МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 августа 2016 г. N 15-2/10/В-5638
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет для использования в работе и популяризации (распространения) среди работодателей программу "Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни", разработанную Минздравом России во исполнение пункта 4 Протокола заседания межведомственной рабочей группы по разработке системы социально-экономической мотивации граждан и работодателей к сохранению и укреплению здоровья населения Российской Федерации от 17 марта 2016 г.
Программа согласована Минобрнауки России и Роспотребнадзором.
Заместитель Министра
Г.Г.ЛЕКАРЕВ
ПРОГРАММА
"ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ
РАБОТОДАТЕЛИ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ
К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ И ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ"
(срок обучения 36 академических часов)
Общие положения
1. Вид программы: практикоориентированная.
2. Цель программы: формирование у работодателей готовности к охране здоровья граждан путем организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на повышение мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведения здорового образа жизни.
3. Контингент обучающихся: работодатели.
4. Содержание программы:
4.1. Рабочая программа учебного модуля "Профилактика наркологических расстройств";
4.2. Рабочая программа учебного модуля "Укрепление здоровья и профилактика хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте";
4.3. Рабочая программа учебного модуля "Основы здорового питания";
4.4. Рабочая программа учебного модуля "Основы иммунопрофилактики. Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения".
Рабочая программа учебного модуля "Профилактика
наркологических расстройств"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на отказ от употребления алкоголя, табака и наркотических веществ и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
овладеть знаниями: о закономерностях формирования зависимости от психоактивных веществ (далее - ПАВ) и преимуществах ведения здорового образа жизни, о методах профилактики зависимости от ПАВ;
овладеть приемами эффективной коммуникации и мотивации к здоровому образу жизни, навыками саморегуляции.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- законодательство Российской Федерации в сфере противодействия ПАВ;
- основные представления о структуре здорового образа жизни;
- факторы риска формирования зависимого поведения от ПАВ;
- медико-социальные последствия потребления ПАВ;
- основы профилактики табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств,
уметь:
- своевременно выявлять факторы риска развития наркологических заболеваний и мотивировать на изменение дезадаптивных форм поведения;
- формировать эффективные внутренние коммуникации, создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
- применять практические методики регуляции поведения конкретного человека и собственной психической деятельности, мотивации сотрудников на ведение здорового образа жизни.
Учебный план
Наименование разделов и тем
|
Содержание
|
Трудоемкость <1>
|
Л <2>
|
ПЗ <3>
|
Форма контроля
|
1. Общие вопросы наркологии
|
|||||
1.1. Нормативные правовые документы, регулирующие сферы антинаркотической антиалкогольной и антитабачной государственной политики Российской Федерации
|
1. "Концепция общественной безопасности в Российской Федерации", утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685;
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
3. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
4. Федеральный закон Российской Федерации от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
5. Административный и Уголовный кодекс Российской Федерации;
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
Собеседование
|
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р "Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года";
7. Единая конвенция Организации объединенных наций по наркотическим средствам (1961 г.);
8. Конвенция Организации объединенных наций о психотропных веществах (1971 г.);
9. Конвенция Организации объединенных наций о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.);
10. Европейская хартия по алкоголю Всемирной организации здравоохранения (1995 г.)
|
|||||
11. Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (2003 г.)
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
||
1.2. Эпидемиология наркологических расстройств
|
Исторические аспекты распространения и лечения пьянства, алкоголизма, наркомании и табакокурения в России и в мире
Современные тенденции распространения наркологических заболеваний в России и в мире
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
1.3. Порядок оказания наркологической помощи на территории Российской Федерации
|
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи но профилю "Психиатрия наркология" и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и/или расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ"
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
1.4. Организация и тактика действий администрации (работодателя) по отстранению сотрудника от выполнения трудовых обязанностей в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения
|
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации;
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2. Понятия наркотической, алкогольной и других форм зависимостей. Виды и формы наркологической профилактики
|
|||||
2.1. Химические и нехимические виды зависимости
|
Понятия зависимости: химические (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение);
нехимические (игромания, компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения).
