нормативные акты (ст. 33 Постановления Правительства N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, а также СП 2.3.6.1066-01 ст. 8), касающиеся правил продажи товаров в "шоу-боксах". В настоящее время предприятиями розничной торговли широко применяется реализация пищевой продукции потребителям непосредственно из групповой упаковки, в том числе из упаковок типа "шоу-бокс", данный вид упаковки товаров, наряду с функцией обеспечения сохранности содержащегося в нем товара, позволяет демонстрировать товар потребителю перед приобретением. Отдельными территориальными управлениями Роспотребнадзора использование "шоу-боксов" трактуется "как нарушение законодательства и запрета реализации пищевой продукции, не освобожденной от тары. При этом шоу-бокс не является тарой либо транспортной упаковкой (а является скорее торговым оборудованием, облегчающим выкладку продукции на полку), поскольку шоу-боксы с продукцией дополнительно упаковываются либо в картонные короба, либо на подложку на поддон, после чего паллетируются при помощи полиэтиленовой пленки, таким образом любой контакт с продукцией исключен.
Несмотря на разъяснение в адрес АКОРТ, имеется различная трактовка этого требования.
Ответ:
Позиция Роспотребнадзора по данному вопросу была изложена в адресованном АКОРТу письме от 31.10.2016 N 01/14646-16-29.
17
Вопрос:
При проведении плановых проверок на местах мы часто сталкивается с разным толкованием одних и тех же нормативов. У нас есть четкое понимание по взаимодействию в Москве, в то время как в регионах нормы понимаются по-другому. Как вы планируете улучшить доведение\разъяснение существующих и вновь изданных нормативно-правовых актов сотрудникам на местах?
Ответ:
Разъяснения направляются систематически и по мере возникновения необходимости. В любом случае, при несогласии с действительным решением должностных лиц, они могут быть обжалованы в установленном порядке.
18
Вопрос:
Доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем.
Из практики видно, что из раздела оснований регистрации декларации также исчезли протоколы экспертных заключений на сроки годности. В этой связи необходимо разъяснение:
Правомерно ли ОС регистрируют декларации заявителей без обоснования сроков годности, в случае если они превышают сроки, установленные приложением 1 СанПиН 2.3.2.1324-03
Будет ли принявшая сторона нести ответственность за изготовителя, недобросовестно выполнившего требования обоснования сроков, как принимающей стороне полноценно защититься от изготовителей, которые на первый взгляд имеют все разрешительные документы на товар, а также соответствующую информацию на этикетке.
Ответ:
КОАП предусматривает административную ответственность за недостоверное декларирование/сертификацию, а также ответственность органов по сертификации или изготовителей, предоставляющих недостоверную информацию о продукции. Продавец в этом случае нести ответственность не может.
СанПиН 2.3.2.1324-03 может применяться только в части, не противоречащей ТР таможенного союза.
19
Вопрос:
СП морально устарел. В 2015 - 2016 году многие компании, в том числе Макдоналдс, участвовали в подготовке новой редакции СП 2.3.6.1079-01. Параллельно вводились другие нормативные правовые акты, такие как
- ТР ТС 021/20011 "О Безопасности продукции"
- ГОСТ Р 54746-2015/ISO/TS 22002-2:2013 "Программы предварительных требования по безопасности пищевой продукции Часть 2. Общественное питание"
- ГОСТ Р 56766-2015 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации (DIN 10506:2012, NEQ)
Требования в этих документах зачастую дублируются, а иногда и противоречат друг другу. Каким образом вы видите практическое решение данного вопроса?
Ответ:
СанПиН 2.3.6.1079-01
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья включены в план разработки санитарного законодательства. Требования санитарных правил актуализированы с учетом положений международных актов. В настоящее время проект акта подготовлен для публичного обсуждения.
