Письмо ФСС РФ от 06.04.2000 N 02-18/05-2322 (ред. от 15.01.2003) <Об обзоре практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пени и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации>


ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 апреля 2000 г. N 02-18/05-2322

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе обзор практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пени и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Л.Н.РАУ

Приложение

Раздел I. ПРИМЕНЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ В ЧАСТИ
НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ

Вопрос 1. Какой порядок выплаты единовременного пособия при рождении ребенка индивидуальному предпринимателю, как зарегистрированному, так и не зарегистрированному в исполнительном органе Фонда социального страхования в качестве страхователя.

Ответ: утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.

Вопрос 2. Кто должен выплачивать родителям единовременное пособие при рождении ребенка в случаях, когда отец служит в органах внутренних дел, а мать не работает.

Ответ: Согласно статье 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из его родителей. Однако в данном случае оно не может быть выплачено отцу-военнослужащему, поскольку в соответствии со статьей 4 названного Закона выплаты пособий военнослужащим финансируются из федерального бюджета, но только женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. Так как, в данном случае, военнослужащим является не мать, а отец, пособие следует выплатить матери за счет средств Фонда в органах социальной защиты населения.

Вопрос 3. Выплачивается ли единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет студентам из стран СНГ, обучающимся по очной форме в учреждениях высшего, среднего профессионального образования Российской Федерации.

Ответ: Статьей 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определено, что действие Закона распространяется на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. При этом статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Кроме того, на граждан из стран СНГ, обучающихся в России, распространяется действие Соглашения от 9 сентября 1994 года "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов", подписанного всеми полномочными представителями стран СНГ. Соглашением гарантируется государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей. Она осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством страны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (ст. 3 Соглашения).

Учитывая изложенное, единовременное пособие при рождении ребенка и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам из стран СНГ, обучающимся в России, должно выдаваться образовательными учреждениями за счет средств социального страхования на общих основаниях.

Вопрос 4. С которого времени должно назначаться и выплачиваться пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, если они по тем или иным причинам не использовали отпуск по беременности и родам.

Ответ: По действующему законодательству женщинам (как работающим, так и обучающимся) предоставляется отпуск по беременности и родам по общим правилам на 70 дней до родов и 70 дней после родов (при нормальных родах). Законодательство (ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей") предоставляет женщинам право выбора пособия, а соответственно и вида отпуска, только в случае, если во время отпуска по уходу за ребенком наступает отпуск по беременности и родам. Несмотря на то что закон не предусматривает срок, с которого предоставляется отпуск по уходу за ребенком, однако, по смыслу закона, он не может начаться ранее окончания отпуска по беременности и родам.

Из изложенного следует, что в случае, если учащаяся не использовала по каким-либо причинам отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен ей после истечения 70 дней после рождения ребенка.

Вопрос 5. Есть ли различие в порядке исчисления пособия по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет и в возрасте от 7 до 15.

Ответ: Согласно пункту 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (с изменениями и дополнениями), нет какой-либо разницы между исчислением пособия по уходу за больным ребенком до 7 и старше 7 лет. Во всех случаях пособие устанавливается в размерах, предусмотренных ч. ч. 1, 3 п. 30 Положения: при стационарном лечении - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа лица, осуществляющего уход за ребенком; при амбулаторном лечении - за первые 7 календарных дней при полной семье или за 10 календарных дней одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы на общих основаниях, т.е. в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, а начиная с 8 (11) дня пособие исчисляется в размере 50% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.

В таком же порядке исчисляется пособие по уходу за больным ребенком-инвалидом.

Вопрос 6. Как следует учитывать премии при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, если в организации изменилась система премирования, например, с 1 мая 1999 года введено премирование работников по результатам работы за квартал.

Ответ: В соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 марта 1993 года N 114-43 при исчислении пособий среднемесячный размер премий следует определять исходя из суммы премий, начисленных с января до месяца наступления нетрудоспособности или предоставления отпуска по беременности и родам, путем деления их общей суммы на соответствующее число месяцев (применительно к пункту 71 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию).

