МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
ПИСЬМО
от 22 ноября 2016 г. N 10-4395-КЛ
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И УЧЕТА В РАБОТЕ
ФГБУ "ФКП Росреестра" (далее - Учреждение) направляет для сведения и возможного учета в работе копию письма Росреестра от 29.08.2016 N 14-08671/16@, касающегося возможности "юридического" раздела сооружения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации только в результате проведения работ по его реконструкции, в случае, если изначально проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения выдавались на единый объект недвижимости.
Необходимо довести позицию, изложенную в направленных письмах, до сведения сотрудников филиала Учреждения в соответствии с приказом Учреждения от 21.03.2014 N П/057 "Об ознакомлении сотрудников филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" с письмами методического характера".
Органам, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, направляется для сведения.
Заместитель директора
К.А.ЛИТВИНЦЕВ
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2016 г. N 14-08671/16@
Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалом <...> сообщает.
Сведения о принадлежащем на праве собственности сооружении (канализация ливневая с очистными сооружениями) с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>, протяженностью 723 кв. м, внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в декабре 2014 г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и технического плана сооружения, подготовленного на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, датированного 2012 г. (далее - Технический план 1).
Согласно названному разрешению в эксплуатацию введена "Канализация ливневая с очистными сооружениями" протяженностью 723 м.
Кроме того, в разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана 1 указано, что "... сооружение представляет собой единый объект, состоящий из двух частей, которые не соединяются..."
Как указано в обращении, <...> приняло решение о разделе объекта "в связи с ошибочным объединением в составе такого линейного объекта двух самостоятельных частей... Ошибка произошла в связи с выполнением работ по строительству и участка магистральной сети жилого поселка и ливневой канализации объекта общественно-образовательного центра одним подрядчиком... участок ливневой канализации (с очистными сооружениями) протяженностью 70 м ... предназначен для передачи в собственность Некоммерческого партнерства землевладельцев и домовладельцев поселка "_______" ... Оставшаяся часть Преобразуемого Линейного Объекта протяженностью 652,9 м ... входит в состав имущественного комплекса общественно-образовательного центра, принадлежащего на праве собственности <...>.
По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и технического плана сооружения, подготовленного в связи с образованием сооружений, расположенных по адресу: <...> в результате раздела сооружения с кадастровым номером <...> (далее - Технический план 2), органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, поскольку в представленном техническом плане, подготовленном на основании деклараций об объекте недвижимости, в качестве способа образования указан "раздел", однако документы, подтверждающие, что для реконструкции сооружения не требуется получение разрешительной документации, предусмотренной действующим законодательством (заключения органа, уполномоченного на выдачу разрешений на ввод объектов в эксплуатацию), отсутствуют.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" Технического плана 2 указано, что "1. Настоящий технический план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с представлением в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет образованных сооружений после раздела. 2. Сооружения: Ливневая канализация (протяженность 652,9 м) и Ливневая канализация с очистными сооружениями (протяженность 70 м) образовались в результате раздела сооружения: Ливневая канализация с очистными сооружениями (протяженность 723 м) с КН <...> на основании Протокола общего собрания участников <...> от 15.04.2016. 3. Ливневая канализация (протяженность 652,9 м) состоит из контуров 1/12-12/12. Ливневая канализация с очистными сооружениями (протяженность 70 м) состоит из контуров 1/6-6/6. 4. В соответствии с п. 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693, сведения о сооружении указаны в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ декларации об объекте недвижимости. Включены в состав Приложения. 5. В соответствии с пунктом 47 Требований в строке "10" графы "3" раздела "Характеристики сооружения" указаны тип и значение основной характеристики сооружения Ливневая канализация, в частности, по причине того, что предметом кадастровых работ является линейное сооружение, указана протяженность в метрах с точностью до 1 метра, равная 653 м.".
По вопросу о возможности преобразования объекта недвижимости с кадастровым номером <...> путем "раздела" полагаем возможным отметить следующее.
Из представленного Технического плана 2 усматривается, что реконструкция в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <...> вследствие которой могли образоваться объекты недвижимости, заявленные на кадастровый учет, не проводилась.
Раздел сооружения с кадастровым номером <...> на два объекта выполнен в соответствии с Протоколом общего собрания участников <...> от 15.04.2016, включенным в состав приложения Технического плана 2.
Как усматривается из разделов "Схема расположения сооружения на земельном участке" Технических планов 1, 2, сооружение с кадастровым номером <...> состоит из двух отдельных контуров.
При этом из содержания разделов "Заключение кадастрового инженера" Технических планов 1, 2 усматривается, что в них указана противоречащая друг другу информация о характеристиках (составе) названного сооружении.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Учитывая положения пункта 2 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости.
Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и с момента государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Согласно части 2 статьи 16, статье 22 Закона о кадастре сведения о сооружении включаются в ГКН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов, в частности, технического плана сооружения.
В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре:
сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13.07.2015 разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости;
если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
Согласно пункту 14 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693, при подготовке технического плана наряду с документами, предусмотренными частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, могут быть использованы иные документы, предусмотренные федеральными законами, при этом их копии включаются в состав приложения к техническому плану.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно части 1 статьи 55 ГрК представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Как указано выше, разрешение на ввод выдано в 2012 г. в отношении единого (одного) сооружения. (При этом проектная документация в состав Технических планов 1, 2 (в том числе для подтверждения информации о том, что сооружение состоит из двух контуров) не включена.)
Вопрос о возможности так называемого "юридического" раздела неоднократно являлся предметом рассмотрения, в том числе на совещаниях, проведенных в Минэкономразвития России, с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (включая Минстрой России), по итогам которых выработана позиция по рассматриваемому вопросу, согласно которой, если изначально проектная документация, разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения выдавались на единый объект недвижимости, раздел такого объекта недвижимости может быть осуществлен согласно действующему законодательству Российской Федерации только в результате проведения работ по его реконструкции.
При этом, принимая во внимание мнение, изложенное в письме Минэкономразвития России от 26.08.2016 Д23и-4091, учитывая содержащиеся в соответствующих разделах Технических планов 1, 2 сведения и документы, полагаем, что в Техническом плане 2 отсутствовали документы, подтверждающие, что в отношении сооружения с кадастровым номером <...> реконструкция не проводилась (например, заключение по итогам обследования технического состояния сооружения, подтверждающее, что работы по реконструкции объекта не проводились, подготовленное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ; проектная документация, свидетельствующая о создании двух отдельных сооружений).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 10 статьи 26 Закона о кадастре решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим технический план, представленный для осуществления кадастрового учета; согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Заместитель начальника Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области