МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
ПИСЬМО
от 21 декабря 2016 г. N 07-04-05/06-987
О НАПРАВЛЕНИИ
ОБЗОРА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТДЕЛОВ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА
Федеральное казначейство направляет в приложении обзор проблемных вопросов, возникающих в деятельности отделов внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства.
Р.Е.АРТЮХИН
Приложение
к письму Федерального казначейства
от "__" _______ 2016 г. N ____
ОБЗОР
ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛОВ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
N N п/п
|
Вопрос (в редакции территориального органа Федерального казначейства)
|
Позиция УВК(А)иОЭД
|
Вопросы, возникающие при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК), внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемыми контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении ими контрольной и аудиторской деятельности, утвержденными приказом Федерального казначейства от 31 марта 2016 г. N 73 (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 12 июля 2016 г. N 253) (далее - Стандарты)
|
||
1
|
В соответствии с требованиями Стандарта N 5 в целях составления Плана контрольно-аудиторское подразделение территориального органа Федерального казначейства обязано провести предварительный анализ данных об объектах проверки.
Следует ли результаты предварительного анализа оформлять документально?
|
В соответствии с требованиями пункта 1.5 раздела III Стандарта N 5 Стандартов контрольно-аудиторское подразделение ТОФК, ФКУ "ЦОКР" обязано проводить предварительный анализ данных об объектах проверки, в том числе о результатах осуществления внутреннего контроля за период, подлежащий проверке, а также о результатах проведения в отношении объектов проверки контрольных мероприятий контрольно-надзорными органами, в том числе Счетной палатой Российской Федерации (далее - предварительный анализ). По результатам проведения предварительного анализа контрольно-аудиторским подразделением осуществляется формирование годового плана внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год (далее - План).
Таким образом, результаты предварительного анализа оформлять иными документами не надо.
|
2
|
Имеет ли право руководитель ТОФК принять решение об изменении Плана проверок на очередной год путем исключения проверки из Плана, утвержденного не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году, при наличии объективных причин, возникших с момента его утверждения (изменение кадрового состава ОВКиА, наделение ОВКиА новыми функциями и т.п.), при условии соблюдения требований Стандартов о периодичности проведения проверок?
|
В соответствии с пунктом 1.9 раздела III Стандарта N 5 Стандартов изменения в План вносятся на основании решения руководителя ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иного уполномоченного лица) об изменении информации, подлежащей отображению в Плане, в том числе в связи с изменением перечня объектов проверки, путем утверждения новой редакции указанного документа.
Учитывая изложенное, при наличии объективных причин внесение изменений в План, в том числе путем исключения проверки из Плана, возможно при условии соблюдения требования о периодичности проведения проверок, установленного пунктом 1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов.
|
3
|
Можно включать проверяемый период в "(проверяемое направление деятельности объекта(ов) проверки (вопросы Программы проверки)" (для формы "Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки"), в "тему проверки" (для формы "Акт проверки") или необходимость указывать в данных формах проверяемый период отсутствует?
|
В формах документов "Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки" (приложение N 23 к Стандартам) (далее - Справка) и "Акт проверки" (приложение N 25 к Стандартам) (далее - Акт) предусмотрена строка: "в соответствии с Программой проверки_____", в которой в соответствии с требованиями Стандартов должны указываться реквизиты программы проверки.
К реквизитам программы проверки относятся ее наименование (заголовочная часть) и дата утверждения.
Согласно пункту 2.3.2 раздела III Стандарта N 5 Стандартов заголовочная часть программы проверки должна содержать указание на полное наименование объекта проверки и проверяемый период.
Таким образом, Стандартом N 5 установлено требование по указанию проверяемого периода в Справке и Акте по строке, предусматривающей указание реквизитов программы проверки.
|
4
|
При наступлении события - предоставление документов или направление Запроса-требования, необходимо ли проставить подпись, дату и время в отметке в гр. 3 формы Запрос-требования?
|
В соответствии с пунктом 3.2.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов при проведении проверки руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), членом контрольно-аудиторской группы в рамках возложенных полномочий направляется (при необходимости) руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) запрос-требование на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам по форме согласно приложению N 22 к Стандартам (далее - Запрос-требование).
