МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 10
С наступлением весенне-летнего периода увеличивается интенсивность полетов воздушных судов АОН и, как следствие, число авиационных происшествий и нарушений порядка использования воздушного пространства воздушными судами АОН.
В течение 5 месяцев 2013 года с воздушными судами АОН произошло 10 авиационных происшествий. При этом 8 авиационных происшествий произошло с незарегистрированными воздушными судами и, соответственно, не имеющими сертификат летной годности. Два других авиационных происшествия произошли при выполнении полетов на воздушных судах зарегистрированных, но при отсутствии сертификата летной годности. Кроме того, в течение 2013 года произошло 3 авиационных происшествия и 1 серьезный инцидент с воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ.
Происшедшие в течение 5 месяцев 2013 года авиационные происшествия и серьезные инциденты с воздушными судами АОН и эксплуатантов, имеющих сертификат только на выполнение авиационных работ, произошли вследствие:
- столкновения с препятствиями (ЛЭП, деревья, здания) при выполнении полетов на малой высоте;
- ошибок при подборе посадочных площадок с воздуха (неучет состояния поверхности площадки и наличия препятствий);
- ошибок в технике выполнения взлета (отрыв на меньшей скорости) и посадки (ошибки в компенсации ветра, неправильное использование тормозов);
- потери управляемости в полете (из-за нарушения ограничений РЛЭ при выполнении фигур сложного и высшего пилотажа; ошибки в пилотировании, приводившие к превышению ограничений по крену и углу атаки (скорости) при выполнении маневрирования на малой высоте);
- отказа двигателя (из-за заправки ВС некачественным бензином, нарушения правил летной и технической эксплуатации двигателя).
Обстоятельства авиационных происшествий с воздушными судами АОН и воздушными судами эксплуатантов, имеющих сертификат на право выполнения авиационных работ, приведены в Приложении к настоящей информации.
В ранее подготовленных Росавиацией информациях по безопасности полетов (Информация о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 9 месяцев 2012 года, приложение 1, стр. 41 - 45) отмечалось, что авиационным происшествиям с воздушными судами АОН способствует переоценка пилотами своих навыков в управлении воздушным судном, недостаточная осмотрительность при выполнении полетов на малой высоте, а также сознательное нарушение правил полетов и правил использования воздушного пространства.
На нарушения при проведении работ по сертификации единичных экземпляров воздушных судов обращалось внимание в Информации о недостатках в сертификации единичных экземпляров воздушных судов, выявленных при расследовании авиационных происшествий за период с 2006 по 2011 годы (письмо Росавиации 24.07.2012 N 02.3-820).
Информирую о том, что с целью расширения сферы контроля за полетами воздушных судов АОН Росавиацией направлено обращение в МВД России с предложением активизации совместной деятельности подразделений полиции и территориальных органов Росавиации для выявления и пресечения нарушений правил полетов и правил использования воздушного пространства, а также привлечения к ответственности лиц, их допускающих.
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до старших авиационных начальников посадочных площадок, эксплуатантов и частных владельцев ВС АОН, руководителей авиационных учебных центров.
1.2. Обратить внимание специалистов территориального органа на необходимость постоянного взаимодействия с подразделениями полиции, прокуратуры и ФСБ России в части оперативного предоставления информации и выделения сил, необходимых для решения задач выявления и пресечения незаконных полетов воздушных судов гражданской авиации и незарегистрированных воздушных судов.
1.3. Продолжать работу по использованию местных средств массовой информации с целью пропаганды соблюдения установленных требований воздушного законодательства в области обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.4. Во взаимодействии с территориальными подразделениями УГАН НОТБ Ространснадзора и правоохранительными органами принимать соответствующие меры реагирования по авиационным событиям и результатам инспекционного контроля деятельности юридических и физических лиц по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
1.5. До 20.06.2013 организовать и провести кустовые совещания со старшими авиационными начальниками посадочных площадок, эксплуатантами и частными владельцами ВС АОН, руководителями авиационных учебных центров (занимающихся подготовкой пилотов-любителей), в ходе которых рассмотреть основные ошибки и нарушения в летной и технической эксплуатации ВС, приводившие к авиационным происшествиям с ВС АОН. Обратить внимание на условия и порядок организации выполнения полетов в воздушном пространстве класса C и G.
2. Рекомендовать эксплуатантам ВС АОН и эксплуатантам, имеющим сертификат на право выполнения авиационных работ:
2.1. Обратить внимание на административную и уголовную ответственность пилотов за нарушение требований воздушного законодательства Российской Федерации при организации и выполнении полетов.
2.2. С целью обеспечения эффективности поисково-спасательных работ не пренебрегать, при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G, возможностью уведомлять органы ОВД о маршруте полета, предполагаемых местах посадок и времени стоянки на них.
2.3. Максимально объективно оценивать собственные навыки выполнения полетов с учетом фактических и прогнозируемых погодных условий, времени суток и предполагаемых мест посадок.
3. Об исполнении доложить в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации до 24.06.2012.
