Письмо Минэкономразвития РФ от 23.03.2009 N Д06-761 "О применении пункта 5 статьи 84.3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства"


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 марта 2009 г. N Д06-761

О ПРИМЕНЕНИИ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 84.3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 29.04.2008 N 57-ФЗ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА,
ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБОРОНЫ
СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА"

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России в пределах своей компетенции рассмотрел обращение о применении пункта 5 статьи 84.3 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) и пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон об инвестициях в стратегические общества).

Обращение содержит просьбу разъяснить положения пункта 5 статьи 84.3 Закона об АО в части наступления последствий несоблюдения требований пункта 5 статьи 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций общества и положения пункта 1 статьи 15 Закона об инвестициях в стратегические общества в части последствий несоблюдения требования Закона об инвестициях в стратегические общества о предварительном согласовании сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Вместе с тем, согласно Положению, Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства, за исключением нормативно-правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент может высказать лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.

В отношении последствий нарушения акционером требования пункта 5 статьи 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций общества сообщаем.

В соответствии с пунктом 5 статьи 84.3 Закона об АО, в случае, если количество акций, в отношении которых поданы заявления об их продаже, превышает количество акций, которые в соответствии с требованиями Закона об инвестициях в стратегические общества вправе приобрести лицо, направившее добровольное или обязательное предложение, акции приобретаются у акционеров в количестве, пропорциональном указанному в заявлениях количеству акций, при условии, что иное не предусмотрено добровольным предложением или заявлением о продаже акций.

Согласно пункту 6 статьи 84.3 Закона об АО, в случае несоответствия добровольного или обязательного предложения либо договора о приобретении ценных бумаг, заключенного на основании добровольного или обязательного предложения, требованиям настоящего Федерального закона, прежний владелец ценных бумаг вправе требовать от лица, направившего соответствующее предложение, возмещения причиненных этим убытков.

В то же время, согласно пункту 8 статьи 84.3 Закона об АО, в случае неисполнения лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги, прежний владелец ценных бумаг по своему выбору вправе представить гаранту, выдавшему банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств по добровольному или обязательному предложению, требование об оплате цены приобретаемых ценных бумаг, либо в одностороннем порядке расторгнуть договор о приобретении ценных бумаг и потребовать возвращения ценных бумаг.

В отношении несоблюдения требований Закона об инвестициях в стратегические общества о предварительном согласовании сделок сообщаем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об инвестициях в стратегические общества, сделки, которые влекут за собой установление контроля иностранного инвестора над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускаются при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок в соответствии с настоящим Законом, оформляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона об инвестициях в стратегические общества, сделки, совершенные с нарушением требований Закона об инвестициях в стратегические общества, ничтожны.

Таким образом, представляется, что независимо от того, соблюдены ли иностранным инвестором при совершении сделки по приобретению акций открытого акционерного общества требования пункта 5 статьи 84.3 Закона об АО о пропорциональном приобретении акций, если в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об инвестициях в стратегические общества для таких сделок необходимо предварительное согласование уполномоченного органа, то сделка, заключенная без предварительного согласования, будет считаться ничтожной.

В отношении применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о частичной невозможности исполнения обязательств в случае, установленном пунктом 5 статьи 84.3 Закона об АО (невозможность пропорционального приобретения акций в связи с превышением порогового значения, установленного в Законе об инвестициях в стратегические общества), сообщаем.

В соответствии со статьями 407 и 416 ГК РФ, обязательство может быть прекращено частично вследствие невозможности его исполнения в том случае, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Таким образом, если иностранный инвестор обращался в уполномоченный орган с ходатайством о предварительном согласовании сделки, но получил решение об отказе в таком согласовании, то такое решение уполномоченного органа (при определенных условиях) может рассматриваться как обстоятельство, за которое ни одна из сторон не отвечает. Следовательно, обязательства инвестора по приобретению акций в порядке пункта 5 статьи 84.3 Закона об АО могут прекратиться в части приобретения акций сверх допустимого Законом об инвестициях в стратегические общества количества.

В то же время в случае, если иностранный инвестор при заключении соответствующей сделки не выполнил обязанности, предусмотренные Законом об инвестициях в стратегические общества (т.е. не предпринял действий, направленных на согласование сделки, хотя знал или должен был знать о возможности превышения процентного порога владения акциями в результате заключения сделки), положения статьи 416 ГК РФ о прекращении обязательства невозможностью исполнения, как представляется, не могут быть применены. В данном случае должны применяться последствия недействительности сделок, установленные ст. 15 Закона об инвестициях в стратегические общества и статьей 167 ГК РФ.

Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
Р.А.КОКОРЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области