Письмо Росавиации от 28.05.2019 N Исх-17109/02 "Информация по безопасности полетов N 8"


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО
от 28 мая 2019 г. N Исх-17109/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 8

С наступлением весенне-летнего периода эксплуатации воздушных судов, а также с увеличением интенсивности воздушных перевозок, наблюдается рост числа инцидентов и добровольных сообщений о столкновениях (угрозе столкновения) воздушных судов с птицами. Пик активности приходится на июнь и июль месяцы, когда число столкновений с птицами достигает 150 - 180 случаев.

По состоянию на 01.05.2019 зафиксировано 17 инцидентов, а также 168 добровольных сообщений о столкновениях воздушных судов с птицами. При этом 11 инцидентов (из них 7 произошло на территории Российской Федерации) и 108 добровольных сообщений приходятся на апрель месяц.

В период с июня по август 2018 года число инцидентов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами, было меньше, по сравнению с 2016 и 2017 годом, однако общее количество столкновений (инцидентов и добровольных сообщений) остается на уровне предыдущих лет.

В 2018 году произошло авиационное происшествие (авария) 01.06.2018 с вертолетом Ми-8Т RA-25350 в 37 км северо-восточнее аэродрома Омск (Центральный), связанное с попаданием птицы в левый двигатель. При выполнении вынужденной посадки вертолет получил значительные повреждения. Промежуточный отчет размещен на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети интернет по адресу https://mak-iac.org/upload/iblock/961/report_ra-25350_pr.pdf.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на снижение рисков для безопасности полетов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами, Росавиацией, в рамках своих полномочий, в 2015 - 2018 годах были подготовлены информации по безопасности полетов (директивные письма):

N 19 (письмо от 18.09.2015 N АН1.02-3056);

телеграмма от 19.05.2016 N 191052;

N 8 (письмо от 24.05.2016 N 02.3-1875);

N 11 (письмо от 29.06.2016 N АН1.02-2302);

N 6 (письмо от 09.06.2017 N Исх-12929/02);

N 6 (письмо от 12.04.2018 N Исх-8846/02);

директивное письмо от 04.06.2018 N Исх-13636;

N 12 (телеграмма от 19.07.2018 N 190800)

с анализом случаев столкновений воздушных судов с птицами, происшедших в аэропортах Российской Федерации, и рекомендациями по обеспечению безопасности полетов, в том числе:

о проведении оценки эффективности принимаемых мер по орнитологическому обеспечению полетов;

о создании внештатных групп (где они не созданы) из представителей аэродромной службы, инспекции по безопасности полетов, органа ОВД, подразделения Росгидромета, ответственного за метеообеспечение полетов на аэродроме, в целях комплексного контроля за орнитологической обстановкой на аэродроме;

о рассмотрении вопроса о формировании бюджета предприятия на очередной год с учетом необходимых ассигнований на закупку средств для отпугивания птиц и обновления их устаревших образцов;

о проведении обследования района аэродрома (ежемесячно) для исключения создания на нем не согласованных с оператором аэродрома объектов, способствующих скоплению птиц (организованных и неорганизованных свалок, ферм, строящихся площадных объектов, требующих снятия верхнего грунтового слоя, и др.);

о проведении анализа опубликованной в АИП России аэронавигационной информации по аэродрому в части орнитологического обеспечения полетов.

Также для повышения качества орнитологического обеспечения полетов, исходя из индивидуальных особенностей аэродрома и прилегающих к нему территорий, предлагалось:

регулярно проводить орнитологические обследования района аэродрома, в том числе с привлечением сотрудников специализированных научных организаций;

анализировать видовую принадлежности птиц, гнездящихся в районах аэродромов, а также наличие проходящих через район аэродрома путей суточной и сезонной миграции птиц;

своевременно выявлять и ликвидировать факторы, способствующие скоплению птиц (образование кустарников, болотистых образований, мест, гнездования, кладок яиц и т.д.);

операторами сертифицированных аэродромов осуществлять сбор и анализировать данные обо всех случаях столкновений воздушных судов с птицами и другими животными (приводящих и не приводящих к инцидентам) в рамках собственной системы управления безопасностью полетов (СУБП) с целью снижения связанных с этим рисков для безопасности полетов;

проводить занятия со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов, в том числе разборы размещаемых в АМРИПП Росавиации материалов расследований инцидентов, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами и другими животными (категории BIRD, WILD);

в рамках деятельности внештатных групп привлекать, по возможности, специалистов подразделений Росгидромета, специализированных научных и учебных заведений орнитологической направленности, профессиональных орнитологов, в том числе на договорной основе.

