Письмо Минфина России от 29.09.2016 N 09-02-09/56852 "О реестре участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса"


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 сентября 2016 г. N 09-02-09/56852

О РЕЕСТРЕ
УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧАСТНИКАМИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Министерство финансов Российской Федерации в целях формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Реестр), сообщает.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) необходимо не позднее 01.01.2016 обеспечить включение в Реестр информации и документов об участниках бюджетного процесса бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и юридических лицах, не являющихся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем в процессе включения в Реестр отдельных участников бюджетного процесса бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) установлены причины, препятствующие завершению формирования Реестра (прилагаются).

Министерство финансов Российской Федерации в целях устранения указанных причин просит финансовые органы субъектов Российской Федерации довести настоящее письмо до финансовых органов муниципальных образований и оказать методическую помощь в завершении формирования Реестра.

А.М.ЛАВРОВ

Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от __________ N ____

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ВКЛЮЧЕНИЮ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
В РЕЕСТР УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА, А ТАКЖЕ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ УЧАСТНИКАМИ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

N п/п
Причины
Разъяснения
1
Осуществление структурными подразделениями исполнительно-распорядительных органов (местных администраций), не являющихся юридическими лицами и не включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), полномочий главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) (далее - ГРБС).
Бюджетное законодательство не связывает функции и статус ГРБС со статусом юридического лица или статусом структурного подразделения органов публичной власти, в том числе исполнительно-распорядительных органов (местных администраций), наделенного "правами юридического лица".
Согласно части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Таким образом, согласно действующему законодательству отсутствие статуса юридического лица у структурных подразделений исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) не препятствует закреплению за ними в установленном порядке полномочий ГРБС.
Особенности включения в Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Реестр), организаций и (или) ее обособленных подразделений, сведения о которых в соответствии с нормативными правовыми актами не подлежат включению в ЕГРЮЛ, разъяснены письмом Минфина России от 10.09.2015 N 02-03-07/52255.
2
Осуществление финансовым органом муниципального района полномочия финансового органа муниципального поселения по исполнению бюджета поселения, в случае, когда муниципальное поселение является центром муниципального района, и администрация муниципального поселения не образуется.
В указанном случае соответствующие положения должны быть предусмотрены в уставах муниципального района и поселения, являющегося административным центров этого района, поскольку:
согласно абзацу 3 части 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения;
в силу положений абзаца 2 части 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется, бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, в том числе бюджетные полномочия финансового органа, являющегося, как правило, его отраслевым (функциональным), могут осуществляться исполнительно-распорядительным органом муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение.
В этом случае заключение соглашения о передаче полномочий местной администрации поселения, в том числе, бюджетных, для осуществления местной администрацией муниципального района, административным центром которого является соответствующее поселение, указанных полномочий (далее - Соглашение о передаче полномочий) не требуется (передача в силу закона).
Таким образом, в случае если указанные полномочия осуществляются финансовым органом муниципального района в силу закона, пункт 23.1 приложения N 2 к Порядку формирования реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 163н (далее - Порядок N 163н), не заполняется.
Отсутствие в пяти субъектах Российской Федерации в 167 муниципальных поселениях, не являющихся центром муниципального района, администрации муниципального поселения является нарушением бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона N 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
Исключениями являются случаи, когда полномочия администрации поселения - районного центра исполняются администрацией муниципального района, и когда органы государственной власти городов федерального значения принимают решения не формировать местные администрации во внутригородских муниципальных образованиях.
3
Осуществление органом исполнительной власти:
муниципального района финансирования (доведения бюджетных данных) казенным учреждениям муниципального поселения, либо предоставления бюджетным (автономным) учреждениям муниципального поселения субсидий на исполнение указанными учреждениями полномочий по решению вопросов местного значения для муниципального района;
муниципального поселения финансирования (доведения бюджетных данных) казенным учреждениям муниципального района, либо предоставления бюджетным (автономным) учреждениям муниципального района субсидий на исполнение указанными учреждениями полномочий по решению вопросов местного значения для муниципального поселения.
Передача и исполнение полномочий в указанных случаях должны осуществляться на основании:
соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения, заключаемых согласно части 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета, органы местного самоуправления которого передают полномочия, в бюджет, органы местного самоуправления которого принимают полномочия;
соответствующих положений уставов муниципального района и поселения, являющегося административным центром этого района, в случае, предусмотренном абзацем 3 части 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ.
Порядком N 163н не предусмотрено открытие нескольких лицевых счетов участникам бюджетного процесса в разных бюджетах, за исключением случаев передачи полномочий финансовыми органами.
5
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации путем включения участников бюджетного процесса бюджета субъекта Российской Федерации в перечень участников бюджетного процесса местного бюджета и исполнение указанных полномочий за счет бюджетных ассигнований местного бюджета.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Включение участников бюджетного процесса бюджета субъекта Российской Федерации в перечень участников бюджетного процесса местного бюджета неправомерно, так как противоречит принципу подведомственности расходов бюджетов, установленному Бюджетным кодексом.
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области