Письмо ФНС России от 30.04.2019 N БС-4-21/8400@ "О налоговой ставке в отношении дачных земельных участков в связи со вступлением в силу с 01.01.2019 части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ" (вместе с <Письмом> Минфина России от 27.04.2019 N 03-05-04-02/31408 "Об исчислении земельного налога в отношении дачных земельных участков")


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 апреля 2019 г. N БС-4-21/8400@

О НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ
В ОТНОШЕНИИ ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СВЯЗИ
СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ С 01.01.2019 ЧАСТИ 7 СТАТЬИ 54
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29.07.2017 N 217-ФЗ

Направляем для руководства в работе письмо Минфина России от 27.04.2019 N 03-05-04-02/31408 "Об исчислении земельного налога в отношении дачных земельных участков", полученное по запросу ФНС России.

Обращаем внимание на позицию Минфина России, в соответствии с которой с 01.01.2019 с учетом положений части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) в отношении земельных участков, имеющих виды разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, имеющих виды разрешенного использования "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 54 Закона (в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенных для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур), а также пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях приведения начиная с налогового периода 2019 года нормативных правовых представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствие с положениями части 7 статьи 54 Закона поручаем оперативно довести настоящую информацию до заинтересованных органов местного самоуправления.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 27 апреля 2019 г. N 03-05-04-02/31408

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев письмо по вопросу исчисления земельного налога в отношении земельных участков, имеющих виды разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", сообщает следующее.

Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), вступившего в силу с 01.01.2019 года, установлено, что для целей применения в Законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения части 7 статьи 54 Закона не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

При этом Налоговый кодекс не содержит аналогичных переходных положений для целей исчисления земельного налога.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

В этой связи полагаем, что положения части 7 статьи 54 Закона распространяются на налоговые правоотношения, возникающие при исчислении земельного налога в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, полагаем, что с 01.01.2019 в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, имеющих виды разрешенного использования "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства".

При этом обращаем внимание, что придание обратной силы изменениям в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, ухудшающим положение налогоплательщиков, в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса является недопустимым.

Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области