Письмо Минстроя России от 11.12.2017 N 46347-НА/06 <О направлении Методических указаний по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства>


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 декабря 2017 г. N 46347-НА/06

В рамках исполнения подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N Пр-2285, в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет методические указания по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства (далее - Методические указания).

Просим довести Методические указания до уполномоченных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления для руководства и использования в работе.

Н.Н.АНТИПИНА

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРИВЕДЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Основные положения, необходимые для учета
при организации работы по приведению нормативных правовых
актов в соответствие с требованиями
федерального законодательства

Настоящие Методические указания направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по вопросам приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства, а также на сокращение сроков и количества процедур при получении разрешения на строительство.

Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений.

В целях его реализации Правительство Российской Федерации на основании пункта 7.4. части 1, частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) наделено правом утверждения исчерпывающих перечней процедур, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-градостроительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), а также порядка ведения реестра описания процедур, указанных в данных перечнях.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса Правительством Российской Федерации приняты и вступили в силу:

постановление от 30 апреля 2014 г. N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства";

постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 1138 "Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 1504 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ и о Правилах ведения реестра описаний указанных процедур";

постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения";

постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 452 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения".

В соответствии с частью 3 статьи 6 Кодекса с даты вступления в силу исчерпывающих перечней в сферах строительства не допускается установление федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями, организациями обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Кроме этого, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с требованиями статьи 6 Кодекса не позднее чем в течение шести месяцев со дня утверждения Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня процедур в соответствующей сфере строительства.

При применении исчерпывающих процедур в сферах строительства необходимо исходить из различий понятий "процедура" и "государственная (муниципальная) услуга".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) государственной услугой, предоставляемой исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий (далее - органы, предоставляющие услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Таким образом, отличительными признаками государственной или муниципальной услуги являются:

1) субъектом предоставления государственной услуги является исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также орган местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальной услуги - орган местного самоуправления;

2) наличие полномочий у органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу;

3) наличие запроса заявителя на оказание государственной или муниципальной услуги.

Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит определения понятия "процедура", исходя из содержания пункта 7.4. части 1 статьи 6 Кодекса, понятие "процедура" шире понятия "государственная (муниципальная) услуга", поскольку включает взаимодействия, осуществляемые не только федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, но и индивидуальными предпринимателями, организациями (к примеру, кадастровыми инженерами, техническими экспертами, сетевыми и ресурсоснабжающими компаниями и т.д.) в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений.

С учетом вышеизложенного, административные регламенты (в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ представляют собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги) применительно к исчерпывающим перечням процедур в сферах строительства необходимо разрабатывать и принимать исключительно в отношении государственных и муниципальных услуг, содержащихся в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства.

В отношении процедур, содержащихся в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства и не являющихся государственными или муниципальными услугами, действуют правила, установленные федеральными законами и принятыми нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствующей сфере правового регулирования.

Утвержденные Правительством Российской Федерации исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства включают два раздела:

I раздел - процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

II раздел - процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

При этом процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Целевой моделью "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р (далее - Целевая модель), предусмотрена оптимизация региональных (муниципальных) процедур, содержащихся в разделах II исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства, и предоставляемых организациям, в том числе, путем встраивания данных процедур в федеральное законодательство с внесением соответствующих изменений в раздел I указанных перечней.

В соответствии с требованиями Федерального закона N 210-ФЗ, в отношении каждой государственной или муниципальной услуги должен быть разработан и утвержден административный регламент.

Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (далее - Постановление N 373).

В соответствии с пунктом 6 Постановления N 373 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными указанным Постановлением N 373 при утверждении соответственно:

Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, разработки и утверждения административных регламентов государственных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг;

Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

В отношении нескольких процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, и являющихся государственными или муниципальными услугами, относящихся к одному предмету регулирования (к примеру, процедуры N 59 "Предоставление разрешения на строительство", N 60 "Продление срока действия разрешения на строительство", N 61 "Внесение изменений в разрешение на строительство" Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать один административный регламент, регламентирующий порядок прохождения всех трех указанных процедур.

При разработке административных регламентов предоставления государственных или муниципальных услуг необходимо обратить внимание на пункт 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением N 373, согласно которому при разработке административных регламентов, в данном случае, соответственно, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных, муниципальных услуг, в том числе:

а) упорядочение административных процедур (действий);

б) сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления государственной, муниципальной услуги, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами органа, предоставляющего услугу, в том числе, за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при предоставлении услуги без участия заявителя, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

в) сокращение срока предоставления государственной, муниципальной услуги, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной, муниципальной услуги.

