Письмо Казначейства России от 09.12.2016 N 07-04-05/09-953 <О проведении проверок (ревизий) в отношении судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, управлений Судебного департамента в субъектах РФ>


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО
от 9 декабря 2016 г. N 07-04-05/09-953

Федеральное казначейство в связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства по вопросу проведения проверок (ревизий) в отношении судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - суды, Судебный департамент, органы) и с учетом письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.11.2016 N 09-06-09/69704 сообщает.

Основываясь на положениях статей 266.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внутренний государственный финансовый контроль призван обеспечить соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, всеми участниками бюджетного процесса.

Исходя из содержания статей 6, 152, 158, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, суды, Судебный департамент и его органы являются участниками бюджетного процесса и осуществляют бюджетные полномочия главных распорядителей, получателей средств федерального бюджета.

Следует отметить, что бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, не установлено исключений для перечисленных участников бюджетного процесса.

Федеральное казначейство полагает, что закрепленный в законодательстве Российской Федерации порядок проведения внутреннего государственного финансового контроля, в том числе в отношении судов, Судебного департамента и его органов, не может рассматриваться как посягательство на независимость судебной власти.

Так, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (часть 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", часть 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Статьей 4 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" установлено, что Судебный департамент и его органы призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

В этой связи Федеральное казначейство (его территориальные органы) при осуществлении полномочий в финансово-бюджетной сфере в отношении судов, Судебного департамента и его органов не осуществляет вмешательство в отправление правосудия.

С учетом изложенного полагаем, что у Федерального казначейства (его территориальных органов) имеются правовые основания для проведения проверок (ревизий) соблюдения судами, Судебным департаментом и его органами требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и использования ими средств федерального бюджета.

Аналогичная позиция распространяется на полномочия Федерального казначейства (его территориальных органов) по контролю, определенные частями 8 и 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Р.Е.АРТЮХИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области