Письмо ФНП от 03.10.2011 N 1862/07-17 <О порядке оформления доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетних детей>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО
от 3 октября 2011 г. N 1862/07-17

В Федеральную нотариальную палату продолжают поступать обращения нотариальных палат субъектов Российской Федерации по вопросу о порядке оформления доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетних детей.

Проанализировав нормы гражданского и семейного законодательства, а также законодательства об опеке и попечительстве, регулирующие обозначенные правоотношения, в их взаимной связи Федеральная нотариальная палата пришла к следующим изложенным ниже выводам.

Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (части 1, 2 статьи 21) предусмотрено, что в случаях совершения сделок с имуществом подопечного и выдачи доверенностей от его имени требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Указанные положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" направлены на регулирование порядка совершения действий, затрагивающих имущественные права недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, в целях установления дополнительных способов правовой защиты названных категорий граждан.

При этом возникает вопрос, относится ли урегулированный Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" порядок выдачи доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав подопечных, помимо опекунов и попечителей к таким категориям законных представителей несовершеннолетних граждан, как родители (усыновители).

Федеральная нотариальная палата полагает, что обозначенный порядок выдачи доверенностей распространяется не только на случаи, когда над несовершеннолетним лицом установлена опека или попечительство, но и на случаи, когда законными представителями несовершеннолетнего лица выступают его родители или усыновители, исходя из следующих обстоятельств.

Имущественные отношения между родителями и детьми, а также усыновителями и усыновленными, приравненными к родственникам по происхождению (пункт 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации), регулируются семейным законодательством (статья 2 Семейного кодекса Российской Федерации). Однако Семейный кодекс Российской Федерации не регламентирует в достаточной степени права и обязанности родителей по управлению (в том числе по распоряжению) имуществом детей. В связи с этим статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 3) определено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного. Следовательно, управление родителями и усыновителями имуществом ребенка осуществляется по правилам статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации "Распоряжение имуществом подопечного".

Положениями статьи 37 (абзац 2 пункта 2) Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Таким образом, норма статьи 37 (абзац 2 пункта 2) Гражданского кодекса Российской Федерации является по своему содержанию отсылочной, поскольку содержит указание на регламентацию порядка управления имуществом несовершеннолетнего специальным федеральным законом - Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".

Учитывая это, Федеральная нотариальная палата полагает, что управление имуществом несовершеннолетних детей их родителями (усыновителями) регулируется нормами, установленными специальным федеральным законом для опекунов и попечителей при осуществлении ими управления имуществом подопечных. Соответственно, в сфере осуществления имущественных прав несовершеннолетних граждан их родители и усыновители приравнены к опекунам и попечителям.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в мотивировочной части решения от 15 августа 2007 года N ГКПИ07-737, где указывается, что на родителей при осуществлении ими правомочий по управлению имуществом ребенка распространяются правила о необходимости получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

Федеральная нотариальная палата учитывает, что Конституционным Судом Российской Федерации приоритетными для применения признаны нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 13-П). Необходимость регламентации вопросов управления имуществом несовершеннолетних специальным федеральным законом, несмотря на то, что наличествует соответствующая норма Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 37), регулирующая вопросы распоряжения имуществом подопечного, по мнению Федеральной нотариальной палаты, вызвана более широким по сравнению с понятием "распоряжение имуществом" понятием "управление имуществом". Если право распоряжения имуществом означает возможность определения его "юридической судьбы": отчуждение, сдача внаем, в залог и т.д., то правомочие по управлению имуществом - это возможность совершения с ним любых юридических и фактических действий (пункт 2 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ).

Поскольку управление имуществом подопечного включает в себя совершение юридических и фактических действий с имуществом подопечного в его интересах (пункт 2 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации), Федеральная нотариальная палата полагает, что выдача доверенности на совершение действий с имуществом несовершеннолетнего лица является элементом управления его имуществом.

Таким образом, доверенность с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего лица, являющаяся действием по управлению его имуществом, исходя из положений статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 3) и статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 2 пункта 2) выдается в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" (часть 2 статьи 21), - при наличии предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

При рассмотрении вопроса о порядке выдачи доверенностей несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 18 лет с полномочиями, затрагивающими осуществление их имущественных прав, представляется необходимым отметить следующее.

Законные представители в гражданско-правовых отношениях действуют от имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации); несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет действуют от своего имени, но с согласия законных представителей (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По мнению Федеральной нотариальной палаты, представляется необоснованным, исходя только из буквального толкования части 2 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", распространять указанную норму лишь на случаи выдачи доверенностей от имени детей, не достигших возраста 14 лет. На наш взгляд, положения части 2 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" должны рассматриваться в единстве с положениями части 3 указанной статьи.

В норме, предусмотренной частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", определен порядок предоставления органом опеки и попечительства предварительного разрешения, в том числе и на выдачу доверенности, затрагивающей имущественные права несовершеннолетнего лица. При этом указанный порядок распространен не только на опекунов, но и на попечителей, чей правовой статус предполагает не совершение действий от имени подопечного, а выдачу согласия на совершение определенных действий самим подопечным.

Учитывая изложенное, Федеральная нотариальная палата полагает, что выдача доверенности с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего лица (от имени несовершеннолетнего его законными представителями или самим несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет с согласия законных представителей), без получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства не согласуется с требованиями действующего законодательства.

Мнение Федеральной нотариальной палаты о необходимости получения родителями (усыновителями) предварительного разрешения органов опеки и попечительства на выдачу доверенностей, содержащих полномочия, затрагивающие осуществление имущественных прав несовершеннолетних лиц, разделяет Департамент воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Министерством образования и науки Российской Федерации, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (пункты 1, 5.17 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 337 в ред. от 05.09.2011) разработаны методические рекомендации по ряду вопросов, касающихся применения законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (письмо от 31.08.2010 N 06-364). Из содержания указанных методических рекомендаций следует, что органы опеки и попечительства должны выдавать родителям несовершеннолетнего предварительные разрешения на совершение доверенностей с полномочиями, затрагивающими осуществление имущественных прав несовершеннолетнего ребенка (раздел 10 "Правовой режим имущества подопечных", последний абзац подраздела "Предварительное разрешение, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного").

Просьба довести содержание данного письма до сведения нотариусов - членов нотариальной палаты.

Президент палаты
М.И.САЗОНОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области