Письмо Комитета по земельным отношениям и строительству ГД ФС РФ от 02.12.2014 N 3.31-22/950/181573 <О порядке размещения средств компенсационного фонда саморегулируемыми организациями>


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ПИСЬМО
от 2 декабря 2014 г. N 3.31-22/950/181573

Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел обращение по вопросу о порядке размещения средств компенсационного фонда саморегулируемыми организациями и сообщает, что согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений любого федерального закона может быть дано только актом законодательного органа, который должен приниматься, подписываться и обнародоваться в порядке, установленном для федеральных законов.

В этой связи по поставленным вопросам Комитет может высказать только свое, не подлежащее обязательному использованию в правоприменительной практике, мнение, которое заключается в следующем.

Учитывая, что до вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) российскому законодательству не был известен институт саморегулирования, указанный Федеральный закон выполняет функцию общего, рамочного регулирования: дает определение саморегулирования, характеризует саморегулируемые организации как статус, а не организационно-правовую форму, устанавливает, какие виды юридических лиц могут иметь статус саморегулируемых организаций, функции саморегулируемых организаций, правовые последствия приобретения и утраты статуса саморегулируемых организаций.

Необычайно широкие изъятия из-под сферы действия Федерального закона N 315-ФЗ, закрепленные в части 2 статьи 1 Федерального закона N 315-ФЗ, свидетельствуют о том, что, несмотря на принятие данного закона, развитие института саморегулирования продолжается и доработка правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций должна осуществляться в отраслевом законодательстве с учетом конкретной сферы общественных отношений.

В соответствии с частями 9 и 10 статьи 13 Федерального закона N 315-ФЗ в объекты недвижимости может быть инвестировано не более десяти процентов средств компенсационного фонда, а в государственные ценные бумаги Российской Федерации должно быть инвестировано не менее десяти процентов средств компенсационного фонда.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 315-ФЗ федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом N 315-ФЗ, к порядку формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации, его минимальному размеру, размещению средств такого фонда, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемой организации средства этого фонда размещаются в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.

Статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет, что по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Согласно части 1 статьи 835 ГК РФ право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в порядке, установленном в соответствии с законом.

Договор банковского вклада (депозита), в рамках которого подлежат размещению средства компенсационного фонда, должен быть заключен с банком.

Необходимо также отметить, что согласно статье 844 ГК РФ сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.

Определение понятия "государственные ценные бумаги" содержится в статье 2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". При этом согласно статье 3 указанного Федерального закона государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Следует отметить, что эмитентами государственных ценных бумаг, т.е. лицами, у которых возникают обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами, являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти (статья 2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг").

Согласно статье 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Таким образом, депозиты и депозитные сертификаты, предусмотренные частью 4 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, имеют иную правовую природу, нежели государственные ценные бумаги.

Учитывая изложенное, положения частей 9 и 10 статьи 13 Федерального закона N 315-ФЗ не распространяются на саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Председатель комитета
А.Ю.РУССКИХ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области