В этой связи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления могут установить в административном регламенте сокращенные сроки предоставления государственной, муниципальной услуги, а также сроки выполнения административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной, муниципальной услуги по отношению к соответствующим срокам, установленным законодательством Российской Федерации.

В тоже время, сокращение сроков не должно происходить в ущерб качеству межведомственного взаимодействия между его участниками в целях предоставления государственных, муниципальных услуг;

г) ответственность должностных лиц органов, предоставляющих услуги, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий);

д) предоставление государственной, муниципальной услуги в электронной форме.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо осуществлять разработку стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги, являющегося составной частью административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги, в соответствии с Реестрами описаний процедур, указанных в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства, и размещенных на официальном сайте Минстроя России в сети Интернет.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:

1) общие положения;

2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;

4) формы контроля за исполнением административного регламента;

5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги установлены статьей 14 Федерального закона N 210-ФЗ.

Правила ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства, утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающими исчерпывающие перечни процедур в соответствующих сферах строительства, и по своей структуре являются идентичными.

В этой связи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления описание стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги, включенной в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, разрабатывают в следующей последовательности:

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги (наименование указывается в соответствии с наименованием, указанным в Реестре описаний процедур);

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги (в соответствии с Реестром описаний процедур);

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги (с учетом Реестра описаний процедур);

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (в соответствии с Реестром описаний процедур);

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги (в соответствии с Реестром описаний процедур);

8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги (в соответствии с Реестром описаний процедур);

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (в соответствии с Реестром описаний процедур);

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (с учетом Реестра описаний процедур).

Анализ содержания административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг, проводимый Минстроем России, в ходе реализации Целевой модели, выявил целый ряд нарушений, допускаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, при их разработке и утверждении.

Типичные нарушения, выявленные в ходе мониторинга и оценки качества административных регламентов:

1) некорректно определен круг заявителей, на которые распространяется административный регламент;

2) в перечне правовых оснований для предоставления государственной или муниципальной услуги указываются недействующие нормативные правовые акты;

3) срок предоставления услуги не соответствует федеральному законодательству;

4) расширен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель обязан представить самостоятельно (копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, учредительных документов, паспортов, чертежи ГПЗУ, материалы топографической съемки, сведения об объектах, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, документы на земельный участок и т.п.)

5) необоснованно расширен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявления или отказа в предоставлении услуги.

В целях обеспечения приведения муниципальных нормативных актов в соответствие с требованиями федерального законодательства и реестров описаний процедур в сферах строительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо продолжать практику разработки типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

При разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных или муниципальных услуг органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо неукоснительно руководствоваться положениями статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ, устанавливающей требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Так, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные или муниципальные услуг, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ перечень документов.

2. Приведение в соответствие с исчерпывающими
перечнями процедур в сферах строительства муниципальных
правовых актов в сфере градостроительной деятельности,
устанавливающих процедуры, включенные в исчерпывающие
перечни процедур в сферах строительства,
и порядок их проведения

Согласно части 1.1 статьи 6.1 Кодекса функции по осуществлению полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. Статьей 8 Кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны в рамках реализации переданных полномочий осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе, в части соответствия исчерпывающим перечням процедур в сферах строительства муниципальных правовых актов, определяющих порядок проведения процедур, предусмотренных исчерпывающими перечнями.

Кроме того, в сферу контроля органов государственной власти субъектов Российской Федерации за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности включаются муниципальные правовые акты, устанавливающие процедуры раздела II исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства (далее - Дополнительные процедуры), а также порядок их прохождения.

При проверке муниципальных правовых актов, устанавливающих Дополнительные процедуры и (или) порядок их проведения следует отмечать наличие точного соответствия наименований процедур, указанных в муниципальных правовых актах, с наименованиями, указанными в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства. Также следует учитывать, что указанные процедуры могут быть установлены только муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ.

При проведении проверок с целью всестороннего исследования соответствия муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, и порядок их проведения, рекомендуется использовать форму контрольного листа, указанную в приложении к настоящим Методическим указаниям (далее - Контрольный лист). При заполнении Контрольного листа необходимо использовать информацию, содержащуюся в реестрах описаний процедур, которые размещены на официальном сайте Минстроя России, а также сведения, содержащиеся в административных регламентах предоставления муниципальных услуг. Следует учитывать, что в соответствии с административными регламентами осуществляется предоставление процедур, являющихся муниципальными услугами.

При проведении проверок особое внимание необходимо уделять:

исследованию перечня документов, который заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;

установленных требований к таким документам (по форме, обязательности подачи, количеству экземпляров, необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий).

Установление в муниципальном правовом акте требования предоставления дополнительных документов, по сравнению с указанными в Реестре описаний процедур, является установлением обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, что запрещено частью 3 статьи 6 Кодекса.

