Письмо Госналогслужбы РФ от 05.03.1994 N ВГ-6-14/72 (ред. от 11.07.1995) "Об отдельных вопросах применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства" (вместе с "Разъяснениями по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства")


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 марта 1994 г. N ВГ-6-14/72

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым органам в применении законодательства Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

Указанные Разъяснения, основанные на законодательных и иных нормативных актах, действовавших по состоянию на 1 октября 1993 г. (кроме абзацев 2 и 3 пункта 1 и пункта 33), не являются ведомственным нормативным актом, а носят методологический характер.

Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.В.ГУСЕВ

Приложение
к письму Государственной налоговой
службы Российской Федерации
от 5 марта 1994 г. N ВГ-6-14/72

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ
МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ
НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Настоящие Разъяснения разработаны с учетом запросов, поступивших от налоговых органов и заданных на семинарах - совещаниях.

Общие вопросы

1. Дано ли право руководителям налоговых органов отменять или снижать размер взысканных санкций за нарушения налогового законодательства?

Руководителям налоговых органов не предоставлено право отменять или снижать размер штрафных санкций, примененных в соответствии с налоговым законодательством.

Согласно пункту 30 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней" органам Государственной налоговой службы Российской Федерации предоставлено право отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушения налогового законодательства в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты штрафов установлен Приказом Госналогслужбы России от 10.02.94 N ВГ-3-14/10.

2. Применяются ли финансовые санкции по результатам проведения вышестоящим налоговым органом комплексных проверок городских (районных) инспекций за нарушения налогового законодательства, не выявленные ими ранее?

В случаях, когда вышестоящей налоговой инспекцией при проведении комплексной проверки работы городской (районной) госналогинспекции у налогоплательщиков, проверенных ранее данной налоговой инспекцией за тот же ревизуемый период, устанавливаются нарушения налогового законодательства, которые не были выявлены ранее, санкции к налогоплательщикам применяются в том же порядке, что и по результатам проверок (районной) городской налоговой инспекцией.

При этом право принимать решение в рамках действующего законодательства по результатам проверки в отношении как налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, так и в отношении должностных лиц налоговой инспекции, не принявших мер по своевременному выявлению нарушений, предоставлено руководителю вышестоящей налоговой инспекции.

3. В каком порядке и какие санкции могут быть применены к предприятию по результатам камеральной проверки его отчетов?

По результатам проведения камеральных проверок отчетов и расчетов налогоплательщиков в случае установления фактов нарушения налогового законодательства налоговые органы имеют право применять штрафные санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также частью пятой статьи 9, частями третьей и пятой статьи 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц".

Проверки отчетов и расчетов налогоплательщиков, проводимые в налоговых органах, осуществляются по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующими инструкциями. По результатам таких проверок возможно доначисление налога, а также применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, 10-процентная санкция за несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени за несвоевременное перечисление налогов). По таким нарушениям руководители налоговых органов принимают решение на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов.

Другие санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно статье 19 Положения "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 1991 г. N 340, применяются руководителями налоговых органов по актам проверок предприятий, учреждений и организаций.

4. Могут ли быть применены финансовые санкции к предприятию, если у него по лицевому счету имеется переплата по налогу?

Наличие переплаты по лицевому счету плательщика, нарушившего налоговое законодательство, не является основанием для неприменения к нему предусмотренных законом финансовых санкций.

5. При документальных проверках предприятий в 1993 году установлены нарушения по налогу на прибыль за 1992 год. В каком порядке применяются санкции - по законодательству, действовавшему на момент проверки или на момент нарушения?

Штрафные санкции за сокрытие (занижение) дохода (прибыли) следует применять по закону, действовавшему во время совершения правонарушения.

6. Какие штрафные санкции могут применяться к предприятиям и их должностным лицам, нарушившим порядок удержания или перечисления в бюджет сумм подоходного налога с физических лиц?

При установлении фактов нарушения порядка перечисления подоходного налога в бюджет, установленного статьей 9 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", к нарушителям применяются меры ответственности, предусмотренные частью пятой этой статьи.

В соответствии со статьей 21 указанного Закона с предприятий, учреждений и организаций, своевременно не удержавших, удержавших не полностью или не перечисливших в бюджет суммы налогов, в бесспорном порядке взыскиваются указанные суммы, а также штраф в размере 10 процентов этих сумм. Кроме того, за несвоевременное перечисление налога с предприятий взыскивается пеня в размере 0,3 процента за каждый день просрочки.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" руководители предприятия за неправильное удержание подоходного налога с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и несвоевременное перечисление удержанных сумм в бюджет привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

7. Имеет ли право предприятие, не согласное с решением госналогинспекции и действиями ее должностных лиц, обратиться непосредственно с иском в арбитражный суд, не обжаловав предварительно решения и действия этих лиц в вышестоящий налоговый орган?