Указаниями по заполнению формы "Запрос-требование на представление документов" (приложение N 22 к Стандартам) установлены обязательные к исполнению требования по заполнению данной формы, а именно:
в графе 3 формы проставляются подпись члена контрольно-аудиторской группы; дата, время направления запроса-требования на представление документов, копий баз данных ППО, доступа к иным информационным ресурсам (пункт 5 данных Указаний);
в графе 4 формы проставляются подпись уполномоченного лица объекта проверки, представившего документы; дата, время представления документов (пункт 6 данных Указаний).
Учитывая изложенное, выполнение установленных требований Стандартов является обязательным.
|
5
|
Факт невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), сформулированных по результатам предыдущих проверок, необходимо отражать в Справке в виде информации или оформить как нарушение (недостаток)?
|
Пунктом 4.1.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что для подтверждения нарушений (недостатков), выявленных в ходе проверки, необходимо приложить к Справке копии соответствующих заверенных документов, и (или) справочные (аналитические) таблицы, подписанные членами контрольно-аудиторской группы, осуществлявшими проверку по соответствующему направлению деятельности (вопросу Программы проверки), и, при необходимости, уполномоченными должностными лицами объекта проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки (далее - Отчет), протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, в адрес объекта проверки направляется информационное письмо, содержащее сведения о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) (далее - Указание).
Учитывая изложенное, в случае невыполнения объектом проверки предложений (рекомендаций), содержащихся в Указании, указанный факт отражается в Справке в виде нарушения (недостатка).
|
6
|
Следует ли включать в Указания объекту проверки информацию и рекомендации о необходимости устранения нарушений (недостатков), допущенных не объектом проверки, и правильным ли будет направление Указаний о необходимости устранения нарушений (недостатков) структурному подразделению (не объекту проверки), которым фактически были допущены эти нарушения, с последующей организацией контроля за их устранением?
|
Пунктами 4.1.3, 4.2.6, 5.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов предусмотрена возможность отражения в Справке, Акте и Отчете информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
В соответствии с пунктом 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР") руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
Пунктом 6.5 раздела III Стандарта N 5 Стандартов определены требования к содержанию Указания. В соответствии с данными требованиями информация, которая должна содержаться в Указании, касается исключительно объекта проверки.
Таким образом, в Указание, направленное руководителем ТОФК, ФКУ "ЦОКР" в адрес объекта проверки, не включается информация о нарушениях (недостатках), допущенных не объектом проверки.
|
7
|
Каков дальнейший механизм реализации выявленных при осуществлении контрольного мероприятия в объекте проверки нарушений и недостатков, допущенных не объектом проверки и отраженных в пункте 8 Отчета о результатах проверки (приложение N 26 к Стандартам)?
|
В соответствии с пунктом 5.12 раздела V Стандарта N 6 Стандартов протокол заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" должен содержать, в частности, перечень нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки, в отношении которых Контрольным советом ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (далее - Контрольный совет) принято решение о включении в протокол заседания Контрольного совета, а также решения Контрольного совета по поручениям должностным лицам и структурным подразделениям ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Таким образом, в случае рассмотрения на заседании Контрольного совета информации по выявленным при осуществлении проверки объекта проверки нарушений, допущенных не объектом проверки, протокол заседания Контрольного совета должен содержать соответствующие решения, в том числе предложения по поручениям должностным лицам структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР", допустивших указанные нарушения.