20
Вопрос:
Текущая ситуация при открытии и запуске новых объектов существенно влияет на подбор торговых площадок и их дальнейшей операционной деятельности. Существенно влияют зоны погрузки/разгрузки под жилыми помещениями со двора, размещение конденсаторных блоков ЦХМ и кондиционеров, вывод воздуховодов на кровлю дома. Все перечисленные нарушения существенно влияют на закрытие объектов при плановых проверках и обращений жалоб и обращений населения. Как быть, возможны ли внесения изменений в СанПиН?
Ответ:
В соответствии с планом разработки (пересмотра) актов санитарного законодательства указанные вопросы будут рассмотрены при актуализации СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"
21
Вопрос:
При разработке Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля в рамках системы пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП" (в плане на 2018 г.) есть предложение рассмотреть вопрос по порядку ведения записей по процедурам мониторинга ККТ (Критических контрольных точек), а именно - для ведения многочисленных учетно-регистрационных форм требуются дополнительные людские ресурсы.
Возможно ли, проводя мониторинг, вести записи только в случае выявления несоответствий заданным параметрам ККТ? Простой пример: при термической обработке блюд контроль температуры кулинарной готовности проводится на каждой партии. Есть ли смысл фиксировать в журнале соответствующую температуру? Важнее выявить факт несоответствия, зафиксировать этот факт и отразить сведения о проведенных корректирующих действиях.
Ответ:
Данное предложение будет направлено разработчикам проекта для рассмотрения и принятия решения по его учету или отклонению.
22
Вопрос:
Будет ли Роспотребнадзор разрабатывать проверочные листы для использования должностными лицами при проведении плановых проверок. Где и в какие сроки будут размещены формы проверочных листов?
Ответ:
В соответствии с частями 11.1 - 11.5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" введены положения об использовании органами государственного контроля (надзора) при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов). Общие требования к содержанию проверочных листов (контрольных вопросов) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177. На сегодняшний день в Правительстве РФ на рассмотрении находится проект о внесении соответствующих изменений в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, после чего они могут быть использованы территориального органами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок.
Со списком контрольных вопросов можно будет ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора.
23
Вопрос:
Ч. 2 статьи 10 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) предусмотрено, что при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.
Гарантирует ли применение системы HACCP полную защиту от любых проблем с некачественной продукцией, поскольку все риски учтены и предусмотрены?
Ответ:
Система ХАССП обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевых продуктов, в любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации. При этом особое внимание обращено на критические контрольные точки, в которых все виды рисков, связанных с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены или снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля. Система предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции.
Существование предприятия, деятельность которого не подвержена никаким рискам, кажется маловероятным. Как бы ни хотелось, невозможно предусмотреть все. Но система менеджмента, основанная на данных принципах, позволяет осуществлять контроль над имеющимися рисками и вовремя принимать меры по предупреждению нежелательных ситуаций.
24
Вопрос:
Распространяются ли требования, предусмотренные ч. 2 статьи 10 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), на предприятия общественного питания и кто осуществляет контроль за данными требованиями?
Ответ:
Указанный Технический регламент вступил в силу 01.07.2013, до 15.02.2015 действовал переходный период, когда изготовителям пищевой продукции давалось время для внедрения процедур, основанных на принципах ХАССП.
Таким образом, с 15.02.2015 разработка, внедрение и поддержание процедуры, основанной на принципах ХАССП, обязательны для всех предприятий общественного питания, которые при оказании услуг общепита занимаются изготовлением продукции питания. Контроль за соблюдением обязательных требований осуществляют органы Роспотребнадзора: при проведении проверок соблюдения санитарного законодательства в обязательном порядке следят за надлежащим выполнением производителем пищевой продукции обязанностей по разработке, внедрению и поддержанию процедур, основанных на принципах ХАССП.
Перечень документации и порядок проведения проверки соответствия предприятия требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности пищевой продукции представлен в утвержденных Методических рекомендациях Роспотребнадзора МР 5.1.00980-14 от 18.12.2014 "Методические подходы к организации оценки процессов производства (изготовления) пищевой продукции на основе принципов ХАССП".
