Письмо Росавиации от 03.08.2017 N Исх-17385/02 "Информация по безопасности полетов N 10"


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 3 августа 2017 г. N Исх-17385/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10

Ежегодно с наступлением летнего периода возрастает интенсивность полетов воздушных судов авиации общего назначения (далее - ВС АОН) и, как следствие, число авиационных происшествий с ВС АОН с тяжелыми последствиями.

27.07.2017 в районе города Пицунда (Республика Абхазия) при выполнении, так называемого, экскурсионного полета произошла катастрофа самолета Че-23М RA-2604G физического лица (владелец ВС - Куприн О.В). Пилот и два пассажира (из них один ребенок) погибли. ВС разрушено.

Пилотировал ВС Семенов А.В., обладатель свидетельства авиационного специалиста государственной авиации, выданного в 2005 году Калужским АЛТУ РОСТО (ДОСААФ), что является нарушением требований части 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации. Предварительный анализ указанного свидетельства позволяет предполагать элементы фальсификации в части оформления соответствующих разделов свидетельства с применением оттисков печатей различных организаций.

С начала 2017 года по состоянию на 27.07.2017 с ВС АОН Российской Федерации произошло тринадцать авиационных происшествий, в том числе 6 катастроф с гибелью 14 человек и семь аварий.

При выполнении различного рода "экскурсионных" и "прогулочных" полетов на ВС АОН продолжают гибнуть и терять здоровье люди, доверившие свою жизнь и жизнь своих детей пилотам, которые приобрели и эксплуатируют ВС в коммерческих целях, не имея на то каких-либо законных оснований.

Так, 08.08.2015 в районе н.п. Лечищево (Истринское водохранилище) произошло столкновение в воздухе самолета Cessna U206F RA-67523 и вертолета R-44 RA-04383 частных лиц. Катастрофа произошла в результате столкновения ВС в воздухе в процессе выполнения полета по ПВП в воздушном пространстве класса "G". Находившиеся на борту самолета пилот и 4 пассажира (в том числе 2 детей), на борту вертолета - пилот и 3 пассажира погибли. ВС разрушены и затонули. В нарушение требований статей 53 и 57 Воздушного кодекса Российской Федерации полеты на гидросамолете Cessna U206F RA-67523 осуществлялись лицом, не имеющим свидетельства пилота ГА, выданного уполномоченным органом.

01.11.2016 в районе г. Адлера произошло авиационное происшествие с вертолетом Eurocopter AS-350 B3 RA-07275 ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка". При выполнении "ознакомительного" полета над Черноморским побережьем в результате столкновения вертолета с землей один пассажир погиб, еще один в результате тяжелых травм скончался в больнице. Три пассажира и КВС получили серьезные травмы и были эвакуированы в больницу. Таким образом, из шести человек, находившихся на борту самолета, двое погибли, четверо получили серьезные телесные повреждения.

Фотографии с места катастроф прилагаются.

Основными причинами, вследствие которых продолжают происходить авиационные происшествия с ВС АОН, остаются:

столкновение с препятствиями (ЛЭП, деревья, здания) при выполнении полетов на малой высоте;

потеря управляемости в полете (нарушения эксплуатационных ограничений, установленных РЛЭ самолета (вертолета), при попытках выполнения фигур пилотажа; ошибки в технике пилотирования, приводившие к превышению ограничений по крену и углу атаки (скорости) при выполнении маневрирования на малой высоте);

потеря пространственной ориентировки;

отказ систем ВС, двигателя.

В рамках деятельности по предотвращению гибели и нанесения ущерба здоровью граждан в результате использования ВС АОН в целях, не предусмотренных воздушным законодательством Российской Федерации, в качестве неотложных дополнительных мер предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров.

1.2. Повторно изучить с указанными лицами письмо Росавиации от 02.08.2013 N АН1.02-2391 (Информация по безопасности полетов N 13 за 2013 год).

1.3. Проконтролировать выполнение территориальными органами Росавиации задач, поставленных в пункте 1.2 Информации по безопасности полетов N 13 за 2013 год.

1.4. Обратить внимание специалистов территориального органа на необходимость постоянного взаимодействия с подразделениями полиции, прокуратуры и ФСБ России в части оперативного предоставления информации, необходимой для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов воздушных судов гражданской авиации и незарегистрированных воздушных судов;

1.5. Продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;

1.6. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.

2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН, эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ, владельцам ВС АОН:

2.1. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий времени суток и предполагаемых мест посадок;

2.2. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность как пилотов ВС, так и юридических лиц за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.

А.В.НЕРАДЬКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области