Решения в отношении таких должностных лиц, содержащиеся в протоколе заседания Контрольного совета, доводятся до должностных лиц структурных подразделений, не являющихся объектами проверки, для исполнения в установленном в ТОФК, ФКУ "ЦОКР" порядке.
|
8
|
Каким образом информацию о нарушениях, выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенные не объектом проверки, отражать в ППО AudPan по соответствующей проверке, если при разнесении результатов проверки указывается конкретный приказ на проверку и конкретное структурное подразделение, проверяемое в соответствии с данным приказом? Можно ли добавить произвольно то структурное подразделение, которое в данном случае не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете в соответствии с вышеуказанными пунктами?
|
Отчетность о работе контрольно-аудиторских подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" ежеквартально представляется в Федеральное казначейство по формам отчетности, установленным приказом Федерального казначейства от 3 октября 2013 г. N 224 "Об установлении форм и сроков представления отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства" (далее - приказ Федерального казначейства N 224).
Порядком заполнения установленных форм отчетности о работе контрольно-аудиторских подразделений территориальных органов Федерального казначейства (приложение N 4 к приказу Федерального казначейства N 224) не предусмотрено включение в Отчет о проведенных мероприятиях внутреннего контроля (аудита) (ф. 0531501) и в Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях Федерального казначейства (ф. 0531503) информации о нарушениях (недостатках), выявленных при осуществлении проверки объекта проверки, допущенных не объектом проверки.
Соответственно в ППО AudPan не представляется возможным добавление информации о структурном подразделении, которое не является объектом проверки, но по которому выявлены нарушения и зафиксированы в Справке, Акте, Отчете.
|
9
|
Какими критериями следует руководствоваться при указании сведений о значимых казначейских рисках, учитывая количественное измерение значимости риска указанное в Классификаторе внутренних рисков?
|
В соответствии с пунктами 4.1.3, 4.2.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в Справке и в Акте излагается информация о значимых казначейских рисках (в том числе бюджетных), а также предложения и рекомендации по принятию мер по их минимизации.
Приказами Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 376, N 380 утверждены классификаторы внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности территориальных органов Федерального казначейства (далее - Классификатор(ы) рисков), действующие с 1 января 2016 года.
Классификаторы рисков содержат информацию о значимости (0,5; 0,8; 1,0 единиц) каждого внутреннего (операционного) казначейского риска. Указанная в Классификаторах рисков информация о внутренних (операционных) казначейских рисках должна быть использована ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при самостоятельном формировании информации о значимых казначейских рисках в процессе составления Справки, Акта.
|
10
|
Будет ли являться нарушением, если руководитель объекта проверки (иное уполномоченное лицо) ознакомится со Справкой ранее указанного пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 времени?
|
В соответствии с пунктом 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов Справка передается для ознакомления под роспись руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) на срок, установленный руководителем контрольно-аудиторской группы, но не менее чем на 5 часов (в пределах рабочего времени).
Если руководителю объекта проверки (иному уполномоченному лицу) было предоставлено не менее 5 часов (в пределах рабочего времени) для ознакомления со Справкой, при этом фактически время ознакомления составило менее 5 часов, то данный факт не может являться нарушением вышеуказанных требований Стандарта N 5 Стандартов.
|
11
|
Необходимо ли направлять Справку руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС, если проверка проводится по нескольким направлениям деятельности сотрудниками ОВКиА, находящимися территориально в одном здании, или же достаточно передать ее на бумажном носителе?
|
В соответствии с пунктом 4.1.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки, либо комбинированной проверки (если камеральный этап проверки следует за выездным), скан-копия Справки, подписанной членом контрольно-аудиторской группы, ответственным за ее оформление, передается руководителю контрольно-аудиторской группы посредством электронной почты ЗКВС на выделенный адрес с уведомлением о доставке и прочтении сообщения получателем.
Согласно пункту 4.1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки объекта проверки, находящегося с членами контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), подписание и представление материалов проверки осуществляется в порядке, предусмотренном для выездной проверки.
Учитывая изложенное, в случае нахождения при осуществлении контрольного мероприятия членов контрольно-аудиторской группы в одном здании (в шаговой доступности), передача Справки членами контрольно-аудиторской группы руководителю контрольно-аудиторской группы может осуществляться на бумажном носителе.
|
12
|
Каким образом члены контрольно-аудиторской группы должны визировать Акт? Подразумевается визирование как подписание документа или, в соответствии с требованиями пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206, визы проставляются на оборотной стороне последнего листа документа?