25
Вопрос:
Есть ли отличия ХАССП от ГОСТов и в чем оно заключается?
Ответ:
Важно отметить, что ХАССП отличается от ГОСТов: требования ГОСТа касаются лишь конечного результата - соответствует ли он заявленным критериям. ХАССП предъявляет требования к тому, чтобы все процессы производства проходили без сбоев и нарушений. Кроме того, процедуры ХАССП надо отличать и от сертификации и лицензирования, т.к. контроль ведется постоянно, а не по отдельным поводам или периодам времени.
26
Вопрос:
Какой предусмотрен порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющейся основанием для проведения проверки? Какие действия будут предприняты органом государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения?
Ответ:
Частью 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Обращение и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
В случае если орган государственного контроля (надзора) установит анонимность или недостоверность обращения, то по решению руководителя, заместителя территориального органа Роспотребнадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Кроме того, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора), в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
27
Вопрос:
Каково соотношение предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предупреждением, предусмотренным КоАП РФ, а также с предписанием об устранении выявленного нарушения и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения?
Ответ:
В соответствии со ст. 8.2 Федерального закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у органа государственного контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований орган государственного контроля (надзора), объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В отличие от предостережения, предупреждение - это мера административного наказания за совершенный и выявленный проступок, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается только за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предписанием является мера должностного лица об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, принимаемая в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований законодательства. Предписание выдается по итогам проверки с указанием конкретных сроков исполнения.
Представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий выносится лицом, рассматривающим конкретное дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. В течение месяца со дня его получения юридические лица должны и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление
28
Вопрос:
Разработаны ли на сегодняшний день Роспотребнадзором индикаторы риска нарушения обязательных требований и применяются ли они при проведении внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю?
Ответ:
Индикаторы риска нарушения обязательных требований - утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении указанных в пунктах 3 - 7 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю;
В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положениями о видах федерального государственного контроля (надзора), указанных в части 1 настоящей статьи, может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований.
29
Вопрос:
Какие мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, применяются органом Роспотребнадзора?
Ответ:
В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
Органами Роспотребнадзора применяются следующие мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований:
1. На официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет" размещены перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2. Осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных
требований, в том числе посредством проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации.
3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Кроме того, органом Роспотребнадзора утверждена программа профилактики нарушений обязательных требований, которая направлена в территориальные органы в установленном порядке.
30
Вопрос:
В каких случаях проводится предварительная проверка поступивших обращений и какой порядок ее проведения?
Ответ:
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки:
принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 Закона N 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 Закона N 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
31
Вопрос:
На основании каких данных происходит отнесение организаций и объектов надзора к определенному классу опасности?
Ответ:
Отнесение организаций и объектов надзора к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.
Установление потенциального риска причинения вреда здоровью базируется на следующих принципах:
- риск причинения вреда здоровью возникает в условиях нарушения объектом надзора требований, установленных законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания человека, безопасности товаров и услуг и связанную с этим вероятность нарушения здоровья населения, работающих, потребителей, находящихся под воздействием объекта надзора;
- оценка риска является процедурой объективной, прозрачной и основанной на материалах государственной статистической отчетности и иных проверяемых данных;
- потенциальная опасность объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, зависит от характера осуществляемой деятельности. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью выполняется в отношении определенного вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- на основании проведенного анализа формируется классификатор объектов риска путем однократного отнесения организаций (хозяйствующих субъектов) к той или иной категории групп риска (статическая система оценки уровней риска);
- класс опасности организации по риску причинения вреда здоровью устанавливается по наиболее опасному виду деятельности;
- отнесение организации к конкретному классу опасности является основанием для установления периодичности плановых проверок; объемов и содержания надзорных мероприятий;
- порядок и критерии отнесения объектов к тому или иному классу опасности по риску причинения вреда здоровью являются единообразными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от вида деятельности и форм собственности;
- при планировании надзорных мероприятий внутри класса определяются приоритеты с учетом результатов предыдущих контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретной организации, включая результаты лабораторных исследований;
- отнесение организаций к тому или иному классу опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью выполняется по результатам контрольно-надзорных мероприятий за период не менее чем 3 года;
- результаты санитарно-эпидемиологического аудита могут быть использованы для изменения периодичности проведения мероприятий по надзору.