Виды зависимости: психическая и физическая
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
Собеседование
|
2.2. Факторы риска и факторы защиты развития наркологических заболеваний
|
Био-психо-социо-духовная модель развития наркологических заболеваний. Классификация факторов риска и факторов защиты в зависимости от уровня их проявления: биофизиологические, индивидуально-психологические, макросоциальные, микросоциальные
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.3. Понятие, виды, цели и задачи профилактики наркологических расстройств
|
Понятие первичной, вторичной и третичной профилактики. Позитивный подход к профилактике. Субъекты и объекты профилактики. Медицинские и социальные последствия потребления психоактивных веществ. Приемы пропаганды здорового образа жизни. Способы раннего выявления злоупотребляющих ПАВ.
Социальная терапия (интервенция) и методы ее осуществления. Информационные и правовые основы организации и проведения социального прессинга
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.4. Принципы здорового образа жизни
|
Составляющие здорового образа жизни. Принципы сохранения здоровья. Социально-культурные аспекты феномена здоровья. Современные представления о здоровье. Критерии и нормы здоровья. Условия и мотивация ведения здорового образа жизни.
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.5. Медико-социальные последствия злоупотребления спиртными напитками, алкоголизм
|
Механизм действия алкоголя на организм. Бытовое пьянство и алкоголизм. Принципы диагностики. Фетальный алкогольный синдром, последствие употребления алкоголя женщиной во время беременности. Диагностический маркер хронического злоупотребления алкоголем (карбогидрат дефицитный трансферрин). Стадии болезненной зависимости от алкоголя. Общие принципы лечения и реабилитации больных алкоголизмом
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.6. Медико-социальные последствия незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
|
Классификация и перечень наркотических средств и психотропных веществ (далее - НСиПВ). Разрушающее действие НСиПВ на организм человека. Психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением НСиПВ. Методы экспресс-диагностики употребления НСиПВ. Общие принципы диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
Собеседование
|
2.7. Негативные последствия окружающего табачного дыма
|
Токсическое действие табачного дыма на организм человека. Индекс курильщика. Критерии стратификации риска сердечно-сосудистых осложнений. Способы отказа от курения. Общие принципы лечения табачной зависимости. Никотин-заместительная терапия
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.8. Нехимические виды зависимости
|
Игромания (лудомания), компьютерная зависимость, шопоголизм, нарушения пищевого поведения. Трудоголизм, как форма зависимого поведения
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.9. Профилактика факторов риска среди Дифференцированных групп населения
|
Профилактические мероприятия по предупреждению саморазрушительного образа жизни. Возрастные и тендерные критерии организации профилактических воздействий
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
2.10. Организация профилактических мероприятий в трудовых коллективах
|
Роль и возможности трудового коллектива в профилактике зависимого поведения сотрудников. Медико-социальные приемы мотивации сотрудников на здоровый образ жизни. Формирование потребности в осознанном отношении к собственному здоровью. Формирование приверженности здоровому образу жизни. Социальное партнерство. Межведомственное взаимодействие
|
0,5
|
0,25
|
0,25
|
Собеседование
|
2.11. Психологический тренинг развития коммуникативных навыков
|
Психологический тренинг развития коммуникативных навыков и навыков саморегуляции
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Всего
|
9
|
4,5
|
4,5
|
--------------------------------
<1> Трудоемкость определяет общее количество академических часов, планируемых на изучение раздела.
<2> Л - лекции.
<3> ПЗ - практические занятия.
Рабочая программа учебного модуля "Укрепление здоровья
и профилактика хронических неинфекционных заболеваний
на рабочем месте"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на ведение физически активного образа жизни, укреплению здоровья, профилактике хронических неинфекционных заболеваний на рабочем месте и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: о физиологических принципах рационализации режимов труда и отдыха; специфических показателях вредного воздействия производственных факторов; о профессиональном риске для здоровья работника: категории опасность, риск, вред и ущерб (физический и моральный),
- овладеть приемами профилактики стресса на рабочем месте заболеваний, обоснованных профессиональной ориентацией, пропаганды здорового образа жизни, рационального питания, физической активности.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- виды хронических неинфекционных заболеваний (далее - ХНИЗ) и факторы риска; ХНИЗ, как социальное и экономическое бремя для государства, региона и работодателя;
- факторы риска ХНИЗ и рабочее место;
- меры по профилактике и укреплению здоровья на рабочем месте;
- программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем месте,
уметь:
- проводить профилактические мероприятия по предупреждению ХНИЗ, укреплению здоровья на рабочем месте;
- реализовывать программы профилактики и укреплению здоровья на рабочем месте;
- анализировать отечественный и международный опыт профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте и уметь применять его.