Поскольку в организации введена поквартальная система выплаты премий с 1 мая 1999 года, то при исчислении названных пособий сумму начисленных премий необходимо делить на количество месяцев, начиная от даты введения квартальных премий. Так, если работник заболел в сентябре, то необходимо при исчислении пособий в среднемесячном заработке учитывать премии в размере 1/4 от общей их суммы с мая по август включительно.

Вопрос 7. Должна ли учитываться материальная помощь в среднем заработке при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемая государственным служащим в соответствии с действующим законодательством.

Ответ: утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.

Вопрос 8. Как исчисляется пособие по временной нетрудоспособности индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход.

Ответ: утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.

Вопрос 9. Производится ли выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае увольнения работника по сокращению штатов, ведь ему выплачено выходное пособие.

Ответ: В соответствии со ст. 40.3 КЗоТ Российской Федерации за работниками, высвобождаемыми с предприятий (организаций) по сокращению численности (штата), сохраняется средняя заработная плата на период их трудоустройства.

Однако если в этот период работник заболел, то он не мог использовать свое право на трудоустройство по причине временной нетрудоспособности. Поэтому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.92 N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" в случае, если временная нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения с работы по уважительной причине и продолжалась свыше одного календарного месяца, гражданин имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности. Увольнение по сокращению штатов относится к уважительным причинам, что подтверждается статьей 40.3 КЗоТ Российской Федерации, которой предусмотрено сохранение непрерывного трудового стажа, если перерыв в работе после увольнения по этой причине не превысил 3-х месяцев.

Пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по прежнему месту работы или правопреемником.

Что касается выходного пособия, предусмотренного КЗоТ Российской Федерации, то оно выплачивается в качестве компенсации за увольнение по инициативе работодателя. Получение выходного пособия для решения вопроса о выплате пособия по временной нетрудоспособности в данном случае значения не имеет.

Вопрос 10. Как правильно исчислить пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам адвокатам.

Ответ: утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.

Вопрос 11. Как обеспечиваются пособиями работники организации в случае изменения ее собственника в период временной нетрудоспособности.

Ответ: утратил силу. - Письмо ФСС РФ от 15.01.2003 N 02-18/05-204.

Вопрос 12. В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" как правильно исчислить пособие, если заболевание наступило до введения в действие названного Указа.

Ответ: Как видно из самого Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 508, он вступает в силу со дня его официального опубликования. Указ опубликован в "Российской газете" 18 марта 2000 г. Это означает, что установленные Указом правила применяются к тем правам и обязанностям, которые наступили не ранее дня его официального опубликования. В соответствии с Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" право на страховое обеспечение возникает у застрахованного лица при наступлении соответствующего страхового случая. Поэтому пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с Указом выплачиваются по случаям временной нетрудоспособности, наступившим в день его официального опубликования и позднее. Например, временная нетрудоспособность наступила у работника 10 января 2000 г. и продолжалась до 3 апреля т.г. В этом случае пособие за весь период нетрудоспособности должно быть исчислено и выплачено по правилам, действующим до принятия названного Указа, то есть с применением ограничения фактического заработка двумя должностными окладами (двумя тарифными ставками).

Вопрос 13. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 508 максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом районных коэффициентов. Какой коэффициент следует применять при исчислении пособия по временной нетрудоспособности, если на территории применяется коэффициент, установленный Правительством Российской Федерации, и повышенный коэффициент, установленный администрацией субъекта Российской Федерации.

Ответ: В соответствии с Указом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих коэффициентов. Это означает, что максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим в указанных районах и местностях, определяется путем умножения 85-кратного минимального размера оплаты труда на соответствующий районный коэффициент, установленный постановлением Правительства Российской Федерации.

