Письмо Росреестра от 03.11.2015 N 14-исх/15705-ГЕ/15 <О рассмотрении обращения> (вместе с <Письмами> Росреестра от 10.09.2015 N 14-08924/15, от 23.07.2015 N 14-07532/15)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 3 ноября 2015 г. N 14-исх/15705-ГЕ/15

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

Позиция Росреестра по вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем" в части возможности удостоверения документов, подготовленных для выдачи заявителям на бумажном носителе сотрудниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по итогам осуществления органами в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости полномочий в установленной сфере, ранее направлялась, в том числе письмами от 13.05.2015 N 02-исх/06811-АК/15, от 05.10.2015 N 14-исх/14331-ГЕ/15.

Кроме того, аналогичная позиция направлена (письмо от 23.07.2015 N 14-07532/15; копия прилагается).

Относительно рассматриваемого в обращении второго способа предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, направлено письмо от 10.09.2015 N 14-08924/15 (копия прилагается).

При этом необходимо отметить, что оба описанных в обращении способа предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости, предусматривают на первом этапе направление запроса в электронном виде непосредственно в Росреестр, а затем выдачу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг подготовленного по результатам рассмотрения запроса органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (органом кадастрового учета), документа в бумажной форме.

Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), путем заполнения заявителем формы такого запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок ЕГРП), в случае представления запроса о правах на объект недвижимости (общедоступных сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости), о переходе прав на объект недвижимости, о содержании правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости, а также о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, о выдаче копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, копий правоустанавливающих и (или) копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов, в электронной форме, такой запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости, а если таким объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс или объект недвижимости, расположенный на территории более одного регистрационного округа (линейное сооружение), - в Росреестр.

В силу пункта 7 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок ГКН), в случае представления запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в электронной форме, а также запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде бумажной копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, такой запрос представляется в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос.

Соответственно, процедура обработки представленного заявителем в электронной форме запроса организована таким образом, что такой запрос автоматически "маршрутизируется" (если это не запрос о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), по месту нахождения объекта недвижимости (заявитель в данной ситуации не выбирает по своему усмотрению орган, в который должен быть направлен на рассмотрение запрос и от которого, соответственно, должен быть получен ответ).

В свою очередь, пунктом 2 Порядка ЕГРП предусмотрено, что запрос может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 Порядка ГКН.

Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании соглашения о взаимодействии, заключенного между многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, действующим в соответствующем субъекте Российской Федерации, и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего деятельность в данном субъекте Российской Федерации.

Кроме того, относительно указанного в обращении обоснования внесения предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации (необходимость представления бумажных документов судам, кредитным организациям) отмечаем, что в настоящее время в соответствии с федеральными законами от 13.07.2015 N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2014 N 486-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости":

если для осуществления банковских операций и других сделок кредитной организации, осуществления страхования необходимы сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, кредитные организации, страховые организации запрашивают и получают в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, в органе кадастрового учета сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, только в электронной форме посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", или иных технических средств связи;

для совершения нотариального действия нотариус в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", запрашивает и получает в установленные указанными федеральными законами сроки в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости;

судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, по их запросам предоставляются в форме документов на бумажном носителе или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, копии правоустанавливающих документов и (или) копии иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов;

судам, правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями, по их запросам предоставляются в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иных технических средств связи, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, копии документов, помещенных в кадастровые дела.

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2015 г. N 14-08924/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

Согласно пункту 5 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок ГКН), сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональном центре только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом кадастрового учета в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии.

Аналогичное положение закреплено в пункте 5 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок ЕГРП).

Связано такое регулирование со следующим.

Целью создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и наделения их полномочиями по приему запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, и выдаче (направлению) документов по результатам их рассмотрения являлось повышение качества оказания соответствующих государственных услуг Росреестра за счет увеличения количества офисов приема документов для оказания данных услуг и сокращения таким образом очередей для заявителей, обращающихся за получением государственной услуги лично.

Возможность представить запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде также направлена на повышение качества оказания соответствующих государственных услуг Росреестра, в том числе посредством сокращения очередей, но приоритетным в данном случае является переориентирование (стимулирование) заявителя на получение государственных услуг именно в электронном виде, сокращение бумажного документооборота.

Соответствующие цели (минимизация бумажного документооборота и перевод услуг преимущественно в электронный вид при условии сохранения комфортных условий оказания услуг заявителям, создание технологий, препятствующих увеличению затрат потребителей государственных услуг) закреплены в плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р.

Кроме того, установленные приказами Минэкономразвития России от 16.12.2010 N 650 и от 30.07.2010 N 343 размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в форме электронных документов ниже, чем за предоставление указанных сведений в форме документов на бумажных носителях.