32
Вопрос:
В рамках надзора за условиями труда и радиационной безопасностью (СанПиН 26.1.1192-03) просьба прокомментировать требования к размещению рентгенологического оборудования в лечебных организациях, в частности, на первых этажах жилых домов/пристройках к ним.
Ответ:
Согласно требованиям п. 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 не допускается размещение рентгеновских кабинетов в жилых зданиях. Исключение составляют рентгеностоматологические кабинеты, требования к размещению которых в жилых зданиях приведены в разделе 9 СанПиН 2.6.1.1192-03.
Помимо этого рентгеновские кабинеты допускается размещать в пристройке к жилому дому.
33
Вопрос:
На сегодняшний день, чтобы работать на предприятии общественного питания в Москве, работник должен сделать 4 прививки. Работники отказываются, некоторым работникам прививки противопоказаны. Означает ли это, что мы не можем допускать работника до работы? Также если работник первый раз устраивается на предприятие общественного питания и не ранее не прививался, учитывая необходимость временного промежутка между прививками, он сможет устроиться на работу не ранее чем через 4 - 6 месяцев.
Ответ:
По информации Управления Роспотребнадзора по г. Москве работникам предприятий общественного питания г. Москвы действительно рекомендовано иметь 4 профилактические прививки, сведения о которых заносятся в личные медицинские книжки: 2 из которых (против дифтерии и столбняка, кори) включены в Национальный календарь профилактических прививок и 2 прививки (против гепатита A и дизентерии Зонне) включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - ФЗ 157) предусматривается возможность отказа от профилактических прививок (ст. 5 Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики), который граждане обязаны подтвердить в письменной форме. Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Согласно статье 10 ФЗ 157 профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают в том числе главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом г. Москвы 31.03.2015 принято постановление N 2, в соответствии с которым в связи с эпиднеблагополучием по гепатиту A и дизентерии Зонне работники предприятий общественного питания г. Москвы (перечень указан в п. 1.4) должны быть привиты против указанных инфекций. Не привитые против этих инфекций работники вне зависимости от причин не должны допускаться до работы (п. 2.2 постановления). Исполнение данного требования является обязательным для всех юридических и физических лиц.
Кроме того, в связи с проведением Кубка конфедераций FIFA 2017 года, для предупреждения групповых очагов заболеваний острыми кишечными инфекциями издано постановление Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 10.03.2017 N 5 "Об иммунизации контингентов, принимающих участие в обслуживании, питании и проживании участников и гостей Кубка конфедераций FIFA 2017 года в г. Москве".
Согласно данному постановлению вакцинации против гепатита A и дизентерии Зонне подлежат не привитые и не болевшие ранее сотрудники гостиничных учреждений, предприятий, организаций, привлекаемых к размещению участников и гостей Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в том числе предприятий общественного питания.
В отношении прививок против дифтерии, столбняка и кори, входящих в национальный календарь профилактических прививок, ФЗ 157 позволяет гражданам, чьи профессии не входят в перечень работ, которые требуют обязательного проведения профилактических прививок, в том числе работникам предприятий общественного питания (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825), отказаться от данных прививок. При этом работодатель не вправе ограничивать допуск работника до работы. Работник, ранее не прививавшийся против какой-либо инфекции и получивший первую аппликацию вакцины, может быть допущен к работе по истечении 7 дней с момента вакцинации (к моменту формирования первичного иммунного ответа). Последующие прививки могут быть сделаны во время работы. Ждать завершения прививочного курса не обязательно. При этом работодатель несет ответственность за своевременность прохождения работником необходимого курса прививок.
