Письмо Минфина России от 11.03.2015 N 02-02-04/12917 <О применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ>


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 марта 2015 г. N 02-02-04/12917

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел таблицу вопросов по отдельным положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - таблица, Федеральный закон N 44-ФЗ), направленную обращением Правительства Москвы от 13.02.2015 N 77-13-1194/4, и сообщает следующее.

По пункту 1 таблицы. Предметом договора аренды (в том числе финансовой аренды) является определенное имущество, передаваемое арендодателем арендатору (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации). Права и обязанности сторон, связанные с указанной передачей, составляют содержание договора, которое отграничивает указанный договор от иных договорных типов, таких как поставка, подряд, оказание услуг. Отнесение договора аренды к самостоятельному типу потребовало при подготовке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) принять решение о распространении на указанные правоотношения, в случае если их субъектом являются органы власти или казенные и бюджетные учреждения, Федерального закона N 44-ФЗ. В этой связи в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ договоры аренды имущества поименованы наряду с договорами, предметом которых являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг.

Необходимо отметить, что до принятия Федерального закона от 31.12.2014 N 512-ФЗ "О внесении изменений в статью 665 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" государственные (муниципальные) заказчики не вправе были заключать договоры финансовой аренды (лизинга). В настоящее время такие договоры могут быть заключены государственными (муниципальными) заказчиками в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

При этом нормы части 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), предусматривающие возможность заключения государственных (муниципальных) контрактов на срок, превышающий сроки действия лимитов бюджетных обязательств, распространяются только на договора закупки товаров, работ, услуг, а не договора аренды, лизинга.

По пункту 3 таблицы. Положения частей 4 и 6 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ направлены на реализацию норм статей 78.2 и 79 Бюджетного кодекса, регламентирующих порядок осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной или муниципальной собственности. В этой связи в Федеральном законе N 44-ФЗ (часть 4 статьи 14, пункт части 1 статьи 93) использован установленный Бюджетным кодексом термин "субсидии на осуществление капитальных вложений", определяющий способ финансового обеспечения строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

В отношении закупок государственного (муниципального) автономного учреждения, источником финансового обеспечения которых является субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, сообщаем, что указанные правоотношения не являются предметом регулирования Федерального закона N 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" автономные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг, руководствуясь данным законом.

По пункту 4 таблицы. В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Порядок определения размера штрафа и пени установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила N 1063).

Положениями пункта 4 Правил не регламентируются условия применения штрафа в зависимости от объема неисполненных обязательств, и не устанавливаются ограничения по применению ответственности, учитывающие принципы соразмерности при применении неустойки, так как Правила разработаны в целях реализации частей 5, 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, не устанавливающих вышеназванных положений.

В настоящее время Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России, ФАС России рассматривается вопрос о подготовке поправок в указанные нормативные акты в целях уточнения порядка применения условий о штрафах.

По вопросам, изложенным в пункте 2 таблицы, предлагаем обратиться в Минэкономразвития России как орган, ответственный за разработку постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения".

Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области