Предприятие по своему выбору может:

в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" обжаловать решение госналогинспекции в порядке подчиненности в вышестоящие налоговые органы;

либо в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 N 3119-1) и статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявить иск в арбитражный суд о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке по решению налоговой инспекции.

8. Налагаются ли по результатам документальной проверки штрафные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", если причиной нарушения налогового законодательства послужила небрежность, неопытность или счетная ошибка работника?

Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства не ставится в зависимость от того, имелся ли в действиях соответствующих работников организации - налогоплательщика умысел или нарушение допущено вследствие их небрежности, недостаточной квалификации и т.п.

9. Можно ли применять санкции, установленные налоговым законодательством, к организациям, являющимся сборщиками налогов?

Предприятия, учреждения, организации, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность удерживать суммы налогов с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет, являются сборщиками налогов. Сборщики налогов не могут быть привлечены к ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям, перечисленным в статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако сборщики налогов несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет конкретных видов налогов в случаях, предусмотренных соответствующими налоговыми законами.

В частности, статьей 21 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что предприятия, учреждения и организации, виновные в несвоевременном или неполном удержании суммы налогов с физических лиц или в неперечислении их в бюджет, несут ответственность в соответствии с указанной статьей.

10. Каким образом налоговые органы должны привлекать к ответственности предприятия за осуществление торговли без временного патента или торговли винно - водочными изделиями и пивом без лицензии?

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 и пунктом 4 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" размер сбора за право торговли и сбора за право торговли винно - водочными изделиями и пивом определяется районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти. Исполняя решения об ответственности предпринимателя за осуществление торговли без временного патента или торговли винно - водочными изделиями и пивом без лицензии, налоговые органы должны руководствоваться статьей 49 ГК РСФСР на основании материалов, представленных местными органами контроля за торговлей, образованными в соответствии с пунктом 6 статьи 62 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации".

11. Утратил силу. - Письмо Госналогслужбы РФ от 11.07.95 N ВГ-6-01/378.

Сокрытие или занижение объекта налогообложения

12. По результатам документальной проверки, проведенной на предприятии впервые, выявлено занижение прибыли за 1992 год и I квартал 1993 года. Можно ли занижение прибыли за I квартал 1993 г. считать повторным нарушением и применять соответствующие санкции?

Нарушение (сокрытие или занижение прибыли) считается повторным, если налогоплательщик в течение года с момента применения санкции вновь допустил аналогичное нарушение. В данном примере по первому случаю (за 1992 г.) санкции ранее применены не были, следовательно, нарушение в I квартале 1993 г. не считается повторным.

13. По отчету за год, представленному предприятием в налоговую инспекцию, показан убыток 1000 тыс. руб. Документальной проверкой установлено неправильное отнесение затрат на себестоимость в сумме 1900 тыс. руб.; соответственно прибыль за отчетный год должна составить 900 тыс. руб. В каком размере взыскивается санкция за занижение прибыли?

В виде санкции взыскивается сумма заниженной прибыли 900 тыс. руб. и штраф в этом же размере.

14. Можно ли считать неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль как сокрытие (занижение) прибыли и применять финансовые санкции?

Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль не рассматривается как сокрытие (занижение) прибыли, в связи с этим финансовые санкции за неправильное исчисление льгот не применяются. В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога (письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Минфина Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и N 04-01-09).

В случае, когда налогоплательщик освобожден от уплаты определенного вида налога на конкретный срок, а затем он утратил право на такую льготу в проверяемом периоде и не уплачивает налог с момента утраты льготы, к нему применяются предусмотренные законом санкции в общеустановленном порядке (за период с момента прекращения льготы).

15. Предприятие вследствие допущенных ошибок в расчете завысило сумму налога на имущество и соответственно занизило прибыль. Взыскиваются ли в данной ситуации штрафные санкции за занижение прибыли?

Санкции за занижение прибыли в этом случае не применяются, а сумму завышения начисленного налога на имущество необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учете и отчетности.

16. Если по отчету предприятия показан убыток 200 тыс. руб., а по результатам документальной проверки подлежат уменьшению затраты на 200 тыс. руб., как исчисляется размер санкции за занижение прибыли?

Финансовый результат в данном случае равен нулю, в связи с этим санкции за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) с налогоплательщика не взыскиваются.

