ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 октября 2015 г. N АГ/56265/15
О ДАЧЕ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ФАС России рассмотрела обращение по вопросу учета арендных платежей в составе необходимой валовой выручки и сообщает.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается в том числе плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.2013 N ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с впадением имуществом, переданным в аренду.
В мотивировочной части указанного решения ВАС относит к числу обязательных платежей, связанных с арендуемым имуществом, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая изложенное, расходы на аренду имущества в тарифах на передачу электрической энергии следует определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.
Также исходя из системного трактования норм действующего законодательства можно сделать вывод, что в состав имущества, на которое распространяет свое действие подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования, входят объекты производственного значения, в том числе машины и механизмы, которые участвуют в процессе электроснабжения и на которые начисляется амортизация.
Касательно информации по амортизации сообщаем следующее.
Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлен принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, исключающего включение в затраты ничем не обусловленных или завышенных расходов, в том числе в виде арендной платы, превышающей расходы собственника по содержанию переданного в аренду имущества.
Регулирование подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования состава включаемых в НВВ расходов, связанных с арендой имущества, не противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об аренде и статьями 421 и 424 ГК РФ, поскольку не ограничивает заключение регулируемыми организациями с собственниками договоров аренды и определение сторонами такого договора размера платы за пользование и владение имуществом.
Исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включенных в НВВ расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, определение понятия которой содержится в пункте 2 статьи 2 ГК РФ.
Также необходимо отметить, что конкурс на заключение договора аренды производится в соответствии с положением о закупках, разработанным регулируемой организацией во исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Конкурсная документация разрабатывается регулируемой организацией на основании утвержденного положения о закупках. Неотъемлемым приложением к конкурсной документации на право заключения договора аренды является оферта самого договора аренды. Таким образом, в соответствии со статьями 421, 614 ГК РФ, положением о закупках регулируемая организация вправе предусмотреть в оферте договора аренды условия о предоставлении арендодателем калькуляции расчета арендной платы.
Более подробную информацию о деятельности ФАС России можно получить на официальном сайте ФАС России в сети "Интернет": //fas.gov.ru/.
А.Н.ГОЛОМОЛЗИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области