Соответственно, совмещение возможности подачи запроса в электронном виде и получения результата его рассмотрения в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг в виде бумажного документа не решает задачу перехода на оказание государственных услуг в электронном виде, без необходимости личного посещения органа, оказывающего государственную услугу, сокращения бумажного документооборота и затрат потребителей государственных услуг.

Кроме того, запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в государственном кадастре недвижимости, в электронном виде представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, (орган кадастрового учета) путем заполнения заявителем формы такого запроса, размещенной на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ЕГРП в случае представления запроса о правах на объект недвижимости (общедоступных сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости), о переходе прав на объект недвижимости, о содержании правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости, а также о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости, о выдаче копии договора, иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенных в простой письменной форме, копий правоустанавливающих и (или) копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов, в электронной форме, такой запрос представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости, а если таким объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс или объект недвижимости, расположенный на территории более одного регистрационного округа (линейное сооружение), - в Росреестр.

В силу пункта 7 Порядка ГКН в случае представления запроса о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в электронной форме, а также запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде бумажной копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, такой запрос представляется в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости или территории, в отношении которых представляется такой запрос.

Соответственно, процедура обработки представленного заявителем в электронной форме запроса организована таким образом, что такой запрос автоматически "маршрутизируется" (если это не запрос о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (орган кадастрового учета), по месту нахождения объекта недвижимости (заявитель в данной ситуации не выбирает (не указывает в запросе) самостоятельно орган, в который должен быть направлен на рассмотрение запрос и от которого, соответственно, должен быть получен ответ).

В свою очередь, пунктом 2 Порядка ЕГРП предусмотрено, что запрос может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном Правительством Российской Федерации порядке заключено соглашение о взаимодействии. Аналогичное положение закреплено в пункте 2 Порядка ГКН.

Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании соглашений о взаимодействии, заключенных между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов (при отсутствии территориальных органов или в случае отсутствия у территориальных органов полномочий на заключение соглашений - федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда).

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2015 г. N 14-07532/15

В Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии рассмотрено обращение, в связи с чем сообщаем.

1. Принимая во внимание, что Росреестр не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять в том числе методическое обеспечение и мониторинг деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), по первому вопросу обращения отмечаем.

По вопросу, связанному с применением положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 250 "Об утверждении требований к составлению и выдаче заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, и к выдаче заявителям на основании информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем" (далее - Постановление N 250) в части возможности удостоверения документов, подготовленных для выдачи заявителям на бумажном носителе сотрудниками МФЦ по итогам осуществления органом в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости полномочий в установленной сфере, Росреестр направил запрос от 13.05.2015 N 02-ИСХ/06811-АК/15 в Минэкономразвития России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в том числе в сфере осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, методическое обеспечение и мониторинг деятельности МФЦ.

Учитывая изложенное, полагаем возможным в данный момент высказать только свое мнение по вышеуказанному вопросу.

В соответствии с пунктами 6.1 и 7 части 1 статьи 16 Закона N 210-ФЗ МФЦ осуществляют в том числе:

составление и выдачу заявителям документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 250;

прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, включая составление на бумажном носителе и заверение выписок из указанных информационных систем, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 250; если иное не предусмотрено правилами организации деятельности МФЦ, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, составленные на бумажном носителе и заверенные МФЦ выписки из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, приравниваются к выпискам из информационных систем на бумажном носителе, составленным самим органом, предоставляющим государственные услуги, или органом, предоставляющим муниципальные услуги.

Выдача документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), на бумажном носителе, оформленных сотрудниками МФЦ на основании электронных документов, направленных в МФЦ территориальными органами Росреестра и филиалами ФГБУ "ФКП Росреестра", то есть органами, непосредственно оказывающими государственные услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ГКН и ЕГРП, не предусмотрена нормами специальных нормативных правовых актов Российской Федерации, непосредственно регулирующих данные правоотношения. Такими специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

федеральные законы от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации);

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 N 75 (далее - Порядок N 75);

Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 07.11.2012 N 716 (далее - Порядок N 716);

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок N 180);

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 766 (далее - Порядок N 766).

В силу пункта 2 статьи 9 Закона о регистрации МФЦ могут осуществлять прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, и выдачу (направление) соответствующих документов.

В соответствии же с пунктом 3 статьи 9 Закона о регистрации выдача информации о зарегистрированных правах относится к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав и его территориальных органов. Кроме того, при наделении решением федерального органа в области государственной регистрации предусмотренные Законом о регистрации полномочия органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 10 Закона о регистрации, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, которые в целях применения установленных Законом о регистрации правил считаются органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, что также установлено пунктом 2 статьи 9 Закона о регистрации.