Как оформить визирование Акта проверки членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, если в приложении N 25 не предусмотрено визирование членами контрольно-аудиторской группы?
|
В соответствии с пунктом 4.2.10 раздела III Стандарта N 5 Стандартов каждый экземпляр Акта подписывается руководителем контрольно-аудиторской группы (ответственным работником), при этом в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Визирование Акта осуществляется с соблюдением требований пункта 3.2.14 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27 мая 2011 г. N 206, с проставлением всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке, своей подписи с ее расшифровкой (инициалы, фамилия) и наименования замещаемой должности.
|
13
|
В соответствии с требованиями подпункта 4.2.10 пункта 4.2 "Оформление акта проверки" подраздела 4 "Оформление результатов проверки" раздела III Стандарта N 5 в случае, если руководителем контрольно-аудиторской группы при проведении выездной проверки либо комбинированной проверки (если выездной этап следует за камеральным) принято решение об отсутствии необходимости в составлении Справок, Акт визируется всеми членами контрольно-аудиторской группы, принимавшими участие в проверке с указанием разделов (вопросов Программы проверки), ответственными за проверку которых являлись соответствующие члены контрольно-аудиторской группы.
Следует ли из вышесказанного, что в приказе о назначении проверки окончание срока проверки для всех участников контрольно-аудиторской группы должно быть единым?
|
Согласно пункту 4.2.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов сроком проведения проверки, указанным в Акте, является период с даты начала проведения проверки по дату окончания проверки включительно в соответствии с приказом о назначении проверки.
Учитывая изложенное, срок проведения проверки является единым для всех его участников.
В том случае, если привлечение к проверке отдельных участников контрольно-аудиторской группы планируется на срок менее срока проведения проверки, в приказе о назначении проверки допускается указание сроков проведения проверки по отдельным вопросам программы проверки, продолжительность которых меньше срока, установленного для проведения проверки в целом.
|
14
|
Должно ли Указание содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки?
|
В соответствии с пунктом 6.1 раздела III Стандарта N 5 Стандартов результаты проверки содержатся:
в Отчете (в случае принятия решения об отсутствии необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФК "ЦОКР");
в протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (в случае принятия решения о необходимости рассмотрения материалов проверки Контрольным советом ТОФК, ФКУ "ЦОКР").
В соответствии с пунктом 5.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов в Отчет должны быть включены предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки.
Согласно пункту 6.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов по результатам рассмотрения Отчета (протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР") руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом), назначившего проверку, в адрес объекта проверки направляется Указание.
В этой связи Указание должно содержать предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), принятию мер, направленных на минимизацию казначейских рисков, в том числе бюджетных, по внесению изменений в карты внутреннего контроля объекта проверки в случае наличия таких предложений и рекомендаций в Отчете или протоколе заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
|
15
|
В случае принятия решения руководителем ТОФК (иным уполномоченным лицом), назначившим проверку, по результатам рассмотрения Отчета о результатах проверки, о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, в какой срок следует направлять объекту проверки Указание и с какого события исчислять срок?
|
Пунктом 6.6 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия руководителем ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом) решения, предусмотренного пунктом 6.3 Стандарта N 5.
Пунктом 6.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлен перечень решений, которые руководитель ТОФК, ФКУ "ЦОКР" (иное уполномоченное лицо) (далее - Руководитель) вправе принять по результатам рассмотрения Отчета, в том числе решения о необходимости рассмотрения результатов проверки на заседании Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
В этой связи:
1. В случае принятия Руководителем решения без рассмотрения материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты принятия Руководителем такого решения;
2. В случае принятия Руководителем решения о рассмотрении материалов проверки на заседании Контрольного совета Указание направляется объекту проверки в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола заседания Контрольного совета ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
|
16
|
Целесообразно ли отделу внутреннего контроля и аудита Управления планировать и осуществлять контрольные и аудиторские мероприятия в отношении функциональной деятельности структурных подразделений, осуществляющих функции внутреннего государственного финансового контроля? Если проведение проверок целесообразно, то обязательно ли включение контрольных мероприятий в указанных отделах в Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита Управления на 2017 год?
|
Стандарт N 5 Стандартов разработан для использования контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР" при организации и проведении проверок в отношении исполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности в структурных подразделениях ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Проверки в отношении структурных подразделений ТОФК, ФКУ "ЦОКР" осуществляются в соответствии с Планом.
