Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 N 8977/03-04 <О направлении ответов на часто задаваемые вопросы, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции>


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА

ПИСЬМО
от 30 апреля 2013 г. N 8977/03-04

Росалкогольрегулирование в соответствии с пунктом 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154, направляет ответы на часто задаваемые вопросы граждан и организаций, касающиеся регулирования розничной продажи алкогольной продукции для использования в работе при рассмотрении аналогичных обращений.

В.В.ЗАСЛАВСКИЙ

Приложение

ОТВЕТЫ
НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РОЗНИЧНОЙ
ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

1. Подлежит ли лицензированию розничная продажа, производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи?

Лицензирование розничной продажи, а также деятельности по закупке, хранению и поставке пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи действующим федеральным законодательством не предусмотрено.

2. Обязательно ли наличие складского помещения при осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи?

Согласно абзацу третьему пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Федеральный закон) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

Таким образом, наличие складского помещения является обязательным условием при осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

3. Существуют ли ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи?

Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, с 23 часов до 8 часов по местному времени.

Вместе с тем следует обратить внимание, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (второй абзац пункта 5 статьи 16 Федерального закона).

4. Установлены ли требования к площади торговых объектов при осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи?

Ограничения по общей площади стационарных торговых объектов и складских помещений при осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи действующим федеральным законодательством не предусмотрены.

5. Необходимо ли наличие контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход?

Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

6. Что считать стационарным торговым объектом, указанным в статье 16 Федерального закона?

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона определено, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено понятие стационарного торгового объекта, как торгового объекта, представляющего собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Учитывая позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г. по делу N 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Какие документы должны сопровождать оборот алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи?

Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона установлен перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, статьей 26 Федерального закона запрещен оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии.

Учитывая изложенное, оборот алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, сопровождается документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона, а также сертификатами соответствия или декларациями о соответствии.

8. Распространяются ли на розничную продажу напитков с содержанием этилового спирта 0,5 и менее процентов ограничения, установленные Федеральным законом для розничной продажи алкогольной продукции?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 656.

Таким образом, напитки с содержанием этилового спирта 0,5 процентов не являются алкогольной продукцией. Следовательно, ограничения, установленные законодательством в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не распространяются на розничную продажу указанных напитков.

9. Может ли организация осуществлять покупателям доставку алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи на дом?

Согласно пункту 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2007 г. N 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

10. При розничной продаже алкогольной продукции должен ли находиться стационарный торговый объект по одному адресу со складским помещением?

В соответствии с пунктами 19, 20 статьи 19 Федерального закона организация, вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности только по местам нахождения обособленных подразделений, указанных в лицензии. Порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона.

Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона несоответствие организации лицензионным требованиям, установленным данной статьей, является основанием для отказа в выдаче лицензии.

Из смысла статьи 19 Федерального закона следует, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, должно соответствовать установленным Федеральным законом лицензионным требованиям.

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые объекты и складские помещения.

Таким образом, каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

11. Как долго организация - покупатель алкогольной продукции должна хранить товаросопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным, сертификаты)?

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определены сроки хранения организациями первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела и не могут составлять менее 5 лет.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень).

Статьей 362 Перечня установлено, что первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, хранятся 5 лет.

Таким образом, организация-покупатель после отгрузки (приобретения) продукции обязана хранить товаросопроводительные документы не менее 5 лет.

12. Может ли организация - соискатель лицензии получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при наличии у нее стационарных торговых объектов в аренде, срок которой договором не определен?

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения.

Согласно подпункту 3 пункта 3.2 статьи 19 Федерального закона для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Таким образом, для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции организации необходимы документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой должен быть определен договором и составлять один год и более. Федеральным законом не предусмотрена возможность предоставления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при наличии у соискателя лицензии указанных помещений в аренде, срок которой не определен.

13. Допускается ли продажа алкогольной продукции на бортах самолетов?

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона запрещается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.

Данный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Услуга общественного питания - это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 3.1 ГОСТ Р 50764-2009, утвержден приказом Ростехрегулирования от 3 ноября 2009 г. N 495-ст). Услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают в себя, в том числе, организацию потребления алкогольных напитков на месте оказания услуг (пункт 4.4 указанного ГОСТ).

Таким образом, на бортах воздушных судов организациями при оказании ими услуг общественного питания может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, а магазинами беспошлинной торговли всей алкогольной продукции.

При этом каждое место продажи алкогольной продукции должно быть указано в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пункт 19 статьи 19 Федерального закона).

Также обращаем внимание, что лицо, непосредственно осуществляющее отпуск алкогольной продукции (продавец), должно соблюдать требования Федерального закона.

14. Относятся ли аптеки к медицинским организациям, указанным в пункте 2 статьи 16 Федерального закона?

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В целях Закона N 323-ФЗ к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Деятельность по обороту лекарственных средств, осуществляемая аптеками и аптечными сетями, не включена в указанный перечень.

Следовательно, аптеки не относятся к медицинским организациям.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области