17. В результате проверки предприятия обнаружено занижение балансовой прибыли, в связи с этим к нему были применены в соответствии с действующим законодательством финансовые санкции.

Должно ли предприятие одновременно перечислять в бюджет сумму налога с заниженной балансовой прибыли?

В связи с установлением факта занижения балансовой прибыли с налогоплательщика взыскивается сумма заниженной прибыли и штраф в размере той же суммы.

На сумму занижения балансовой прибыли в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 35 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Минфина России от 10.03.92 N 10, должны быть внесены изменения в бухгалтерский учет и отчетность.

При этом изменения, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после утверждения отчетности), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

18. С 01.01.93 в состав налогооблагаемой прибыли не входит превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. Применяются ли финансовые санкции в случае искажения этого превышения?

Превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной с 01.01.93 стало самостоятельным объектом налогообложения и в случае его занижения с 1993 года наступает ответственность налогоплательщика как за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, т.е. взыскивается сумма налога и штраф в той же сумме.

19. Какие санкции могут быть применены к налогоплательщику, получившему выручку в результате прямого обмена или реализации товаров по цене ниже себестоимости, но не обсчитавшему выручку для целей налогообложения исходя из рыночных цен аналогичной продукции?

При установлении фактов занижения выручки для целей налогообложения в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости взыскивается сумма налога и штраф в размере той же суммы.

20. За нарушение порядка зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке предприятие было подвергнуто штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте. Указанная выручка не была отражена в бухгалтерском учете. Может ли налоговая инспекция в этом случае одновременно применить к налогоплательщику также санкции за занижение прибыли?

Взыскание с предприятия штрафа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части выручки и взимания экспортных пошлин" за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации не освобождает его от санкций, предусмотренных налоговым законодательством за занижение прибыли.

21. При проведении документальной проверки многопрофильного предприятия, уплачивающего в бюджет налог на прибыль по различным ставкам (32% и 45%), установлено занижение прибыли по одному виду деятельности и завышение суммы прибыли по другому виду. Учитываются ли при наложении санкции за занижение прибыли результаты деятельности в целом по предприятию?

В соответствии с пунктом 13 Инструкции N 4 Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 6 марта 1992 г. (в редакции Изменений и дополнений от 27 августа 1992 г. N 2), если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.

При занижении дохода (прибыли) предприятием, имеющим несколько видов деятельности, санкции за занижение объекта налогообложения применяются по каждому виду деятельности, по которому допущено нарушение, независимо от финансовых результатов по предприятию в целом.

22. Применяются ли при проверках за 1993 год санкции, предусмотренные статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", при выявлении занижения налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда к предприятию, освобожденному в соответствии с законодательством от уплаты в бюджет налога на прибыль?

Санкции за нарушение налогового законодательства в данной ситуации не применяются. Поскольку в 1993 году в соответствии с пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предприятия, полностью освобожденные от уплаты в бюджет налога на прибыль, имеющие превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, не уплачивали в бюджет налог с суммы превышения этих расходов.

23. Налогоплательщиком допущены нарушения в учете объекта налогообложения по налогу на имущество предприятий, но данное нарушение не повлекло за собой занижения дохода. Взыскивается ли в этом случае штраф в размере 10 процентов доначисленных сумм налога?

В рассматриваемом случае штраф применять не следует, так как согласно пункту 1 "б" статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность налогоплательщика в виде штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм налога за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка предусмотрена только в тех случаях, когда упомянутые нарушения повлекли за собой занижение дохода за проверяемый период.

24. Каков порядок применения 10-процентной санкции за отсутствие учета объекта налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка по результатам проверок за 1991 - 1992 годы, проводимым в 1993 году?

Измененные санкции, внесенные Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", применяются с момента введения их в действие, т.е. с 1 января 1993 года.

Однако дважды проведенные в течение 1992 года изменения Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и порядка исчисления 10-процентной санкции за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, усложнили применение указанной санкции за нарушения, допущенные в 1991 - 1992 годах и установленные проверками в 1993 году.

В этих условиях рекомендуется применять указанную финансовую санкцию в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе в РСФСР" в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка.

Санкции за непредставление или несвоевременное
представление в налоговый орган документов, необходимых
для исчисления, а также для уплаты налога

25. Каков порядок исчисления штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога?

При применении этой санкции штраф исчисляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Срок уплаты очередного платежа по отношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога.

Размер платежа по очередному сроку следует определять по конкретному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который несвоевременно представлены налоговому органу соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по видам налога и др.).