Учитывая, что структурные подразделения, выполняющие функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, являются структурными подразделениями ТОФК, ФКУ "ЦОКР", включение проверок в отношении их деятельности в План на 2017 год и в дальнейшем представляется необходимым.
|
17
|
Как должны оформляться (в какой форме и в каком разделе) в Акте проверок, проведенных ОВКиА, нарушения (недостатки), выявленные и зафиксированные структурным подразделением самостоятельно, а не в ходе проведения ОВКиА плановой (внеплановой) проверки?
|
Нарушения (недостатки), выявленные в деятельности структурного подразделения самим структурным подразделением, включаются в Акт, если установленное нарушение (недостаток) выявлено проверяющим и допущено в проверяемом периоде. При этом в Акте указывается информация о том, что нарушение (недостаток) установлено самим структурным подразделением ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Информация о таком нарушении (недостатке) отражается в том разделе Акта, который содержит информацию о соответствующих нарушениях (недостатках).
|
18
|
Необходимо ли регистрировать программу проверки в ППО АСД Ландокс, в журнале "Проекты внутриведомственной корреспонденции"?
|
В соответствии с пунктом 2.3.3 раздела III Стандарта N 5 Стандартов Программа проверки утверждается руководителем ТОФК, директором ФКУ "ЦОКР" (иным уполномоченным лицом) на бумажном носителе. Регистрация проекта Программы проверки в ППО АСД "Ландокс" представляется нецелесообразной.
|
Вопросы, возникающие при осуществлении ТОФК внутреннего контроля в соответствии со Стандартом внутреннего контроля Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 6 февраля 2015 г. N 16 (с изменениями, внесенными приказом Федерального казначейства от 12 июля 2016 г. N 253) (далее - Стандарт ВК)
|
||
19
|
Каков порядок осуществления внутреннего контроля при выполнении функций и полномочий в установленной сфере деятельности с применением метода контроля "смежный контроль"?
|
Осуществление внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль" регулируется пунктом 6.5(1) Стандарта ВК.
|
20
|
Смежный контроль предусматривается включать в Карту структурного подразделения субъекта контроля (у кого данная контрольная функция предусмотрена полномочиями), либо она включается в карту внутреннего контроля объекта и в ней указывается в качестве субъекта контроля уполномоченное лицо того структурного подразделения, которое будет осуществлять этот смежный контроль?
Каким образом при этом следует осуществлять утверждение Карты внутреннего контроля?
|
В соответствии с пунктом 5.6 Стандарта ВК формирование (актуализация) Карты внутреннего контроля осуществляется начальником (иным уполномоченным лицом) каждого структурного подразделения ТОФК, ФКУ "ЦОКР", ответственного за результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Утверждение Карты внутреннего контроля осуществляется в соответствии с пунктом 5.6 Стандарта ВК руководителем ТОФК (директором ФКУ "ЦОКР"), заместителем руководителя ТОФК (заместителем директора ФКУ "ЦОКР"), курирующим деятельность соответствующего структурного подразделения ТОФК (ФКУ "ЦОКР") в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.
|
21
|
При выявлении нарушения в ходе осуществления внутреннего контроля методом "смежный контроль", какое структурное подразделение (выявившее нарушение или допустившее нарушение) должно отразить результаты нарушения в журнале учета выявленных нарушений?
|
Нарушения, выявленные в ходе осуществления внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль", отражаются Журнале учета выявленных нарушений за текущий год структурного подразделения, установившего данные нарушения, ответственного за результаты выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
|
22
|
Каков порядок рассмотрения результатов внутреннего контроля, осуществляемого методом "смежный контроль", - их фиксации в Журналах, Отчетах, в случае если нарушение допущено сотрудниками одного отдела (самоконтроль и контроль по уровню подчиненности), а выявлено - сотрудником другого отдела (смежный контроль)?
|
Рассмотрение результатов внутреннего контроля, в том числе внутреннего контроля с применением метода "смежный контроль", осуществляется в порядке, предусмотренном Стандартом ВК.
