Письмо ФНС России от 03.07.2014 N ГД-4-3/12689@ "О налогообложении дохода в виде договорной неустойки (пени), который выплачивается кипрской организации" (вместе с <Письмом> Минфина России от 21.05.2014 N 03-08-13/24008)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 июля 2014 г. N ГД-4-3/12689@

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
ДОХОДА В ВИДЕ ДОГОВОРНОЙ НЕУСТОЙКИ (ПЕНИ), КОТОРЫЙ
ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ КИПРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 21.05.2014 N 03-08-13/24008 по вопросу налогообложения договорной неустойки (пени), которая выплачивается российским обществом с ограниченной ответственностью в пользу кипрской организации за просрочку исполнения обязательств по оплате товара.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 мая 2014 г. N 03-08-13/24008

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом ФНС России с вопросом о порядке налогообложения договорной неустойки (пени), которая выплачивается российским обществом с ограниченной ответственностью в пользу кипрской организации за просрочку исполнения обязательств по оплате товара, сообщает позицию Министерства финансов России по данному вопросу с целью доведения ее до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России, а также размещения на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами".

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (если такие доходы не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации) и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.

Однако в пункте 2 статьи 11 Соглашения дано определение термина "проценты" для целей статьи 11 Соглашения, в соответствии с которым штрафы за просрочку платежа в данное понятие не включаются.

В связи с этим следует руководствоваться положениями статьи 22 Соглашения, согласно которой виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Государстве.

В соответствии со статьей 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Директор Департамента
И.В.ТРУНИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области