Согласно пункту 5 Порядка N 180 заявитель самостоятельно указывает в запросе один из следующих способов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП:

предоставление сведений в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ;

предоставление сведений в виде бумажного документа, который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством почтового отправления;

предоставление сведений в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством электронной почты;

предоставление сведений в виде электронного документа, который направляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.

В соответствии с пунктами 28, 29 Порядка N 180, пунктом 42 Порядка N 766 при предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в виде электронного документа такой документ заверяется электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. При предоставлении сведений в виде бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заверяется оттиском печати данного органа.

Однако в отличие от ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенного решением Росреестра полномочиями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, МФЦ при осуществлении указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 9 Закона о регистрации полномочий, как указано выше, не являются (не считаются) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.

Законом о регистрации и Порядком N 180 предусмотрена передача, выдача сведений, содержащихся в ЕГРП, в МФЦ только в виде бумажного документа в случае указания такого способа в запросе о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заверен оттиском печати данного органа.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о кадастре МФЦ могут осуществлять прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов.

Пунктом 5 Порядка N 75 предусмотрено, что в запросе о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, заявителем указывается один из следующих способов предоставления сведений, внесенных в ГКН:

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении. Сведения, внесенные в ГКН, предоставляются заявителю в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ только в случае представления запроса в виде бумажного документа при личном обращении в МФЦ, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде бумажного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством почтового отправления;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты;

предоставление сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов.

Согласно пунктам 28, 29 Порядка N 75, пункту 44 Порядка N 716 при предоставлении сведений, внесенных в ГКН, в виде электронного документа, такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью органа кадастрового учета и размещаются на официальном сайте, ссылка на которые направляется органом кадастрового учета заявителю посредством электронной почты или посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов; при предоставлении сведений в виде бумажного документа такой документ подписывается уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа.

Однако в отличие от ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенного решением Росреестра полномочиями органа кадастрового учета, МФЦ при осуществлении указанных в части 2 статьи 3 Закона о кадастре полномочий не являются (не считаются) органом кадастрового учета.

Законом о кадастре и Порядком N 75 предусмотрена передача, выдача сведений, внесенных в ГКН, в МФЦ только в виде бумажного документа в случае указания такого способа в запросе о предоставлении сведений, внесенных в ГКН, при этом такой бумажный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и заверен оттиском печати данного органа.

Таким образом, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" передают в МФЦ бумажные документы, подписанные уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, или органа кадастрового учета и заверенные оттиском печати соответствующего органа.

При этом также необходимо учитывать различные размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, в бумажном и электронном виде, установленные приказами Минэкономразвития России от 16.12.2010 N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" и от 30.07.2010 N 343 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы".

При предоставлении государственных услуг по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, в электронном виде, в том числе при выдаче заявителю результата оказания данных государственных услуг в электронном виде в соответствии с выбранным заявителем в запросе способом получения результата оказания данных государственных услуг, сведения должны быть предоставлены непосредственно заявителю именно тем способом, который он указал в запросе, а не посредством "перевода" электронного документа в бумажный вид МФЦ.

Таким образом, сотрудники МФЦ не могут распечатывать на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, подготовленных по результатам предоставления государственной услуги в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверять их своей подписью. (Такие документы не будут соответствовать требованиям Порядка N 180 и Порядка N 75.)

При поступлении позиции Минэкономразвития России по данному вопросу она будет доведена до территориальных органов Росреестра, ФГБУ "ФКП Росреестра" и его филиалов; Общественный совет при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также будет дополнительно проинформирован.

2. Статьей 7 Закона о регистрации, статьей 14 Закона о кадастре, принятыми в их развитие указанными выше приказами Минэкономразвития России, регулирующими порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, предусмотрено предоставление таких сведений в том числе в виде электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (органа кадастрового учета).

Формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, в том числе посредством доступа к информационным ресурсам, содержащим сведения ЕГРП и ГКН, утверждены приказами Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", от 01.10.2013 N 566 "Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости".

В соответствии со статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Согласно статье 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК):

письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа;

документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Верховным Судом Российской Федерации.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (вступает в силу с 15.09.2015) письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Принимая во внимание изложенное, полагаем, что полученные в форме электронных документов сведения ЕГРП и ГКН могут быть использованы в качестве доказательства в судебном процессе. Вместе с тем оценку допустимости такого доказательства вправе давать только суд.

При этом, как представляется, надлежащим письменным доказательством будет являться документ, в виде которого предоставлены сведения ЕГРП и ГКН, соответствующий по форме и содержанию названным выше приказам Минэкономразвития России.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.ЛЕЩЕНКО

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области