Одновременно Федеральное казначейство сообщает, что в настоящее время осуществляется актуализация положений Стандарта ВК, в том числе в части дополнительной регламентации данного вопроса.
|
23
|
Подлежат ли нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведения последующего внутреннего контроля структурными подразделениями ТОФК, отражению в Журнале либо их необходимо отражать в ином порядке?
|
Пунктом 3.4 Стандарта ВК установлено, что внутренний контроль, осуществляемый субъектами внутреннего контроля в рамках Стандарта ВК, является предварительным.
Вопросы, связанные с проведением последующего внутреннего контроля в структурных подразделениях ТОФК, ФКУ "ЦОКР", регламентируются Стандартом N 5 Стандартов.
|
24
|
Необходимо ли в Карту внутреннего контроля структурного подразделения органа Федерального казначейства включать "контроль по уровню подчиненности", осуществляемый руководителем органа Федерального казначейства/заместителем руководителя органа Федерального казначейства, курирующим и контролирующим деятельность соответствующего структурного подразделения органа Федерального казначейства?
|
В соответствии с пунктом 6.4 Стандарта ВК контроль по уровню подчиненности в структурном подразделении органа Федерального казначейства осуществляется сплошным способом начальником (иным уполномоченным лицом) структурного подразделения органа Федерального казначейства, руководителем (заместителем руководителя) органа Федерального казначейства, курирующим соответствующее структурное подразделение в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным в установленном порядке.
Учитывая изложенное, в случае внесения в Карту внутреннего контроля предметов внутреннего контроля, в отношении которых осуществляются контрольные действия, осуществляемые руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР", курирующим соответствующее структурное подразделение, в Карту внутреннего контроля включается контроль в части подтверждения (согласования) руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР" операций, действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности структурного подразделения.
В соответствии с пунктом 6.5 Стандарта ВК подтверждением факта осуществления внутреннего контроля методом контроля "контроль по уровню подчиненности", является наличие на документе собственноручной (либо электронной) подписи, отметки (изменение статуса в прикладном программном обеспечении) лица, осуществившего внутренний контроль.
|
25
|
В случае если изменилась должность сотрудника, осуществляющего контрольные действия в соответствии с Картой внутреннего контроля, однако, при этом не изменился предмет внутреннего контроля, необходимо ли внесение изменений в Карту внутреннего контроля?
|
Пунктом 5.7 Стандарта ВК установлено, что изменения при смене лиц, ответственных за выполнение контрольных действий, а также связанные с увольнением (приемом на работу) специалистов, участвующих в проведении внутреннего контроля, могут вноситься в Карту внутреннего контроля по мере необходимости, но не позднее пяти рабочих дней после принятия соответствующего решения.
Учитывая изложенное, в случае изменения должности сотрудника, осуществляющего контрольные действия, в Карту внутреннего контроля структурного подразделения вносятся соответствующие изменения, но не позднее пяти рабочих дней после принятия руководителем (заместителем руководителя) ТОФК, ФКУ "ЦОКР", курирующим деятельность структурного подразделения, соответствующего решения о внесении изменений в Карту внутреннего контроля.
|
26
|
Подлежат ли включению в отчет о проведенных контрольных мероприятиях все нарушения, выявленные нарастающим итогом с начала года, или только нарушения, выявленные в отчетном квартале?
|
В соответствии с пунктом 9.1 Стандарта ВК структурные подразделения органов Федерального казначейства, ежеквартально, не позднее десяти рабочих дней с даты завершения отчетного квартала, представляют в уполномоченное подразделение органа Федерального казначейства Отчет о проведенных контрольных мероприятиях по форме согласно приложению N 4 к Стандарту ВК.
