МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 июля 2015 г. N НД-4-8/11579@
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ
Федеральной налоговой службой проведен анализ жалоб и обращений арбитражных управляющих, поступающих в Федеральную налоговую службу, по вопросу оспаривания действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа, выразившихся в отказе в предоставлении документов, запрошенных в соответствии с положениями пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
По результатам данного анализа установлено, что отказ в предоставлении документов осуществлялся на основании положений статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
В соответствии с положениями статьи 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в пункте 1 статьи 102 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 102 Кодекса установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс об административных правонарушениях" (далее - Закон N 482-ФЗ) внесены изменения в положения пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ, согласно которым арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Положения названных абзацев пункта 1 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ в редакции Закона N 482-ФЗ применяются также в делах о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона N 482-ФЗ (пункт 10 Закона N 482-ФЗ).
Кроме того согласно пункту 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе, сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну.
Исходя из смысла названных норм следует, что уполномоченный орган обязан предоставлять запрошенные арбитражными управляющими копии документов в отношении предпринимательской деятельности организаций-контрагентов или самого должника, полученные налоговыми органами в установленном порядке, то есть арбитражные управляющие могут иметь доступ к налоговой тайне в рамках понятия о финансовом состоянии должника (контрагента должника).
Таким образом, Кодексом и Законом N 127-ФЗ предусмотрено предоставление сведений о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника арбитражным управляющим.
При этом в случае запроса арбитражными управляющими документов в отношении контрагентов должника, налоговые органы обязаны удостовериться в реальности совершенной сделки между должником и контрагентом, и получить от арбитражного управляющего доказательства данной сделки. Например, заключенный в установленном порядке договор, а также обоснование запроса данных документов (обстоятельства, имеющие значение для дела) со ссылками на надлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей, возложенных на него Законом N 127-ФЗ.
Кроме того, запрошенные документы налоговым органам следует предоставлять арбитражным управляющим при соблюдении последними названных выше условий и только за тот период, в котором была осуществлена сделка между должником и контрагентом.
В отношении запросов арбитражных управляющих информации о наличии признаков "фирмы-однодневки" у контрагента должника, Федеральная налоговая служба сообщает, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не содержит понятий "массовый учредитель", "массовый руководитель", "признаки "фирмы-однодневки".
При этом информация в отношении адреса регистрации (местонахождения), Ф.И.О. учредителей и лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), выписку из которого можно получить при обращении с соответствующим запросом в налоговый орган или на сайте Федеральной налоговой службы "nalog.ru" с помощью электронного сервиса "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" (//egrul.nalog.ru).
Перед заключением сделки налогоплательщик может самостоятельно обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности (письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).
Таким образом, в случае необходимости арбитражный управляющий вправе самостоятельно обратиться к контрагенту должника для получения указанных выше документов и информации.
В отношении получения арбитражным управляющим информации о наличии имущества должника (контрагента должника) налоговым органам Российской Федерации необходимо учитывать, что вопросы о наличии зарегистрированных прав на недвижимое и движимое имущество относятся к компетенции соответствующих уполномоченных законом на то государственных органов.
Одновременно Федеральная налоговая служба обращает внимание, что согласно пункту 3 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего, если иное не установлено Законом N 127-ФЗ.
Статьей 20.4 Закона N 127-ФЗ установлена ответственность арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом N 127-ФЗ или федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, в том числе применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации (отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве).
Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда (пункт 4 статьи 20.4 Закона 127-ФЗ).
Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (часть 2 и 3 статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Федеральная налоговая служба поручает руководителям УФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо ФНС России до территориальных налоговых органов Российской Федерации для руководства и использования в работе при исполнении функций уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве.
Д.В.НАУМЧЕВ
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области