Раздел II. НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНИ И ПРИМЕНЕНИЕ МЕР
ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос 1. Применяются ли ограничения размера пени, установленные ст. 8 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при начислении пени на недоимку по обязательным платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ответ: До внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) статьей 75 предусматривалось, что размер начисленной пени при просрочке уплаты налога налогоплательщиком не мог превышать суммы недоимки, а процентная ставка устанавливалась не свыше 0,1% за каждый день просрочки. Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" указанные ограничения размера пени были отменены. В связи с этим в ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также были внесены дополнения, определяющие порядок применения ранее действовавших (до 18.08.99) норм НК РФ об ограничении размера пени.

На отношения по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации действие НК РФ распространяется не ранее 18.08.99, т.е. с момента вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ, в соответствии с которыми органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых отношений.

До 18.08.99 пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации уплачивались не по нормам Налогового кодекса, а по нормам специального законодательства (п. 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1, Федеральный закон от 30.03.99 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год").

Таким образом, положения НК РФ об ограничении размера пени, действовавшие до 18.08.99, и соответственно нормы ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в указанной части, при определении размеров пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не применяются и перерасчет пеней, начисленных до 18.08.99, не производится.

Вопрос 2. В связи с применением Фондом социального страхования Российской Федерации при начислении пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов норм НК РФ произошло снижение размера пени с 0,2% до 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, снижение размера пени происходит в настоящее время в связи с уменьшением самой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Каким образом определять размер пени в такой ситуации, учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства, смягчающие ответственность, должны иметь обратную силу.

Ответ: В настоящее время при принятии решений о начислении пени на недоимку по платежам в Фонд, в том числе образовавшуюся за период до перехода исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации на применение соответствующих норм НК РФ, необходимо руководствоваться статьей 75 НК РФ, согласно которой процентная ставка пени составляет 1/300 действующей в это время (т.е. начиная со дня образования недоимки) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Принцип придания обратной силы актам законодательства, смягчающим меры ответственности, закрепленный в п. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 НК РФ, при определении размера пени не применяется, поскольку пеня согласно НК РФ относится не к мерам ответственности, а к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Такой подход также соответствует содержащемуся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П определению пени, как компенсации потерь государственной казны в результате неполучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Вопрос 3. Применяются ли нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при определении размера пеней за просрочку уплаты страховых взносов и взыскании финансовых санкций со страхователей.

Ответ: Согласно статье 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку бюджет Фонда на 2000 год, утвержденный указанным Законом, включает в себя доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведенная норма относится и к взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исходя из изложенного, абзацы 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающие иные размеры пени и штрафов, применению не подлежат.

Вопрос 4. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено непринятие к зачету в счет страховых взносов страхователя сумм незаконных расходов. Учитываются ли в связи с этим расходы, не принятые к зачету, в составе недоимки, на которую начисляются пени.

Ответ: Право исполнительных органов Фонда не принимать к зачету в счет страховых взносов расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства, закреплено в статье 11 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 (с последующими изменениями и дополнениями), и Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации вопросы расходования средств обязательного социального страхования не регулирует, поэтому в указанной части необходимо применять вышеназванные нормативные правовые акты.

При выявлении расходов, произведенных страхователем с нарушением установленных правил, такие расходы в счет страховых взносов не принимаются и, следовательно, на соответствующую сумму у страхователя образуется недоимка по платежам, подлежащим перечислению на счет Фонда (пункт 2.2.7 Порядка назначения, проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации и принятия мер по их результатам, утвержденного Постановлением Фонда от 11.02.2000 N 19). Указанная недоимка взыскивается с начислением пени в порядке, определенном Постановлением Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".

Вопрос 5. Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с банка, обслуживающего страхователя, сумм страховых взносов, списанных с расчетного счета страхователя, но не поступивших на счет отделения по вине этого банка, и обосновало свои требования ссылкой на ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правильно ли выбрано правовое основание для предъявления иска.