Учитывая, что пунктом 9.1 Стандарта ВК установлен отчетный период - квартал, в Отчет о проведенных контрольных мероприятиях включается информация о нарушениях, выявленных в отчетном квартале.
|
Другие вопросы, возникающие в деятельности ТОФК при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита
|
||
27
|
Вопросы ТОФК по проверке направления деятельности "Организация деятельности по мобилизационной подготовке и гражданской обороне":
- какие вопросы по данному направлению имеет право проверять отдел внутреннего контроля и аудита УФК, при этом не нарушая требований Методических рекомендаций по проверке и оценке состояния мобилизационной подготовки Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Федерального казначейства от 11.02.2010 N 1с "М";
- имеет ли отдел внутреннего контроля и аудита УФК полномочия на проверку работы главного специалиста - эксперта по мобилизационной подготовке и главного специалиста - эксперта по гражданской обороне УФК, являющихся в соответствии с организационно-штатной структурой УФК самостоятельными структурными единицами;
- будут ли уточнены приказы Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 379 "Об утверждении перечня вопросов типовой программы проверки управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", от 28 декабря 2015 г. N 376 "Об утверждении классификатора внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)" в части добавления соответствующих вопросов проверки, классификаторов внутренних (операционных) рисков по мобилизационной и гражданской обороне;
- каким образом осуществлять кодировку нарушений в случае их выявления по данному направлению деятельности;
- можно ли оформлять результаты проверки по организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны в соответствии со Стандартом N 5?
|
Контрольная и аудиторская деятельность органов Федерального казначейства осуществляется в соответствии с утвержденным Планом.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела III Стандарта N 5 Стандартов План должен включать перечень проверок, которые запланированы органом Федерального казначейства к проведению в очередном году.
Согласно пункту 1.4 раздела III Стандарта N 5 Стандартов при планировании контрольной и аудиторской деятельности учитывается периодичность проведения проверки (комплексной или тематической) в отношении каждого структурного подразделения органа Федерального казначейства - не реже одного раза в два года.
Перечень вопросов типовой программы проверки ТОФК утвержден приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2015 г. N 379 (далее - Перечень вопросов) и введен в действие с 1 января 2016 года. В связи с тем, что вопросы проверки организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны являются сведениями ограниченного распространения, данное направление деятельности органа Федерального казначейства в Перечень вопросов не включено.
Пунктом 4.2.12 раздела III Стандарта N 5 Стандартов установлено, что проверки по вопросам организации мобилизационной подготовки, гражданской обороны и обеспечения устойчивости деятельности Федерального казначейства осуществляются в порядке, установленном в Федеральном казначействе. Оформление результатов таких проверок производится в соответствии с Методическими рекомендациями Федерального казначейства по проверке и оценке мобилизационной подготовки управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Федерального казначейства от 11 февраля 2010 г. N 1с "М" (далее - Рекомендации), и Указанием на организацию выполнения мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Федеральном казначействе на 2017 год от 30.11.2016 N 07-04-05/15-21-дсп (далее - Указание по ГО и ЧС), направленным Федеральным казначейством ТОФК, ФКУ "ЦОКР".
Одновременно, в настоящее время Федеральным казначейством осуществляется актуализация Перечня вопросов и Классификатора рисков, в рамках которой в Перечне вопросов и Классификаторе рисков обозначено направление деятельности "Организация мобилизационной подготовки, гражданской обороны и обеспечения устойчивости деятельности Федерального казначейства" без указания проверяемых вопросов и информации по внутренним (операционным) казначейским рискам.
Учитывая изложенное, проверка вопросов мобилизационной подготовки и гражданской обороны должна осуществляться не реже одного раза в два года с включением соответствующего контрольно-аудиторского мероприятия в План, а также с отражением в Программе проверки вопросов, изучение которых предусмотрено Рекомендациями и Указанием по ГО и ЧС.