34
Вопрос:
Имеются ли какие-то критерии, позволяющие заменить меру административной ответственности в виде штрафа на предупреждение в отношении лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также руководителей, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций?
Ответ:
Федеральным законом N 316-ФЗ от 3 июля 2016 года внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым административное наказание в виде административного штрафа, назначаемого правонарушителю, являющемуся субъектом малого или среднего предпринимательства, может быть заменено на предупреждение даже в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП.
Порядок замены административного штрафа предупреждением установлен статьей 4.1.1 КоАП, при этом административный штраф подлежит замене предупреждением при наличии одновременно следующих условий:
- правонарушение выявлено в ходе осуществления контроля в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства;
- совершенное правонарушение не нанесло вреда здоровью людей, окружающей среде или не создало угрозу нанесения такого вреда, а также не повлекло причинение имущественного ущерба;
- состав правонарушения не соотносится с составами правонарушений, предусмотренных статьями 19.5, 19.6, 19.33 КоАП;
- за совершенное правонарушение санкцией соответствующей статьи раздела II КоАП не предусмотрено наказание в виде предупреждения.
35
Вопрос:
В каких случаях проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами?
Ответ:
Статья 8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:
1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;
2) административные обследования объектов земельных отношений;
3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора) мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями могут осуществляться с привлечением органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля государственных или муниципальных учреждений, иных организаций. В этом случае положением о виде федерального государственного контроля (надзора) должны определяться условия участия государственных учреждений, иных организаций в осуществлении мероприятий по контролю, в том числе положения, не допускающие возникновения конфликта интересов.
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
36
Вопрос:
Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития "Интернета" и его анонимности, каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям так называемых Ивановых Иванов Ивановичей?
Ответ:
Право гражданина на обращение в государственные органы прямо закреплено в Конституции РФ
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
Между тем не всякое обращение может явиться основанием для проведения проверки, так в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Более того, с 1 января 2017 года обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
37
Вопрос:
Согласно Санитарным правилам для предприятий мясной промышленности, предусмотрен порядок хранения уборочного инвентаря в шкафах (раздел N 6 пункт 6.13 N 3238-85). Согласно Инструкции по санитарной обработке технологического оборудования и производственных помещений на предприятиях мясной промышленности, хранение уборочного инвентаря предусмотрено в специально отведенном месте (раздел N 1 общие положения пункт 1.16). Просим разъяснить, каким нормативным актом руководствоваться при хранении инвентаря?
Ответ:
При хранении уборочного инвентаря следует руководствоваться Санитарными правилами для предприятий мясной промышленности, т.к. Инструкция по санитарной обработке технологического оборудования и производственных помещений на предприятиях мясной промышленности, официально не опубликованная в средствах массовой информации, не подлежит обязательному применению.
38
Вопрос:
Допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки и производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий. Вопрос: Какие шумы и вибрации в продовольственном магазине?
Ответ:
Вентиляционное оборудование, холодильное оборудование, в некоторых случаях водопровод, канализация, электрооборудование (трансформаторные станции) при неисправности такого оборудования, нарушении правил размещения и эксплуатации перечисленных видов техники и оборудования они могут быть источником шумов и (или) вибраций. Также источником шума и (или) вибрации может быть подъемно-транспортное оборудование и автотранспорт, доставляющий продукцию в магазин (при погрузочно-разгрузочных работах). Кроме того, в продовольственных магазинах, имеющих цех (отдел кулинарии, мясной цех и т.п.) источником шума и (или) вибрации может быть технологическое оборудование. В зависимости от сочетания источников шума и (или) вибрации указанные факторы могут быть импульсными и постоянными. В ряде случаев источником шума может быть персонал и (или) техника для голосовой информации (громкоговорители) и воспроизведения музыки и т.п.