Учебный план
Наименование разделов и тем
|
Содержание
|
Трудоемкость
|
Л
|
ПЗ
|
Форма контроля
|
1. ХНИЗ и факторы риска: социальное и экономическое бремя для государства, региона и работодателя
|
Заболеваемость и смертность от ХНИЗ в России.
Вклад факторов риска в заболеваемость и смертность.
Социально-экономическое бремя ХНИЗ на уровне государства и региона и работодателя
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Собеседование
|
2. Факторы риска ХНИЗ и рабочее место
|
Рабочее место, как фактор риска ХНИЗ.
Факторы риска, ассоциированные с разными вариантами трудовой деятельности.
Формирование и закрепление факторов риска в коллективах
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Тестирование
|
3. Меры по профилактике и укреплению здоровья на рабочем месте
|
Идея сохранения здоровья, как значимый элемент корпоративной этики.
Каналы и методы коммуникации с работниками по вопросам ведения здорового образа жизни.
Содержание и формы коммуникации, важность личного примера руководства.
Формы и примеры массовых акций и мероприятий по продвижению здорового образа жизни в коллективах
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Собеседование
|
4. Организационные и инфраструктурные меры профилактики и продвижения здорового образа жизни
|
Создание условий для здорового образа жизни в организации.
Рациональное питание: организация работы столовых и буфетов. Физическая активность: спортивные залы, групповые занятия, абонементы.
Меры по стимулированию отказа от употребления алкоголя и табака на рабочем месте
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Решение задач
|
5. Медицинские меры профилактики на рабочем месте
|
Усиление профилактической работы медицинской службы организации и интеграция с программой диспансеризации. Программы дополнительного медицинского страхования
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Решение задач
|
6. Программы профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте
|
Программный цикл, как условие эффективности реализуемых профилактических мер.
Планирование реализации программы профилактики с прогнозированием ожидаемой эффективности: улучшение здоровья, повышение вовлеченности и лояльности сотрудников, экономические и имиджевые эффекты.
Оценка ситуации с состоянием здоровья сотрудников конкретного коллектива.
Руководство, организация и взаимодействие структурных подразделений при реализации программ профилактики
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Тестирование
|
7. Отечественный и международный опыт организации профилактики и укрепления здоровья на рабочем месте
|
Примеры эффективных программ профилактики на рабочем месте в России и за рубежом: структура, эффективность, анализ причин эффективности/неэффективности отдельных компонентов
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Собеседование
|
Политика Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций по развитию программ здоровья на рабочем месте, как эффективной модели укрепления здоровья.
Мотивация на правильное питание и двигательную активность
|
1
|
0,5
|
0,5
|
||
8. Основные типы корпоративных программ здоровья на рабочем месте
|
Просветительские и образовательные мероприятия среди работников по повышению знаний о ХНИЗ, факторов риска и их развития: групповые и индивидуальные занятия, информационные материалы (печатные, интернет-ресурсы);
Профилактика курения: запрет на курение в рабочее время, помощь работникам (и членам их семей) при отказе от табака и лечении табачной зависимости;
Организация профилактического скрининга/обследования работников для выявления ранних форм заболеваний и контроля за уровнем и динамикой факторов риска;
Программы по коррекции веса тела: помощь работникам в реализации индивидуальных программ по коррекции питания и повышения физической активности: нормализация питания (информирование работников об основах здорового питания и создание условия для здорового питания на производстве), норматазация физической активности (образовательная, санитарно-просветительская работа);
Создание условия для занятий физическими упражнениями в рабочее и внерабочее время, преобразование производственной среды, финансовая/спонсорская поддержка занятий в спортивных клубах, создание условий для минимизаций последствия стрессовых состояний.
