МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 16 октября 2009 г. N 3-2-09/212@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДС И НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО по вопросу налогообложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость средств, полученных работодателем в качестве компенсации на оплату труда работников, принимающих участие в оплачиваемых общественных работах, сообщает следующее.
По налогу на добавленную стоимость.
Из представленного запроса следует, что ООО в соответствии с программой по проведению дополнительных мероприятий в целях снижения напряженности на рынке труда Калужской области в 2009 году, утвержденной Постановлением Правительства Калужской области от 13.01.2009 N 2, заключен договор с Государственным учреждением Центр занятости населения г. Калуги об организации и проведении оплачиваемых общественных работ. В соответствии с указанным договором вышеназванное Общество создает и предоставляет дополнительные рабочие места на оплачиваемые общественные работы. При этом Общество заключает с работниками срочные трудовые договоры на период их участия в общественных работах и производит оплату указанных работ в соответствии с условиями трудового договора.
В соответствии с вышеназванной программой возмещение расходов Обществу-работодателю на организацию общественных и других временных работ производится Государственным учреждением Центр занятости населения г. Калуги на основании счетов-фактур, актов об исполнении условий договора и ведомостей по оплате труда. Возмещение работодателю затрат на заработную плату производится в размере не более минимального размера оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда).
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, в том случае, если средства, полученные работодателем от Центра занятости населения г. Калуги в порядке возмещения затрат на заработную плату (в размере не более минимального размера оплаты труда (с начислениями на фонд оплаты труда)), не связаны с расчетами по оплате выполненных работ, оказанных услуг для указанного Центра занятости населения г. Калуги, то они не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Поскольку в этом случае не должны применяться понятия "заказчик и исполнитель, а также выполнение работ и оказание услуг", то счета-фактуры оформляться не должны.
По налогу на прибыль организаций.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Поэтому, если средства, полученные ООО от Центра занятости населения г. Калуги в целях возмещения затрат на заработную плату, связаны с расчетами по оплате выполненных работ, оказанных услуг для указанного Центра занятости, то они учитываются как доходы от реализации работ (услуг) и подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
В случае если указанные средства не связаны с расчетами за выполненные для Центра занятости населения г. Калуги работы, услуги, то полученные ООО средства подлежат налогообложению с учетом следующего.
Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в пределах целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в пределах целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 Бюджетного кодекса. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе и НК РФ.
Таким образом, полученные ООО от Центра занятости населения г. Калуги средства на возмещение расходов на оплату труда работников, принимающих участие в оплачиваемых общественных работах, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
При этом расходы на оплату труда вышеуказанных работников учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со статьей 255 НК РФ в общеустановленном порядке.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области