с 1 января 2017 года при проведении измерений (исследований) и оценок физических факторов неионизирующей природы на рабочих местах, в том числе шума и вибрации, необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.4.3359-16 "Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах".
39
Вопрос:
Нигде в документации не написано, и никто из надзорных органов не дает четкие разъяснения, насколько необходимо декларирование такой кулинарной продукции, если она относится к продукции общественного питания, соблюдены сроки годности, установленные в СанПиНе, и созданы условия для потребления на месте. Если это продукция общественного питания, необходима технико-технологическая карта согласно требованиям законодательства, тогда почему просят оформленные Ту и декларации?
Ответ:
Согласно требованиям п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 полуфабрикаты, готовые блюда и другие изделия, вырабатываемые организациями для реализации через торговую сеть, изготавливаются по технологическим инструкциям, нормативной и технической документации. Реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов, в т.ч. декларации о соответствии.
40
Вопрос:
Текущая ситуация при открытии и запуске новых объектов существенно влияет на подбор торговых площадок и их дальнейшей операционной деятельности. Существенно влияют зоны погрузки/разгрузки под жилыми помещениями со двора, размещение конденсаторных блоков ЦХМ и кондиционеров, вывод воздуховодов на кровлю дома. Все перечисленные нарушения существенно влияют на закрытие объектов при плановых и проверках и обращений жалоб и обращений населения. Как быть, возможны ли внесения изменений в СанПиН?
Ответ:
В соответствии с планом разработки (пересмотра) актов санитарного законодательства указанные вопросы будут рассмотрены при актуализации.
41
Вопрос:
Какие изменения, дополнения предполагается внести в санитарные правила для организаций общественного питания СП 2.3.6.179-01 в ходе анонсированного на 2017 год пересмотра, утвержденного приказом Роспотребнадзора N 23 от 23.01.2017? Когда изменения вступят в силу?
При разработке Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля в рамках системы пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП" (в плане на 2018 г.) есть предложение рассмотреть вопрос по порядку ведения записей по процедурам мониторинга ККТ (Критических контрольных точек), а именно - для ведения многочисленных учетно-регистрационных форм требуются дополнительные людские ресурсы.
Возможно ли, проводя мониторинг, вести записи только в случае выявления несоответствий заданным параметрам ККТ? Простой пример: при термической обработке блюд контроль температуры кулинарной готовности проводится на каждой партии. Есть ли смысл фиксировать в журнале соответствующую температуру? Важнее выявить факт несоответствия, зафиксировать этот факт и отразить сведения о проведенных корректирующих действиях.
Ответ:
Данное предложение будет направлено разработчикам проекта для рассмотрения и принятия решения по его учету или отклонению.
42
Вопрос:
Планируется ли пересмотр действующих санитарных правил СанПиН 2.3.2.1324-03 "Требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"?
С момента введения документа в 2003 г. перечень пищевых продуктов, используемых в ресторанах, и полуфабрикатов, используемых для выпуска блюд, стал гораздо более разнообразен. Появились новые и экзотические продукты, используемые в производстве блюд ресторанов высокой кухни. Дополнения и уточнения к указанному СанПиНу оказали бы значительную помощь для организации производства безопасной продукции общепита.
Ответ:
На период до 2019 года пересмотр СанПиН 2.3.2.1324-03 "Требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" не планируется.
43
Вопрос:
Вопрос по витринам для самообслуживания неупакованного хлеба - нужно ли его упаковывать или мы можем оставлять его закрытым на наших витринах?
Ответ:
В соответствии с требованиями санитарных правил и правил продажи отдельных видов товаров, хлеб и хлебобулочные изделия в объектах мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки) должны продаваться только в упакованном виде. В остальных предприятиях торговли хлеб может реализоваться как в упаковке, так и без нее. При этом отпуск покупателям нефасованных продуктов осуществляется продавцом с использованием торгового инвентаря в виде щипцов
44
Вопрос:
Актуальность декларирования нашей пекарни - нужна она вообще или нет?