Превышение фактических платежей налога против причитающихся бюджету по расчету не учитывается.

26. Срок уплаты платежей в бюджет по налогу на прибыль по годовому отчету за 1992 год - 10 марта 1993 года. Предприятие представило в госналогинспекцию годовую бухгалтерскую отчетность и расчет 4 марта 1993 года. Следует ли применять штраф за несвоевременное представление расчета налога на прибыль?

Да, следует, так как расчеты сумм налога на прибыль должны быть представлены налоговым органам в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов (для отчетности за 1992 год срок представления 1 марта 1993 года).

27. Применяется ли 10-процентная финансовая санкция за несвоевременное представление платежных поручений в банк на уплату налога в 1992 году за случаи, выявленные при проверках 1993 года?

В этих случаях санкция не применяется. О неприменении санкции за несвоевременную сдачу в банк поручения на уплату налога сообщено письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 03.03.93 N ВГ-6-14/104.

28. Правомерно ли применение 10-процентной санкции за непредставление или несвоевременное представление справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли?

Неправомерно (письмо Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам и Госналогслужбы Российской Федерации от 20.05.93 N 51/1035 и N ВГ-4-01/105н).

29. Применяется ли 10-процентная санкция за непредставление расчета выручки, полученной в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, составляемого в соответствии с пунктом 8 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"?

В соответствии с указанным пунктом этот расчет является документом, необходимым для исчисления и уплаты налога, поэтому непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган этого расчета влечет наступление ответственности в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

30. Сводный расчет земельного налога на 1992 год представлен налогоплательщиком в налоговую инспекцию 20 июля (Инструкцией по применению Закона РСФСР "О плате за землю" установлен срок 1 июля). Согласно расчету всего подлежит уплате налога 100 тыс. руб. в следующие сроки: до 15 сентября - 60 тыс. руб. и до 15 ноября - 40 тыс. руб. В каком размере взыскивается штраф за несвоевременное представление в налоговый орган расчета по земельному налогу?

Штраф за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, взыскивается в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. В приведенном случае очередным сроком является 15 сентября, следовательно, сумма штрафа составит 6 тыс. руб.

31. Налогоплательщик представил в налоговый орган бухгалтерский баланс, однако не уплатил налог на имущество предприятий и не представил расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества. Считается ли данный факт сокрытием объекта налогообложения и какие финансовые санкции применяются в данном случае к налогоплательщику?

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия. Отражение стоимости имущества предприятия в балансе свидетельствует о том, что объект налогообложения не сокрыт.

При условии достоверно составленного баланса с налогоплательщика взыскивается сумма налога на имущество, причитающаяся к уплате в бюджет по сроку платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Кроме того, взыскивается штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления налога.

Пени за несвоевременную уплату налога

32. Относятся ли суммы пени, начисляемые за несвоевременную уплату налоговых платежей и сборов, к санкциям за нарушение налогового законодательства и как они отражаются в бухгалтерском учете?

Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства установлена статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", первым пунктом которой определен перечень взыскиваемых финансовых санкций (сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли)), штрафов, пени за задержку уплаты налога и других санкций, отражаемых налогоплательщиком по строке 390 "Экономические санкции" формы 2 годового бухгалтерского отчета предприятия (письмо Минфина России от 24.06.92 N 48, пункт 3.14 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия).

В соответствии с Инструкцией N 4 Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть должны отражаться по дебету счета 81.

33. В каком порядке и в каком размере начисляется пеня за задержку уплаты налоговых платежей?

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" пеня взыскивается с налогоплательщика в размере 0,3 процента (0,7 процента с 22.12.93 - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней") неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если Законом не предусмотрены иные размеры пени.

В случае задержки уплаты налоговых платежей по вине банка или кредитного учреждения с них взыскивается пеня в размере 0,2 процента (0,7 процента - с 22.12.93) в порядке, установленном частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

34. Взыскивается ли пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций?

Пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства не начисляется.

35. Срок уплаты налога 5 октября, акционерное общество уплатило налог 12 октября; 7 и 8 были выходными днями. Исключаются ли выходные дни при подсчете дней просрочки платежа?

Нет, не исключаются. Только в случае, если срок, установленный для уплаты налога, совпадает с выходным или праздничным днем, он переносится на следующий рабочий день.

36. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" установлен новый размер пени за каждый день просрочки платежа. Применяется ли ставка пени 0,3% за допущенные в 1992 году случаи задержки платежей?

Согласно статье 4 названного Закона пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа применяется за нарушения сроков, допущенные после 1 января 1993 года.

