МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
ПИСЬМО
от 28 января 2020 г. N 08-05-1/796-НБ
ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение Национальной ассоциации природопользователей и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации санитарно-эпидемиологическим требованиям, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52) при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
На основании подпункта "г" пункта 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение N 87), в составе раздела проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", представляемой для проведения ее государственной экспертизы, должен содержаться ситуационный план (карта-схема) района строительства с указанием границ санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ). Кроме того, требованиями к содержанию раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка", установленными подпунктом "б" пункта 12 Положения N 87, предусмотрена необходимость обоснования в проектной документации границ СЗЗ объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222) порядок определения размеров СЗЗ регламентировался санитарными нормами и правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В настоящее время положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действуют в части, не противоречащей Правилам N 222.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 СЗЗ устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а ее размер и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что источниками являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха (ПДК), и (или) предельно допустимого уровня физических воздействий на атмосферный воздух (ПДУ). Отсутствие такого превышения в проектной документации должно быть подтверждено соответствующими расчетами (рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом существующего фона, физического воздействия и т.д.).
В случаях, когда разрабатывается проект СЗЗ для всех объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, для объектов I - III класса опасности, включенных в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для объектов IV - V класса опасности, включенных в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для которых необходимо изменение ориентировочного размера СЗЗ, требование о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения обосновывается следующим. Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 52 проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
Н.В.БОГОМОЛОВА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области