Ответ:
В соответствии с требованиями статьи 23 ТР ТС 021/2011, декларированию соответствия подлежит вся выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением непереработанной пищевой продукции животного происхождения, специализированной пищевой продукции и уксуса.
45
Вопрос:
Запрещена ли реализация по типу самообслуживания замороженных продуктов в неупакованном виде, требующих дальнейшей тепловой обработки (пельмени, котлеты и т.д.)
Ответ:
Нет, такого запрета нет, при соблюдении требований п. 6 ч. 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
46
Вопрос:
Является ли обязательным наличие знака ЕАС на расфасованной в отсутствие потребителя продукции в организациях розничной торговли (сыры, колбасы)?
Ответ:
При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции.
47
Вопрос:
Каким документом регламентируется необходимость предусмотреть в программе производственного контроля проведение исследований готовой продукции по показателям идентификации?
Ответ:
Проведение производственного контроля регламентировано статьями 11 и 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18.
48
Вопрос:
Какова периодичность заполнения расхода дезинфицирующих средств в журнале, можно ли расход указывать за один месяц? А отметки о проведении дезинфекции ставить в план-графике выполнения работ ежедневно.
Ответ:
Форма учета "Журнал учета получения и расходования дезинфицирующих средств" отменена постановлением N 49 от 26.12.2001 с 01.01.2002.
49
Вопрос:
Каковы требования к маркировке и хранению моющих и дезинфицирующих средств после разведения (приготовленных растворов)?
Ответ:
Емкости с дезинфицирующими растворами и моющими средствами маркируют в соответствии с нормативными документами.
50
Вопрос:
Роспотребнадзор в конце прошлого года готовил еще к не вступившему в силу СанПиН проект изменений и провел публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 12 октября 2016 г. по 25 октября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в сроки с 16 декабря 2016 г. по 29 декабря 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/08/10-16/00055849.
Однако изменения так и не были приняты и СанПиН 2.2.4.3359-16 вступил в силу с 1 января 2017 года без учета предлагаемых Роспотребнадзором изменений. Минэкономики в марте 2017 года дал отрицательное заключение об ОРВ (прилагается) на проект изменений. И все остановилось.
Там много вопросов, но главный это запрет, изложенный в СанПиН, на работу в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА, появился впервые, и он, по своей сути, ведет к невозможности работы в условиях труда класса "3.2" и выше по критерию наличия шума на рабочем месте и противоречит действующему законодательству. По этому пункту Роспотребнадзор может закрыть в России многие предприятия уже сегодня.
Планирует ли Роспотребнадзор созывать согласительное совещание с Минэкономики и Минтрудом? Или Роспотребнадзор может подписать проект изменений все-таки в том виде, в каком было предложено Роспотребнадзором (см. приложение)? Будем признательны, если сможем получить ответ на этот вопрос завтра.
Ответ:
В настоящее время Роспотребнадзором проводится работа по согласованию с Минэкономразвития России и Минтрудом России доработанного проекта постановления Главного государственного санитарного врача "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", в котором исключен прямой запрет на работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА.
51
Вопрос:
Допускается ли использование люминесцентных ламп - в настоящее время широко применяются лампы с пластиковыми колбами, не содержащие стеклянных элементов, предотвращающие раскалывание, содержащие индикаторные полосы целостности колбы, использование таких ламп позволяет предотвратить попадание осколков в пищевые продукты, а также отказаться от использования плафонов\удерживающих сеток\защитной арматуры?
Ответ:
Действующим санитарным законодательством предусмотрено наличие защитной арматуры независимо от типа лампы.
52
Вопрос:
Является ли предметом проверки наличие медицинских книжек для работников торговых предприятий, напрямую не контактирующих с пищевой продукцией (например, для бухгалтеров, экономистов, водителей и пр.)?
Ответ:
Проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрено для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области