Ответ: Отношения по зачислению банками средств, поступающих в уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, являются публично-правовыми, и к ним не могут применяться нормы Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

При предъявлении исков к банкам о взыскании страховых взносов и пеней следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации: в частности, ст. 60 НК РФ, устанавливающей, что банки обязаны исполнять поручение клиента (страхователя) на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды.

Вопрос 6. С какой даты начинается исчисление шестимесячного срока давности взыскания санкции, предусмотренного ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов", - с даты составления акта или с даты окончания проверки.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ и п. 4.10 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 исполнительные органы Фонда могут обратиться в суд с иском о взыскании финансовой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, срок давности взыскания санкций начинает течь со дня составления акта.

Вопрос 7. В чем отличие составов правонарушений, предусмотренных в п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (ст. 116 НК РФ) и п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (ст. 117 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"). Могут ли финансовые санкции за эти правонарушения применяться одновременно.

Ответ: Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе, предусмотренные ст. ст. 116 и 117 НК РФ, являются самостоятельными видами налоговых правонарушений, за совершение каждого из которых предусмотрен самостоятельный штраф. Однако, так как составы данных налоговых правонарушений являются сходными и ст. 117 НК РФ ужесточает ответственность за деяние, предусмотренное ст. 116 НК РФ, если оно сопровождалось ведением деятельности, страхователь не может быть привлечен к ответственности одновременно по ст. 116 и ст. 117 НК РФ.

В соответствии со ст. 116 НК РФ и п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 за нарушение страхователем срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока, в течение которого страхователь не исполнял возложенную на него обязанность (до 90 дней - штраф в размере 5 000 рублей; более 90 дней - штраф в размере 10 000 рублей). При этом по смыслу данных положений предполагается, что страхователь, к которому применяются эти меры ответственности, деятельность не ведет.

Если же страхователь осуществляет деятельность, то он должен быть привлечен к ответственности по ст. 117 НК РФ (п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1, ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"), в соответствии с которой за ведение деятельности организацией без постановки на учет в исполнительном органе Фонда взыскивается штраф, размер которого зависит от срока ведения такой деятельности.

Вопрос 8. С какого времени начинается отсчет 90 дней, указанных в ч. 2 ст. 116 НК РФ (п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1).

Ответ: В п. 4.1 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 в соответствии с ч. 2 ст. 116 НК РФ установлена мера ответственности за нарушение страхователем срока подачи заявления о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда на срок более 90 дней.

Согласно ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" срок для подачи указанного заявления в настоящее время составляет 10 дней.

Таким образом, 90-дневный срок для применения санкции, установленной ч. 2 ст. 116 НК РФ, отсчитывается начиная с первого дня, следующего за истечением этого десятидневного срока.

Вопрос 9. Каким образом должен определяться размер штрафа за ведение деятельности без регистрации в исполнительном органе Фонда (ст. 117 НК РФ, ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" и п. 4.2 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1) в случае, если такая деятельность велась более 90 дней.

Ответ: При определении размера штрафа в случае, если страхователь осуществлял деятельность без регистрации в исполнительном органе Фонда более 90 дней, применяется прогрессивная шкала. Размер штрафа в этом случае составит 10% выплат, начисленных в пользу работников за 90 дней деятельности, но в любом случае не менее 20 000 рублей, + за последующий период деятельности (с 91 дня) 20% выплат, начисленных в пользу работников.

Вопрос 10. На практике довольно часто имеют место случаи, когда организация ведет деятельность, но при этом выплат в пользу работников не начисляет. В каком размере в этом случае взимается штраф в соответствии со ст. 117 НК РФ и ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".

Ответ: Если организация, осуществляя деятельность, не производила начислений заработной платы и других выплат в пользу работников, то с нее взимается штраф в размере 20 000 рублей.

Вопрос 11. Применяется ли штраф в размере 100 рублей в соответствии со ст. 119 НК РФ и п. 4.3 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 (за непредставление в установленный срок расчетной ведомости) в отношении страхователей, у которых не было начисления страховых взносов.