Административные штрафы

37. Как должна действовать налоговая инспекция в случаях отказа виновных должностных лиц от добровольной уплаты начисленных сумм административных штрафов?

В соответствии со статьей 286 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также статьей 338 и главой 39 Гражданского процессуального кодекса РСФСР налоговые органы должны направить в срок не более 3 месяцев постановление о наложении административного штрафа на должностных и иных физических лиц в районный (городской) народный суд с сопроводительным письмом на имя председателя суда, содержащим просьбу об удержании суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка виновного лица (письмо Госналогслужбы России от 06.04.93 N ЮУ-6-08/132 "О порядке исполнения постановлений налоговых органов о взыскании административных штрафов с должностных лиц предприятий, организаций, учреждений за нарушения налогового законодательства").

38. Налагается ли штраф на руководителей органов, уполномоченных совершать нотариальные действия, за непредставление либо несвоевременное представление ими в соответствующую налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?

С 1 января 1993 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изменениями, внесенными в нее Законами Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" и от 06.03.93 N 4618-1 "О внесении изменений и дополнений в Законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", Законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц") предусмотрено наложение административного штрафа на руководителей вышеупомянутых органов в размере пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

39. В каких размерах налагаются административные штрафы на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения налогового законодательства? Можно ли при этом руководствоваться Кодексом РСФСР об административных правонарушениях?

При наложении административных штрафов на должностных лиц за нарушения налогового законодательства следует руководствоваться пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", статьями 4, 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

Закон Российской Федерации от 14.07.92 N 3293-1 "О порядке пересчета размера штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях", не распространяется на пункт 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.02.93 N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года" в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" внесены следующие изменения: в пункте 12 статьи 7 слова "от 200 до 500 рублей" заменены словами "от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда", слова "от 250 до 500 рублей" заменены словами "от двух с половиной до пяти минимальных размеров оплаты труда", слова "от 500 до 1000 рублей" заменены словами "от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда". Указанный Закон введен в действие со дня его опубликования - 19 марта 1993 г.

40. В каком размере производятся отчисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы Российской Федерации от суммы взысканных административных штрафов?

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и поступлений в республиканский бюджет" и пунктом 12 Временного положения о порядке образования и использования централизованного фонда социального развития Госналогслужбы Российской Федерации, утвержденного Приказом Госналогслужбы России от 14.10.92 N ИЛ-3-10/596, отчисления в централизованный фонд социального развития производятся в размере 30 процентов от сумм штрафов и других санкций, взысканных за нарушение налогового законодательства, в том числе и от административных штрафов.

41. Какими нормами законодательства об административных правонарушениях следует руководствоваться - действовавшими на момент совершения правонарушения или действующими на момент обнаружения?

В соответствие со статьей 9 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время совершения правонарушения.

42. Как исчислять размер административного штрафа за нарушения налогового законодательства?

При исчислении административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует использовать минимальный размер оплаты труда, существовавший во время совершения правонарушения.

43. Можно ли налагать на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные штрафы за несвоевременное представление платежных поручений на уплату?

В соответствии с письмом Госналогслужбы Российской Федерации от 03.03.93 N ВГ-6-14/104 "О порядке применения финансовой санкции" несвоевременное представление в учреждение банка платежного поручения на уплату налога с 01.01.93 не относится к нарушениям, ответственность за которые предусмотрена подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В связи с этим применять меры административного воздействия к должностным лицам предприятий, учреждений и организаций за несвоевременное представление платежных поручений на уплату налогов в учреждения банка не следует.

44. Кто может быть привлечен к административной ответственности - начальник расчетно - кассового центра, допустивший нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае открытия счетов Пенсионному фонду Российской Федерации и другим фондам, счетов бюджетным организациям и несообщивший налоговому органу об открытии этих счетов, или начальник главного управления Центрального Банка России по соответствующей области?

В соответствии со статьями 2 и 8 Временного типового положения о расчетно - кассовых центрах территориальных Главных управлений Центрального банка Российской Федерации (Банка России), утвержденного Советом Директоров Банка России 26.04.91, в расчетно - кассовом центре открываются, переоформляются и закрываются вышеназванные счета, а начальник расчетно - кассового центра несет персональную ответственность за соблюдение законодательства при выполнении функций, возложенных на расчетно - кассовый центр.

По этой причине за нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда может быть привлечен начальник расчетно - кассового центра, а не начальник соответствующего территориального главного управления Центрального Банка России.

Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
Н.В.ИВАНОВ

Заместитель начальника
Контрольного управления
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы III ранга
А.И.ВАСИЛЬКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области