Письмо Минимущества РФ от 18.03.2002 N ЮМ-13/5146 "О распоряжении имуществом Фонда социального страхования Российской Федерации"


МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 18 марта 2002 г. N ЮМ-13/5146

О РАСПОРЯЖЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ
ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовое положение учреждений Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным законодательством, в том числе Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства Фонда, а также имущество его отделений и подведомственных ему учреждений находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (как самостоятельно, так и с согласия собственника). В то же время собственник также лишен возможности самостоятельно распоряжаться имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждением.

Поэтому при возникновении необходимости отчуждения указанного имущества учреждение должно обратиться в федеральный орган по управлению государственным имуществом или его территориальный орган, выступающие в данных отношениях от имени собственника федерального имущества. Для принятия решения в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за отделениями Фонда или подведомственными ему учреждениями, органу, реализующему полномочия собственника федерального имущества, целесообразно ознакомиться с мнением Фонда о целесообразности отчуждения такого объекта.

В случае согласия федерального органа по управлению государственным имуществом (его территориального органа) на совершение сделки соответствующий орган по управлению государственным имуществом и учреждение - субъект права оперативного управления должны выступать в качестве стороны договора совместно.

Реализация имущества осуществляется в установленном порядке по цене не ниже рыночной, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Другим вариантом решения вопроса могло бы быть изъятие имущества по решению собственника с согласия учреждения либо изъятие объекта как излишнего или неиспользуемого в порядке статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и последующая продажа его уже в качестве имущества казны в порядке, установленном законодательством о приватизации. Однако в отношении имущества, закрепленного за Фондом, его отделениями и подведомственными учреждениями, такой порядок представляется неправомерным по следующим причинам.

Согласно бюджетному законодательству и Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" средства, полученные от приватизации федерального имущества, поступают в федеральный бюджет. В то же время, согласно Положению о Фонде, денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Следовательно, доходы от реализации имущества, приобретенного за счет указанных средств, также не должны перечисляться в федеральный бюджет, поскольку это означало бы перераспределение указанных средств между бюджетом Фонда и иными бюджетами, не предусмотренное законодательством. Из сказанного следует, что изъятие имущества из оперативного управления и его последующая реализация в порядке приватизации в отношении Фонда, его отделений и подведомственных учреждений применяться не должны.

Одновременно Минимущество России обращает внимание на то обстоятельство, что изъятие имущества из оперативного управления государственного учреждения без его согласия возможно исключительно в случае, когда такое имущество является излишним, неиспользуемым или используется ненадлежащим образом. При этом бремя доказывания этих обстоятельств лежит на собственнике, а учреждению, согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежит право на защиту своего владения, в том числе и против собственника. Данное обстоятельство необходимо учитывать при подготовке распорядительных актов, касающихся имущества государственных учреждений.

Ю.М.МЕДВЕДЕВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области