Письмо ФНС России от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@ "Об исчислении транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства или реализации арестованного транспортного средства в рамках исполнительного производства до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем"


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 25 октября 2019 г. N БС-4-21/21862@

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ
ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В СЛУЧАЕ УНИЧТОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА ИЛИ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА В РАМКАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ДО СНЯТИЯ
ЕГО С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПРЕДЫДУЩИМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ

В целях исчисления транспортного налога (далее - налог) в случае уничтожения транспортного средства (объекта налогообложения) или реализации арестованного транспортного средства (объекта налогообложения) в рамках исполнительного производства, предусмотренного Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - исполнительное производство), до снятия такого транспортного средства с регистрационного учета предыдущим владельцем полагаем возможным рекомендовать следующее.

1) Об исчислении налога при наличии документированных сведений об уничтожении транспортного средства

В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 38 Налогового кодекса, объектами налогообложения может являться имущество, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

С учетом изложенного Налоговый кодекс в качестве объекта налогообложения налогом признает объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим показателям; объект зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества. Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги должны иметь экономическое обоснование.

В связи с этим документированные и не опровергнутые налоговым органом сведения, подтверждающие, что налогооблагаемое транспортное средство полностью уничтожено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения по налогу в силу статей 38 и 358 Налогового кодекса, независимо от даты прекращения регистрации такого транспортного средства в уполномоченных регистрирующих органах.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 по делу N 306-КГ14-5609, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2016 N Ф04-46/2015 по делу N А03-13035/2015, Кассационном определении Омского областного суда от 22.02.2012 N 33-1333/2012, Апелляционном определении Московского городского суда от 20.06.2012 по делу N 11-10986, Апелляционном определении Челябинского областного суда от 26.02.2019 по делу N 11а-2531/2019.

2) Об исчислении налога при реализации арестованного транспортного средства в рамках исполнительного производства до снятия его с регистрационного учета предыдущим владельцем

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса обращение взыскания на имущество по обязательствам его собственника является основанием прекращения права собственности на это имущество.

Случаи возложения бремени содержания имущества на лицо, не являющееся его собственником, могут быть установлены федеральными законами или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 Гражданского кодекса). Законодательство Российской Федерации не возлагает на предыдущего собственника транспортного средства обязанности по несению бремени его содержания в случае, если его арестованное имущество было принудительно реализовано на торгах на основании договора купли-продажи третьему лицу в рамках исполнительного производства.

Таким образом, в данной ситуации именно новый собственник обязан нести расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности и налогообложения по налогу, включая бремя несения обязательств по уплате налога.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 и от 04.10.2019 N 71-КА19-3, Апелляционном определении Верховного суда Чувашской Республики от 11.11.2015 по делу N 33а-5094/2015.

В целях предотвращения необоснованного возникновения судебных споров полагаем возможным налоговым органам решать вопрос о прекращении исчисления налога (с использованием штатных режимов автоматизированной информационной системы, применяемой налоговыми органами) на основании заявления налогоплательщика об уничтожении объекта налогообложения по налогу или обращения взыскания на объект налогообложения по налогу в рамках исполнительного производства (далее - заявление) при условии документированного подтверждения соответствующих сведений.

Заявление может быть оформлено в простой письменной (или электронной) форме с соблюдением общих установленных законодательством Российской Федерации требований к оформлению обращений налогоплательщиков. С заявлением могут представляться документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об уничтожении объекта налогообложения по налогу (с определенной календарной даты) или обращения взыскания на объект налогообложения по налогу в рамках исполнительного производства (с определенной календарной даты) (далее - документы-основания).

В случае отсутствия документов-оснований в налоговом органе, в т.ч. когда документы-основания не представлены налогоплательщиком инициативно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает соответствующие сведения у органов и иных лиц, у которых они имеются, и в дальнейшем информирует налогоплательщика о результатах рассмотрения заявления.

Вышеуказанные разъяснения для применения налоговыми органами вплоть до внесения соответствующих изменений в главу 28 Налогового кодекса поддержаны письмом Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23.10.2019 N 03-05-04-04/81565.

Доведите информацию до подчиненных налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области