Кроме того, учитывая, что оформление результатов проверок по вопросам мобилизационной подготовки и гражданской обороны производится в соответствии с Рекомендациями и Указанием по ГО и ЧС внутренние (операционные) казначейские риски по данному направлению деятельности идентифицируются в установленном в Федеральном казначействе порядке.
|
28
|
При формировании отчетности в ППО "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства" отсутствует возможность ввода нарушений по направлению деятельности "Обеспечение режима секретности и безопасности информации", в отчетной форме "Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях территориальных органов Федерального казначейства" (код по КФД 0531503) нарушения указанного направления деятельности не отражаются.
Вопросы:
1. Будут ли внесены изменения в Классификатор и как учитывать выявленные нарушения на данный момент?
2. Нужно ли осуществлять расчет интегральной оценки деятельности по направлению деятельности: "Обеспечение режима секретности и безопасности информации"?
|
Внутренние (операционные) казначейские риски по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" на текущий год не определены.
В связи с отсутствием возможности внесения в ППО "Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства" (далее - ППО) данных о проверках, проведенных ТОФК в 2016 году по направлению деятельности "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" (далее - данные о проверках) в формируемой в ППО форме отчета "Сведения о результатах проведения внутреннего контроля (аудита) в структурных подразделениях территориальных органов Федерального казначейства" (код по КФД 0531503) не учитываются.
Интегральная оценка по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации" в рамках приказа Федерального казначейства от 29 сентября 2014 г. N 229 "Об утверждении Порядка осуществления интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства по итогам контрольных и аудиторских мероприятий" не осуществляется.
Одновременно необходимо отметить, что в настоящее осуществляется актуализация Классификатора рисков, который будет содержать внутренние (операционные) казначейские риски по направлению деятельности ТОФК "Обеспечение режима секретности и безопасности информации".
|
29
|
Каким пунктом Перечня следует руководствоваться при проведении проверки организации исполнения требований исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взысканий на средства казенных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений)?
|
При осуществлении проверки по вопросам, не включенным в Перечень вопросов, возможно применение пункта "Другие вопросы, возникшие при проведении контрольных и аудиторских мероприятий, в том числе за периоды прошлых лет", содержащегося в разделе V "Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов ГВФ" Перечня вопросов.
|
30
|
Классификатором внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), утвержденным приказом от 28 декабря 2015 г. N 376, предусмотрены разные весовые значения по риску "Нарушения порядка исполнения требований исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов", предусматривающих обращение взыскания на средства:
федеральных казенных, федеральных бюджетных (автономных) учреждений - значимость риска 0,8 единиц;
бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений) - значимость риска 1,0 единиц.
Возможно ли установление равного весового значения для вышеуказанного риска по направлениям деятельности "Осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета" и "Кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов ГВФ"?
|
В актуализированный Классификатор рисков внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрен следующий внутренний (операционный) казначейский риск: "Организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, на средства федеральных бюджетных (автономных) учреждений, исполнение решений налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на средства федеральных бюджетных (автономных) учреждений". Значимость указанного риска составляет 0,8 единицы.
|
Вопросы, возникающие в деятельности ТОФК при осуществлении деятельности по управлению реализацией государственных программ
|
||
31
|
Будет ли осуществлена автоматизация рабочих процессов, в части сбора и обработки документов планирования и отчетности в рамках управления реализацией государственных программ?
|
В 2016 году в Федеральном казначействе разработана принята в эксплуатацию подсистема планирования и мониторинга деятельности Федерального казначейства системы управления эксплуатацией Федерального казначейства (далее - ППМД ФК).
ППМД ФК - информационная система, применяемая в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" для оптимизации процессов планирования деятельности Федерального казначейства, контроля и мониторинга хода исполнения реализации документов планирования деятельности.
В настоящее время проводится внедрение ППМД ФК.
|
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области