Какая база должна применяться для начисления финансовых санкций в соответствии с указанной статьей НК РФ, если страхователем были своевременно представлены расчетные ведомости за I квартал и I полугодие, но с опозданием за 9 месяцев текущего года. Следует ли рассматривать в данном случае в качестве базы для определения размера штрафа только начисления страховых взносов отчетного квартала или иную базу.

Ответ: В соответствии со ст. 119 НК РФ и п. 4.3 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1 за непредставление страхователем в установленный срок расчетной ведомости по средствам социального страхования взыскивается штраф, исчисляемый в процентном отношении от причитающейся к уплате на основе указанной расчетной ведомости суммы страховых взносов. При этом применяется тот же принцип "прогрессивной шкалы", что и при определении размера штрафа в соответствии со ст. 117 НК РФ. Соответственно, если у страхователя при непредставлении в установленный срок расчетной ведомости в течение более 180 дней отсутствует база для начисления соответствующей п. 2 ст. 119 НК РФ штрафной санкции, с него должен быть взыскан минимальный размер штрафа - 100 рублей, установленный п. 1 ст. 119 НК РФ.

В случае если страхователь, представивший своевременно расчетные ведомости за I квартал и I полугодие текущего года, представил с опозданием расчетную ведомость за 9 месяцев текущего года, то взыскание штрафа в соответствии с данной статьей производится в размере, определяемом в процентном отношении к сумме страховых взносов, причитающихся к уплате в III квартале текущего года.

Вопрос 12. Какая база должна применяться для начисления финансовой санкции в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 4.4 Постановления Фонда от 10.01.2000 N 1) в отношении страхователя, занизившего базу для начисления страховых взносов. Каким образом необходимо применять данную статью в том случае, когда занижение базы для начисления страховых взносов было допущено в первом и втором месяце отчетного квартала, а в третьем месяце - наоборот, база была завышена.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Взыскание штрафов в соответствии с данной статьей производится с суммы страховых взносов, доначисленных на сумму заниженной базы для начисления страховых взносов (выплат в пользу работников).

Взыскание штрафа осуществляется за каждый истекший месяц, в котором допущено нарушение. Таким образом, в акте выездной проверки проверяющим отражаются суммы штрафов по каждому нарушению, исчисленные помесячно. Суммы излишне перечисленных страховых взносов могут быть зачтены исполнительными органами Фонда в счет погашения недоимки по страховым взносам либо в счет начисленных пени, а также по заявлению страхователя в счет предстоящих платежей.

Вопрос 13. Должен ли исполнительный орган Фонда устанавливать наличие умысла у страхователя, допустившего неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения установленной базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий, для взыскания финансовой санкции, установленной в ч. 3 ст. 122 НК РФ.

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Вывод о наличии умысла в действиях страхователя делается в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств. Об умышленной неуплате или неполной уплате страховых взносов, например, могут говорить следующие обстоятельства: страхователь вообще не платит страховые взносы и не сдает расчетные ведомости либо сдает "нулевые" расчетные ведомости несмотря на то, что ведет активную хозяйственную деятельность; страхователь ведет двойную бухгалтерию, страхователь использует фиктивные документы (составляет задним числом от лица организаций и граждан, которые их никогда не подписывали); страхователь скрывает документы, подтверждающие начисление выплат в пользу работников в ходе проводимой исполнительным органом Фонда проверки и т.д.

Исходя из изложенного, а также учитывая то, что в соответствии со ст. ст. 101, 104 НК РФ органы внебюджетных фондов по результатам проведенной ими проверки страхователя принимают решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение налогового правонарушения и обращаются с исковым заявлением в суд о взыскании с него соответствующей налоговой санкции, исполнительный орган Фонда должен самостоятельно, до обращения в суд, определить, с учетом фактических обстоятельств на месте, форму вины страхователя и соответственно размер штрафной санкции, подлежащей взысканию с данного страхователя.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области