При определении сферы проверки необходимо учитывать наличие перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленное законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ (при наличии такого закона субъекта Российской Федерации). Если полномочие по осуществлению процедуры таким законом передано органу государственной власти субъекта Российской Федерации, то муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения такой процедуры, подлежит признанию утратившим силу.

3. Приведение в соответствие с исчерпывающими перечнями
процедур в сферах строительства муниципальных правовых
актов в сфере земельного законодательства, устанавливающих
процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур
в сферах строительства

В исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства также включены процедуры, предусмотренные земельным законодательством, осуществляемые органами местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> Если полномочия между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления не перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в результате которого полномочия по осуществлению указанных процедур переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по контролю за соблюдением органами местного самоуправления земельного законодательства. При этом законодательство не содержит запрета для органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление мониторинга соответствующих муниципальных правовых актов. При осуществлении мониторинга муниципальных правовых актов с целью всестороннего исследования их соответствия требованиям статьи 6 Кодекса рекомендуется использовать форму Контрольного листа.

При выявлении фактов несоответствия муниципального правового акта требованиям статьи 6 Кодекса должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации при необходимости направляют в органы прокуратуры соответствующую информацию для принятия мер прокурорского реагирования.

4. Приведение в соответствие с исчерпывающими перечнями
процедур в сферах строительства нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, устанавливающих процедуры,
включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах
строительства, и порядок их проведения

Законодательством о градостроительной деятельности определены процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации (организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации).

Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ могут быть перераспределены полномочия между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе, в части осуществления процедур, указанных в исчерпывающих перечнях процедур в сферах строительства.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации может относиться также осуществление Дополнительных процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований в случае, если осуществление таких процедур органом государственной власти субъекта Российской Федерации установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

С целью приведения в соответствие с исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации необходимо исследовать нормативные правовые акты, которыми установлены включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок проведения таких процедур.

При проведении исследования соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, и порядок их проведения, рекомендуется использовать также форму Контрольного листа.

5. Дополнительные рекомендации по обеспечению соблюдения
исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства

Контроль соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливающих процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, и порядок их проведения, рекомендуется проводить на регулярной основе, в том числе, на основе прилагаемого к настоящим рекомендациям Контрольного листа, а также путем визуального осмотра размещаемой уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся описания порядка оказания услуг, включая тексты административных регламентов предоставления таких услуг.

На постоянной основе необходимо осуществлять мониторинг состава процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе, с учетом принимаемых Правительством Российской Федерации решений по внесению изменений в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, включая исключение, объединение, уточнение процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

В части обеспечения соответствия исчерпывающим перечням процедур в сферах строительства (Реестрам описаний процедур) административных регламентов предоставления муниципальных услуг, связанных с проведением процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в первую очередь необходимо обращать внимание на следующее:

наличие стандарта предоставления услуги, предусмотренной административным регламентом, в том числе, отвечающего требованиям статьи 14 Федерального закона N 210-ФЗ;

наличие описания всех возможных способов получения услуги, предусмотренной административным регламентом (если это не противоречит действующему законодательству);

наличие корректного круга заявителей, на которые распространяется административный регламент;

наличие в перечне правовых оснований для предоставления услуги, предусмотренной административным регламентом, актуальных (действующих) реквизитов нормативных правовых актов;

наличие предельного срока предоставления услуги, предусмотренной административным регламентом, не превышающего срока, установленного действующим законодательством;

наличие исчерпывающего перечня документов, которые заявитель обязан предоставить для получения услуги, предусмотренной административным регламентом, отвечающего требованиям действующего законодательства;

наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, отвечающего требованиям действующего законодательства (например, если действующим законодательством (Реестром описаний процедур), не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, то в административном регламенте должно быть четко указано, что такой перечень отсутствует);

наличие исчерпывающего перечня оснований для отказа (приостановки) в предоставлении услуги, предусмотренной административным регламентом, отвечающего требованиям действующего законодательства (например, если действующим законодательством (Реестром описаний процедур), не предусмотрены основания для отказа (приостановки) в предоставлении услуги, предусмотренной административным регламентом, то в административном регламенте должно быть четко указано, что такой перечень отсутствует);

наличие четкого описания сведений (документов), необходимых для оказания услуги, которые уполномоченный орган может получить, в том числе, в рамках межведомственного взаимодействия у других органов власти (организаций), включая перечень данных органов власти (организаций);

доступность актуальной полной версии (с учетом всех внесенных изменений) текста административного регламента на официальном сайте уполномоченного органа власти и/или иных возможных источниках информации;

наличие актуального описания услуги, соответствующего действующему административному регламенту, на соответствующих сайтах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая срок оказания услуги, способы подачи заявлений и получения результата, стоимость и порядок оплаты, основания для оказания услуги, основания для отказа, результат оказания услуги.

