Письмо Госстроя РФ от 22.10.1993 N БЕ-19-21/12 "О концепции ценообразования в строительстве в условиях развития рыночных отношений"


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО
от 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12

О КОНЦЕПЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В связи с коренными изменениями в экономике народного хозяйства, происходящими в Российской Федерации, Госстрой России направляет Основные положения (концепцию) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений, где предусмотрены главные направления политики ценообразования в строительном комплексе и перестройки действующей системы определения стоимости строительства. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы, обеспечения методологического единства в составлении сметной документации и формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развивающегося рынка.

Председатель
Е.В.БАСИН

Приложение

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ)
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и сметного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (неизменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных министерств (ведомств), а последними - по подведомственным строительно - монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики.

Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в т.ч. Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные направления и задачи перестройки действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемой при координации и под методическим руководством Госстроя России. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвестиционного процесса в перспективах совершенствования системы, направленных на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого на территории Российской Федерации, и при формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отношений в строительно - инвестиционном комплексе. Положения концепции ориентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности.

Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусматривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

1. Общие положения

1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в строительстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации, органически вписывающейся в общую экономическую политику государства.

Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются:

формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование через цены на отдельные виды ресурсов;

обеспечение полного набора сметных нормативов (элементных и укрупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности;

определение стоимости строительства на разных этапах инвестиционного цикла.

При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:

гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;

возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов и других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;

соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продукцию;

рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;

возможность более широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.

1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проектно - сметной документации на строительство рекомендуется руководствоваться действующими положениями по составу, порядку разработки, согласования и утверждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в виду, что стадийность (сочетание стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико - экономического обоснования (ТЭО) строительства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии разработки документации для строительства.

1.3. Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложения на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.

Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации.

При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами.

Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

1.5. Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, - это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др. Прямые методы - это установление фиксированных цен (или коэффициентов их изменения) и предельных цен на отдельные виды ресурсов, применяемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, и в первую очередь, на продукцию предприятий и организаций - монополистов, занимающих доминирующее положение на региональном рынке.

2. Система определения стоимости строительства
в новых условиях

2.1. Для принятия решения об инвестировании и для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять:

при разработке предпроектной или проектно - сметной документации по заказу инвесторов - инвесторские сметы (расчеты, калькуляции издержек);

при подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на основании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации - расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика.

2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно - индексный, базисно - индексный, базисно - компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - аналогов и др.

Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономической ситуации.

Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства работ), данные о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.

Ресурсно - индексный метод - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.

Базисно - индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.

Базисно - компенсационный метод - это суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.), с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование стоимостных данных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный момент.

2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный период не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим структуре капитальных вложений и системе статистической и бухгалтерской отчетности. В структуре возможно объединение стоимости строительных и монтажных работ в единую графу "стоимость работ", а "стоимость оборудования" и "прочие затраты" целесообразно пока оставить без изменения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих (лимитированных) затрат.

В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение указанной структуры: из раздела "строительные и монтажные работы" в раздел "оборудование" перенести стоимость технологических трубопроводов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок и передаточных устройств, пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой всей сметно - нормативной (нормативно - информационной) базы.

2.4. В переходный период для определения стоимости строительства в составе сметных документов рекомендуется использовать сметно - нормативную (нормативно - информационную базу), введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых подходов к нормированию накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих затрат.

В новых условиях при определении сумм по накладным расходам имеется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм, рассчитанных в целом для конкретной строительной организации, либо с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укрупненных нормативов по видам строительства, либо по ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам. При этом допускается использование различных базисов для исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты труда рабочих - строителей и механизаторов.

Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивидуального размера для конкретной организации или рекомендуемого общеотраслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчисляться как от фонда оплаты труда, так и от сметной себестоимости работ). При этом затраты, связанные с инфраструктурой строительно - монтажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещаться при согласии заказчика за счет средств, предусмотренных в главе "Прочие работы и затраты" сводных сметных расчетов соответствующих строек.

Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных видов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.

Система сметных нормативов является составной частью общей системы нормативных документов в строительстве, в которую входят строительные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие документы (РДС). Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на федеральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того, допускается применение собственной нормативной базы пользователя.

В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая нормативная база для отрасли "Строительство", в полной мере отвечающая рыночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов как элементных, так и укрупненных, преимущественно с ресурсной структурой.

2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора рекомендуется приводить в двух уровнях цен:

в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью действующих сметных норм и цен;

в текущем или прогнозном уровнях, определяемых на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.

2.6. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определяться на основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированной по элементам технологической структуры капитальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Индексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости, имеющихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков, статистических наблюдений или устанавливаться органами, осуществляющими государственное регулирование цен в соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат (стоимость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.).

При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомендуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строительства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в базисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, определенных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно - технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.

Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации заказчика носит предварительный характер и используется при принятии решения о целесообразности данного строительства.

Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказчиком и подрядчиком.

В случае формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению заказчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается.

Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, устанавливаемом Роскомцен для продукции производственно - технического назначения. При этом в составе стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его приобретению, транспортные, заготовительно - складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется, исходя из его фактурной стоимости, указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческому курсу Центрального Банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт.

2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчика в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказчика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, составляются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных данных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в документах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сложившиеся для данной подрядной организации.

3. Порядок формирования свободных (договорных) цен
на строительную продукцию

3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.

3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это подрядчик.

При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, - на основании согласования ее между заказчиком и генподрядчиком.

В результате совместного решения оформляется протокол согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на строительство, который(ая) является неотъемлемой частью договора подряда.

3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.

3.4. После установления свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строительства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика.

4. Организация региональных центров
по ценообразованию в строительстве

4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определения стоимости строительства обеспечивается созданием всероссийской системы информационного обеспечения участников инвестиционного процесса и только при соответствующей организации региональных служб по ценообразованию. Госстрой России рекомендует создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, городах Москве и Санкт - Петербурге региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), основными задачами которых являются:

систематическая регистрация реального уровня текущих цен на производственные ресурсы;

расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продукцию и ресурсы, потребляемые в строительстве;

сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в эксплуатацию и запроектированных объектов;

разработка региональных сметных нормативов и укрупненных стоимостных показателей;

обработка указанной информации с изданием соответствующих бюллетеней и других материалов, предназначенных для использования участниками инвестиционного процесса.

4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачиваться на местах под руководством органов исполнительной власти и при методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет совместно с другими федеральными органами управления народным хозяйством работу по реализации единой технической и ценовой политики в капитальном строительстве.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области