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Тестирование
|
Всего:
|
9
|
4,5
|
4,5
|
Рабочая программа учебного модуля
"Основы здорового питания"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников на применение основ рационального питания в повседневной жизни, укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: принципов рационального питания, норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии;
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей;
- теоретические основы рационального питания;
- физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии;
- признаки пищевых отравлений и принципы их профилактики,
уметь:
- обеспечивать мониторинг за состоянием фактического питания сотрудников предприятия;
- проводить санитарно-просветительской работы среди работников; организовывать и проводить гигиеническое обучение лиц, работающих на предприятии.
Учебный план
Наименование разделов и тем
|
Содержание
|
Трудоемкость
|
Л
|
ПЗ
|
Форма контроля
|
1. Нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей
|
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Государственный надзор за товарами и услугами
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Собеседование
|
3. Теоретические основы рационального питания
|
Государственная политики в области здорового питания населения России и пути ее решения.
Структура питания населения России.
Теория сбалансированного питания
|
2
|
1
|
1
|
|
2. Гигиеническое обучение работников
|
Организация, задачи, принципы и методы гигиенического обучения работников по вопросам здорового питания
|
2
|
1
|
1
|
Собеседование
|
4. Физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии
|
Понятие "Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии". Оценка качественной и количественной стороны питания.
Научные основы лечебно-профилактического питания. Лечебно-профилактическое питание в связи с вредными условиями трудовой деятельности
|
2
|
1
|
1
|
|
5. Пищевые отравления и их профилактика
|
Современная классификация и анализ пищевых отравлений: пищевые отравления микробной и немикробной природы
|
2
|
1
|
1
|
|
Всего:
|
9
|
4,5
|
4,5
|
Рабочая программа учебного модуля
"Основы иммунопрофилактики.
Профилактика ВИЧ-инфекции для работающего населения"
Цель: формирование у работодателей способностей по стимулированию и мотивированию работников к профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДА и ведению здорового образа жизни.
Задачи:
- овладеть знаниями: принципов иммунопрофилактики, профилактики ВИЧ-инфекции.
- овладеть приемами санитарно-просветительской работы среди работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции,
По итогам обучения слушатели должны:
знать:
- нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения иммунопрофилактики, а также профилактики ВИЧ-инфекции;
- теоретические основы иммунопрофилактики;
- профилактические меры по предупреждению ВИЧ-инфекции;
- общие вопросы организации доврачебной помощи больным с инфекционной патологией;
- организацию санитарно-просветительной работы и гигиенического воспитания работников;
уметь:
- проводить общие профилактические мероприятия;
- проводить санитарно-просветительную работу среди работников предприятия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
Учебный план
Наименование разделов и тем
|
Содержание
|
Трудоемкость
|
Л
|
ПЗ
|
Форма контроля
|
1. Нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения иммунопрофилактики, а также профилактики ВИЧ-инфекции
|
Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
|
1
|
0,5
|
0,5
|
Собеседование
|
2. Основы иммунопрофилактики
|
Значение иммунопрофилактики в предупреждении инфекционных заболеваний Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров"
|
2
|
1
|
1
|
|
3. Профилактика ВИЧ-инфекции среди трудоспособного населения
|
Особенности распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации и мире.
Источники инфекции и пути заражения ВИЧ-инфекцией.
Нарушения иммунной системы при ВИЧ-инфекции.
Приоритет проведения просветительских работ среди работников по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Организация работы различных центров по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией и СПИДом
|
6
|
3
|
3
|
|
4. Правовые основы защиты трудовых прав ВИЧ-инфицированных работников в России
|
Проблемы дискриминации ВИЧ-инфицированных. Универсальные и региональные правозащитные конвенции ВИЧ-инфицированных в области социальной защиты.
Нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам труда и занятости ВИЧ-инфицированных.
Социально-бытовая помощь ВИЧ-инфицированным, право на получение образования, переквалификации и трудоустройства
|
2
|
1
|
1
|
|
Всего:
|
11
|
5,5
|
5,5
|
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области