Заместитель Руководителя
О.Г.СТОРЧЕВОЙ
Приложение
к письму Росавиации
от 4 июня 2013 г. N 4.02-348
АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ АОН
В ЯНВАРЕ - МАЕ 2013 ГОДА
┌───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐ │ N │ Дата события │ Тип и бортовой │Классификация│ Обстоятельства/причина события │ │п/п│ и место события │ номер воздушного │ события │ │ │ │ │ судна │ │ │ ├───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┤ │ Незарегистрированные воздушные суда │ ├───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┤ │1 │03.02.2013 │Дельталет P-16, │катастрофа │ Пилот дельталета выполнял тренировочный полет над │ │ │г. Краснотурьинск, │не зарегистрирован │ │населенным пунктом. При пролете над 9-ти этажным домом │ │ │Свердловской │ │ │дельталет лыжей зацепил крышу дома и упал на землю. │ │ │области │ │ │Пилот погиб, пассажир скончался по дороге в больницу. │ │ │ │ │ │Из жильцов дома никто не пострадал. Отделившейся от │ │ │ │ │ │дельталета лыжей был поврежден частный автомобиль │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │2 │03.05.2013 │Самолет J-170, │авария │ При выполнении полета с пассажиром в воздушном │ │ │нп Псебай │не зарегистрирован │ │пространстве класса C самолет зацепил линию │ │ │Краснодарский край │ │ │электропередачи, повредил левое полукрыло и произвел │ │ │ │ │ │грубую посадку в районе реки Малая Лаба. Пилот и │ │ │ │ │ │пассажир от госпитализации отказались │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │3 │14.05.2013 │Мотодельтаплан, │катастрофа │ Выполнялся полет с пассажиром на борту. При выполнении│ │ │г. Глазов, │не зарегистрирован │ │полета в районе Глазовской метеостанции мотодельтаплан │ │ │Республика Удмуртия│ │ │столкнулся с деревьями, пассажир погиб │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │4 │23.05.2013 │Самолет │авария │ При попытке взлета на самодельном несертифицированном │ │ │Боковский район, │(без типа), │ │летательном аппарате, пилот на высоте 20 метров не │ │ │Ростовская область │не зарегистрирован │ │справился с управлением. Летательный аппарат столкнулся│ │ │ │ │ │с землей и разрушился │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │5 │25.05.2013 │Мотодельтаплан, │катастрофа │ Летательный аппарат столкнулся с деревьями и застрял в│ │ │Дмитровский район, │не зарегистрирован │ │кроне одного из них. Погибли пилот и пассажир │ │ │Московская область │ │ │ │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │6 │26.05.2013 район │Гидросамолет Че-22,│катастрофа │ После окончания заявленных полетов на посадочной │ │ │посадочной площадки│не зарегистрирован │ │площадке, владелец (он же пилот) незарегистрированного │ │ │Новотитаровская │ │ │гидросамолета Че-22 произвел несанкционированный взлет │ │ │(Белевцы) │ │ │с 2-мя пассажирами на борту. При выполнении полета по │ │ │ │ │ │кругу самолет столкнулся с землей. Все 3 человека, │ │ │ │ │ │находившиеся на борту самолета, погибли │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │7 │29.05.2013 │Х-32 "Бекас", │катастрофа │ При выполнении авиационно-химических работ самолет │ │ │Крымский район, │не зарегистрирован │ │столкнулся с ЛЭП. Пилот погиб │ │ │Краснодарский край │ │ │ │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │8 │31.05.2013 │СП-32 │катастрофа │ Разрешение на ИВП на запрашивалось. Метеоусловия │ │ │нп Буденовский │не зарегистрирован,│ │простые. При выполнении полетов по осмотру │ │ │Ростовская область │принадлежность │ │сельхозугодий самолет столкнулся с землей, разрушился и│ │ │ │ООО "АЭРОАВИА" │ │сгорел. КВС погиб, пассажир получил серьезные ожоги и │ │ │ │ │ │находится в районной больнице │ ├───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┤ │ Воздушные суда, не имевшие сертификата летной годности │ ├───┬───────────────────┬───────────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┤ │9 │06.01.2013, │Самолет │авария │ Причиной аварии самолета ЕЭВС В-18Т RA-1594G явилась │ │ │район нп Подстепки,│В-18Т │ │потеря пилотом пространственной ориентировки в условиях│ │ │Самарская область │RA-1594G │ │ограниченной видимости при выполнении разворота на │ │ │ │ │ │предельно малой высоте над заснеженной поверхностью, │ │ │ │ │ │что привело к неконтролируемому увеличению крена │ │ │ │ │ │самолета, снижению и столкновению ВС левой плоскостью с│ │ │ │ │ │ледяной поверхностью водохранилища. │ │ │ │ │ │ Авиационное происшествие обусловлено сочетанием │ │ │ │ │ │следующих неблагоприятных факторов: │ │ │ │ │ │ отсутствием у пилота базовой подготовки в какой-либо │ │ │ │ │ │учебной авиационной организации, а также достаточного │ │ │ │ │ │опыта, необходимого для самостоятельного управления │ │ │ │ │ │воздушным судном; │ │ │ │ │ │ неспособностью пилота оценить метеоусловия из-за │ │ │ │ │ │отсутствия подготовки по метеорологии. │ │ │ │ │ │ Пилот свидетельства пилота не имеет, сертификат летной│ │ │ │ │ │годности ВС отсутствовал │ ├───┼───────────────────┼───────────────────┼─────────────┼───────────────────────────────────────────────────────┤ │10 │29.05.2013, │Гидросамолет │авария │ При посадке на пруд гидросамолет зацепил крылом │ │ │нп Нытва, Пермский │Корвет-J │ │поверхность воды и частично затонул. На момент │ │ │край │RA-0679G │ │авиационного происшествия сертификат летной годности ВС│ │ │ │ │ │отсутствовал │ └───┴───────────────────┴───────────────────┴─────────────┴───────────────────────────────────────────────────────┘
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области