Письмо Минфина РФ от 28.12.2010 N 09-05-05/03-138 <Об особенностях применения Федерального закона "Об обращении лекарственных средств">


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 декабря 2010 г. N 09-05-05/03-138

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу об особенностях применения Федерального закона 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в сфере оборота лекарственных средств для животных в части уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под организациями понимаются, в том числе, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

За совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными на то органами и должностными лицами уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленной главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.

Согласно пунктам 5 и 9 статьи 333.32.1 Кодекса за проведение экспертизы качества лекарственного средства и экспертизы отношения ожидаемой пользы к возможному риску применения лекарственного препарата для ветеринарного применения при его государственной регистрации уплачивается государственная пошлина в размере 150 000 рублей, за внесение изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата для ветеринарного применения - в размере 50 000 рублей.

Статьей 333.18 главы 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса определены порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в том числе и за государственную регистрацию лекарственного препарата для ветеринарного применения.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи Кодекса государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса при обращении за государственной регистрацией лекарственного препарата для ветеринарного применения плательщиком (организацией или физическим лицом) должна уплачиваться государственная пошлина до подачи заявлений и документов на совершение указанного действия.

При этом согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5 и 8 статьи 45, статьи 333.17 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

Вместе с тем глава 4 Кодекса "Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" допускает участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителей.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (статья 26 пункт 3).

В соответствии со статьей 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями для того, чтобы на законных основаниях осуществлять уплату налога за представляемое юридическое лицо.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 января 2004 г. N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, а следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной влияет возможность четкого установления того, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его денежных средств (предъявлением налогоплательщиком поручения в банк на уплату соответствующего налога и достаточностью денежных средств на счете налогоплательщика). Иное толкование понятия "Самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности об уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога.

Кроме того, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определено, что для государственной регистрации лекарственного препарата разработчик лекарственного препарата или уполномоченное им другое юридическое лицо представляет в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию лекарственных препаратов, заявление о государственной регистрации лекарственного препарата, а также в порядке, установленном соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимые документы, из которых формируется регистрационное досье на лекарственный препарат.

С учетом изложенного уплата государственной пошлины за совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией лекарственных препаратов для ветеринарного применения, может быть произведена иностранными организациями, экспортирующими лекарственные препараты в Российскую Федерацию и не имеющими на территории Российской Федерации своих представительств и счетов в российской валюте, через уполномоченных представителей по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по уплате ее в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган. В случае, если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.

Директор
Департамента бюджетной политики
в отраслях экономики
И.Р.КУЗИН

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области