6. Информирование заявителей о порядке и сроках
предоставления государственных и муниципальных услуг

По итогам анализа информации, размещенной органами государственной власти и органами местного самоуправления на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальных сайтах указанных органов власти, выявлены проблемы размещения неактуальной и недостоверной информации о государственных и муниципальных услугах, которая, в свою очередь, вводит в заблуждение заявителя, что объективно отражается на оценке качества оказания государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - постановление 861, Федеральный реестр, Положение о реестре), Правила ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Правила ведения Федерального реестра), Требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).

Федеральный реестр состоит из 5 разделов, в состав которых входят реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (раздел "Б" Федерального реестра) и реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления (раздел "В" Федерального реестра).

В соответствии с пунктом 11 Положения о реестре Минэкономразвития России является уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра и выполняет, в частности, функции по осуществлению мониторинга и анализу сведений об услугах (функциях), размещенных в Федеральном реестре.

Согласно пункту 15 Положения о Реестре руководители и ответственные лица участников информационного взаимодействия, к которым, в частности, относятся исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, несут ответственность за полноту и достоверность сведений об услугах (функциях), представленных для размещения в Федеральном реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их представления.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет ведение разделов "Б" и "В" Федерального реестра.

При этом согласно пункту 19 Правил ведения Федерального реестра порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при формировании сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целях исключения случаев размещения неактуальной и недостоверной информации о государственных и муниципальных услугах, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо обеспечить исполнение требований статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ, Постановления N 861, в том числе, в рамках систематического мониторинга качества информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, размещенной органами государственной власти и органами местного самоуправления на Едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг, официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Приложение
к Методическим указаниям
по приведению нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации
и муниципальных правовых актов
в соответствие с требованиями
федерального законодательства

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
проверки соблюдения порядка проведения процедуры,
предусмотренной исчерпывающими перечнями процедур
в сферах строительства, утвержденных
Правительством Российской Федерации

Процедура: N ______________________________________________

1. Регламентация процедуры нормативными правовыми актами

1.1. Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлена обязательность прохождения процедуры (установлено требование о необходимости предоставления результирующего документа процедуры)

Уровень нормативного правового акта
федеральный
Вносятся сведения из реестра описаний процедур
субъективный
муниципальный

1.2. Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлен порядок прохождения процедуры (установлены необходимые документы для процедуры, срок, стоимость, основания для отказа и т.п.)

Уровень нормативного правового акта
федеральный
Вносятся сведения из реестра описаний процедур
субъективный
муниципальный

2. Документы, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры

2.1. Перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для проведения процедуры

Документы, предусмотренные реестром описаний процедур
Дополнительные документы, выявленные по результатам контрольных мероприятий, требования к этим документам (по форме, обязательности подачи, количеству экземпляров, необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий)
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлена обязательность предоставления дополнительных документов

2.1. Требования к документам, предусмотренным реестром описания процедур (заполняется в отношении каждого документа)

Наименование документа ____________________________________

Требования к документам
Требования в соответствии с реестром описаний процедур
Дополнительные требования, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлены дополнительные требования
по форме
обязательности подачи
количеству экземпляров
необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий

3. Перечень документов, получаемых заявителем в результате проведения процедуры

Документы, предусмотренные реестром описаний процедур
Дополнительные документы, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлена обязательность выдачи заявителю дополнительных документов

4. Основания для отказа в принятии заявления и требуемых документов для проведения процедуры, основания для приостановления проведения процедуры

Основания, указанные в реестре описаний процедур
Дополнительные основания, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлены дополнительные основания

5. Основания для отказа в выдаче заключения, в том числе в выдаче отрицательного заключения, основание для непредоставления разрешения или отказа в иной установленной форме заявителю по итогам проведения процедуры

Основания, указанные в реестре описаний процедур
Дополнительные основания, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлены дополнительные основания

6. Срок проведения процедуры

Срок, указанный в реестре описаний процедур
Отклонения от установленного срока, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлены иные сроки по отношению к указанным в реестре описаний

7. Стоимость проведения процедуры для заявителя или порядок определения такой стоимости

Стоимость, указанная в реестре описаний процедур
Отклонения от установленной стоимости, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлена иная стоимость по отношению к указанной в реестре описаний

8. Форма подачи заявителем документов для проведения процедуры (на бумажном носителе или в электронной форме)

Форма подачи заявителем документов на проведение процедуры
Формы подачи документов, выявленные по результатам контрольных мероприятий
Наименование и структурные единицы нормативных правовых актов, которыми установлены дополнительные формы подачи документов, либо ограничения на формы подачи документов
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области