В 2015 году Росавиацией для организации сбора, анализа и обмена данными о столкновении с птицами была введена форма отчетности о столкновении воздушных судов с птицами (Информация по безопасности полетов N 19 за 2015 год), что позволило существенно повысить объективность оценок состояния орнитологического обеспечения полетов в аэропортах Российской Федерации (в приложении N 1 к данной информации по безопасности полетов содержатся комментарии и рекомендации по заполнению формы отчетности о столкновении воздушных судов с птицами).

Территориальными органами Росавиации и операторами аэродромов в адрес Росавиации были представлены доклады о реализации операторами аэродромов требований указанных директивных писем, в том числе об оборудовании (заключении договоров на поставку) аэродромов техническими и механическими средствами отпугивания птиц и животных.

Вместе с тем анализ результатов расследований авиационных событий, связанных со столкновениями воздушных судов с птицами, а также поступающей информации о столкновениях воздушных судов с птицами, не приведшими к авиационным инцидентам и происшествиям, показывает о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение эффективности орнитологического обеспечения полетов.

Предлагаю:

1. Руководителям территориальных органов Росавиации:

1.1. Довести настоящую информацию до подконтрольных организаций гражданской авиации.

1.2. До 10.06.2019 доложить в адрес Росавиации о выполнении подконтрольными организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в настоящей информации по безопасности полетов.

2. Руководителям операторов аэродромов:

2.1. Довести данную информацию до специалистов, ответственных за орнитологическое обеспечение полетов, и специалистов, ответственных за внедрение и функционирование СУБП.

2.2. Провести, в рамках функционирования СУБП, оценку эффективности уже принятых мер по орнитологическому обеспечению полетов, анализ полноты и качества реализации предложений (рекомендаций) Росавиации, изложенных в информациях по безопасности полетов (размещены в АМРИПП Росавиации, категория BIRD), организовать планирование работ по орнитологическому обеспечению полетов с их учетом.

2.3. При планировании мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов также учитывать необходимость:

ликвидации потенциальных мест скопления птиц, выявленных в результате наблюдений за птицами и их скоплениями на аэродроме и при аэродромной территории. При отсутствии возможности ликвидации - принятия мер по установке соответствующего оборудования для отпугивания птиц и противоприсадных средств;

организации соответствующей работы с собственниками зданий, сооружений и земельных участков по устранению мест массового скопления птиц;

приобретения нового орнитологического оборудования и обновления программного обеспечения имеющегося оборудования с учетом результатов проведенных эколого-орнитологических обследований;

поддержания минимально привлекательной для птиц высоты травостоя вблизи летного поля с учетом конкретных орнитологических условий на аэродроме;

проведения мероприятий по дератизации территории летного поля;

обучения и подготовки персонала, задействованного в орнитологическом обеспечении полетов.

2.4. Обеспечить финансирование запланированных мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов.

2.5. В рамках взаимодействия СУБП оператора аэродрома и эксплуатанта воздушного судна проработать вопросы улучшения обмена данными о столкновениях воздушных судов с птицами, а также уточнения и дополнения этих данных с учетом приложения 1 к настоящей информации.

3. Руководителям эксплуатантов воздушных судов проконтролировать знание и выполнение соответствующими специалистами процедур сбора данных и направления в адрес операторов аэродромов и Росавиации заполненных форм отчетности о столкновении с птицами.

Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО

Приложение
к письму Росавиации
от 28 мая 2019 г. N Исх-17109/02

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ О СТОЛКНОВЕНИИ С ПТИЦАМИ

Поле формы отчетности о столкновении с птицами
Рекомендация по заполнению
Разработчик/модификация двигателя
Необходимо максимально точно указывать тип и модификацию установленного на воздушном судне двигателя. Наличие этих сведений может быть в дальнейшем полезно для проведения, например, анализов соответствия двигателей сертификационным требованиям (пункт 33.76 Авиационных правил, часть 39 "Нормы летной годности двигателей воздушных судов") или пересмотра этих требований.
Следует также учитывать, что на одном и том же типе воздушного судна могут использоваться двигатели разных типов (например, самолеты типа А-320 могут эксплуатироваться с двигателями компании CFMI или IAE).
Сведения о разработчике/модификации двигателя следует получать/уточнять у эксплуатанта воздушного судна.
Дата
При заполнении поля необходимо указывать дату события по местному времени, а не по UTC.
Название аэродрома
1. Вносится название аэродрома, на котором произошло столкновение. Если столкновение произошло в районе аэродрома, это необходимо указать (например: "UUEE Шереметьево район"). В наименовании аэродрома желательно указывать четырехбуквенный код ИКАО.
2. Если место столкновения не установлено - поле не заполняется. В этом случае не надо указывать наименование аэродрома, на котором было обнаружено повреждение. При этом в поле "Замечания" желательно указать аэродром вылета и посадки воздушного судна, а также местное время взлета и посадки.
Используемая ВПП
Если место столкновения не установлено - поле не заполняется.
Местоположение воздушного судна, если оно находилось на маршруте:
Поле используется для случаев, когда событие произошло вне аэродрома или его района (поле "Название аэродрома" и "Используемая ВПП" не заполняются).
Высота (над уровнем земли)
Если известен этап полета или место столкновения с птицей, следует заполнить эти поля. Эти данные необходимо приводить на основании пояснений экипажа ВС или по данным средств объективного контроля.
Необходимо не забывать указывать единицу измерений скорости и высоты (км/ч/узлы; метры/футы).
Скорость (приборная)
Этап полета
Необходимо избегать противоречий при заполнении поля. Например, указывать несколько этапов полета; указывать этап полета при отсутствии данных о высоте и скорости (и наоборот).
Если этап полета не известен (поля формы "Название аэродрома", "Высота" и т.п. невозможно заполнить), необходимо сделать отметку только в позиции "не установлено".
Вид птиц
Необходимо стремиться к определению вида птицы, особенно если событие привело к инциденту или произошло в зоне ответственности аэродрома.
Для определения вида птицы желательно привлекать специализированные организации, например, ФГБУ науки "Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова" Российской академии наук.
Если решено провести исследования для определения вида птицы, по его завершению необходимо повторно направить в УИБП Росавиации форму отчетности, с включением в нее данных, полученных при исследовании.
Сведения о расходах (если известно)
Данные сведения могут использоваться для оценки "тяжести" последствий события. Например, можно предполагать, что величина затрат на восстановление летной годности воздушного судна взаимосвязана с серьезностью полученных или потенциально возможных повреждений.
Эти сведения приводятся ориентировочно и не предназначены для использования в судебных и иных разбирательствах.
Замечания (описание повреждения, травмы и другая полезная информация)
Рекомендуется внесение в это поле любой полезной информации, например, обстоятельства столкновения с птицей, аэродромы вылета и посадки, а также время взлета и посадки (для случаев, если этап полета не определен), последствия столкновения (например, появление запаха гари в кабине или салоне, невозможность уборки шасси).
К направляемой в электронном виде форме рекомендуется прикладывать фотографии (высокого разрешения) останков птицы, характера и размеров повреждений (с масштабной линейкой). Пакет файлов, направленный на адрес ibn2@scaa.ru, не должен превышать 10 Мбайт.

Примечание:

1. После заполнения электронной формы, скаченной с официального сайта Росавиации (https://www.favt.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-stolknoveniya-ptici/), нет необходимости ее печатать и сканировать для отправки по электронной почте (можно отправить вложенным файлом сразу после заполнения).

2. Дополнительные консультации по заполнению и отправке формы можно получить:

по телефону (495) 645-85-55, доб. 5238;

по электронной почте Lazarev_nd@scaa.ru, ibp2@scaa.ru.

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области